Односторонний отказ от договора недобросовестного поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от договора недобросовестного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Включение в РНП сведений об участниках закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в случае одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора в реестр недобросовестных поставщиков могут быть включены сведения, если в отношении такого заказчика непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в случае одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора в реестр недобросовестных поставщиков могут быть включены сведения, если в отношении такого заказчика непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...ИП... (далее - предприниматель) обратился в... суд... с заявлением к... УФАС... (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения... о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и включении сведений об ИП... в реестр недобросовестных поставщиков.
(КонсультантПлюс, 2025)"...ИП... (далее - предприниматель) обратился в... суд... с заявлением к... УФАС... (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения... о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и включении сведений об ИП... в реестр недобросовестных поставщиков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Автором статьи анализируются правовые аспекты включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в особенности как следствие одностороннего отказа корпоративного заказчика, находящегося под действием иностранных санкций, от исполнения договора. В статье на основе анализа нормативной базы, правоприменительной практики, доктринальных позиций, а также статистических данных сделана попытка проанализировать механизм реализации введенных регуляторных мероприятий по защите интересов заказчиков, находящихся под санкционным давлением. Высказано предположение, что указанный механизм будет направлен на сдерживание и минимизацию негативного эффекта от санкций для корпоративных заказчиков. При этом автором указывается на недостатки проведенных изменений в Законе о закупках, в том числе выраженных в отсутствии у участника закупки осведомленности о наличии санкционных ограничений у заказчика, а также отсутствии соразмерности применяемой к поставщику меры ответственности степени причиненного заказчику вреда.
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Автором статьи анализируются правовые аспекты включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в особенности как следствие одностороннего отказа корпоративного заказчика, находящегося под действием иностранных санкций, от исполнения договора. В статье на основе анализа нормативной базы, правоприменительной практики, доктринальных позиций, а также статистических данных сделана попытка проанализировать механизм реализации введенных регуляторных мероприятий по защите интересов заказчиков, находящихся под санкционным давлением. Высказано предположение, что указанный механизм будет направлен на сдерживание и минимизацию негативного эффекта от санкций для корпоративных заказчиков. При этом автором указывается на недостатки проведенных изменений в Законе о закупках, в том числе выраженных в отсутствии у участника закупки осведомленности о наличии санкционных ограничений у заказчика, а также отсутствии соразмерности применяемой к поставщику меры ответственности степени причиненного заказчику вреда.
Статья: Иск о признании договора расторгнутым: вопросы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Так как законом предусмотрено включение нарушающих свои обязательства по публичным договорам контрагентов в список недобросовестных поставщиков как один из способов защиты права и условием реализации такого способа является расторжение договора в судебном порядке, следовательно, обращение в суд с требованием о признании договора расторгнутым при наличии одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по вине его контрагента является надлежащим способом защиты права заказчика.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)Так как законом предусмотрено включение нарушающих свои обязательства по публичным договорам контрагентов в список недобросовестных поставщиков как один из способов защиты права и условием реализации такого способа является расторжение договора в судебном порядке, следовательно, обращение в суд с требованием о признании договора расторгнутым при наличии одностороннего отказа заказчика от исполнения договора по вине его контрагента является надлежащим способом защиты права заказчика.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, включение в реестр недобросовестных поставщиков признано незаконным. Суды пришли к выводу о том, что исполнитель считается уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе от исполнения контракта только при выполнении заказчиком всех требований, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. В противном случае юридический факт расторжения договора не наступает.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, включение в реестр недобросовестных поставщиков признано незаконным. Суды пришли к выводу о том, что исполнитель считается уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе от исполнения контракта только при выполнении заказчиком всех требований, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. В противном случае юридический факт расторжения договора не наступает.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)При таких обстоятельствах у антимонопольного органа не имелось правовых оснований для вывода о соблюдении учреждением порядка одностороннего отказа от исполнения уже расторгнутого контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, в действиях которого отсутствует недобросовестность.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)При таких обстоятельствах у антимонопольного органа не имелось правовых оснований для вывода о соблюдении учреждением порядка одностороннего отказа от исполнения уже расторгнутого контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, в действиях которого отсутствует недобросовестность.
Статья: Об исполнении и расторжении договоров, заключенных должником до возбуждения дела о банкротстве
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Например, в силу п. 5 ст. 102 Закона о банкротстве специальное право на отказ не распространяется на договоры должника, заключенные в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления. Но если договором поставки, заключенным в процедуре наблюдения должником в качестве покупателя, предусмотрено право одностороннего отказа от исполнения договора путем направления уведомления поставщику, то такое право, безусловно, может быть реализовано в конкурсном производстве, когда хозяйственная деятельность должника прекращается и целесообразность в покупке товаров для должника отсутствует. Вместе с тем и без одностороннего отказа покупатель-должник вправе обратиться в суд за взысканием задолженности с поставщика по такому договору (например, относительно неотработанного поставщиком аванса).
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Например, в силу п. 5 ст. 102 Закона о банкротстве специальное право на отказ не распространяется на договоры должника, заключенные в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления. Но если договором поставки, заключенным в процедуре наблюдения должником в качестве покупателя, предусмотрено право одностороннего отказа от исполнения договора путем направления уведомления поставщику, то такое право, безусловно, может быть реализовано в конкурсном производстве, когда хозяйственная деятельность должника прекращается и целесообразность в покупке товаров для должника отсутствует. Вместе с тем и без одностороннего отказа покупатель-должник вправе обратиться в суд за взысканием задолженности с поставщика по такому договору (например, относительно неотработанного поставщиком аванса).
Вопрос: Вправе ли антимонопольный орган подготовить заключение об отсутствии оснований для включения в РНП по причине наличия судебного спора о нарушении условий договора, или антимонопольный орган обязан высказаться по существу в случае обжалования принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вопрос: В случае если участником обжалуется принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения договора в судебном порядке на момент обращения заказчика в антимонопольный орган с целью включения участника в РНП, вправе ли антимонопольный орган подготовить заключение об отсутствии оснований для включения в РНП по причине наличия судебного спора о нарушении условий договора, или антимонопольный орган обязан высказаться по существу?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вопрос: В случае если участником обжалуется принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения договора в судебном порядке на момент обращения заказчика в антимонопольный орган с целью включения участника в РНП, вправе ли антимонопольный орган подготовить заключение об отсутствии оснований для включения в РНП по причине наличия судебного спора о нарушении условий договора, или антимонопольный орган обязан высказаться по существу?
Статья: Правовое значение достоверности реестра проблемных застройщиков
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Включаемые в подобные реестры сведения имеют неполный и разрозненный характер. Например, единый реестр проблемных объектов содержит сведения об участниках долевого строительства - гражданах, в отношении которых застройщиком нарушены сроки строительства, передачи объекта долевого строительства или застройщик признан банкротом; единый реестр застройщиков - сведения о застройщиках, участвующих в отношениях по долевому строительству (основные данные, о банкротстве, наличии проблемных объектов); реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) - информацию об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов; реестр недобросовестных участников аукционов - сведения о недобросовестных участниках аукционов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и т.д.
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Включаемые в подобные реестры сведения имеют неполный и разрозненный характер. Например, единый реестр проблемных объектов содержит сведения об участниках долевого строительства - гражданах, в отношении которых застройщиком нарушены сроки строительства, передачи объекта долевого строительства или застройщик признан банкротом; единый реестр застройщиков - сведения о застройщиках, участвующих в отношениях по долевому строительству (основные данные, о банкротстве, наличии проблемных объектов); реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) - информацию об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов; реестр недобросовестных участников аукционов - сведения о недобросовестных участниках аукционов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, и т.д.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Долгое время в правоприменительной практике дискутировался вопрос о том, должен ли антимонопольный орган оценивать легальность одностороннего отказа заказчика от контракта при рассмотрении дела о включении информации о поставщике в РНП.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Долгое время в правоприменительной практике дискутировался вопрос о том, должен ли антимонопольный орган оценивать легальность одностороннего отказа заказчика от контракта при рассмотрении дела о включении информации о поставщике в РНП.
Статья: Публично-правовые ограничения договорных отношений по энергоснабжению: соразмерность частноправовым началам и влияние на отраслевые проблемы
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В науке отмечается невозможность отказа коммерческих организаций от заключения публичного договора <10>, поскольку это необходимо для защиты экономически слабой стороны <11>, в том числе через предоставление ей права понудить к заключению договора <12>. Однако стоит согласиться с мнением, что безусловность такого механизма может приводить к запрещенному ст. 10 ГК РФ злоупотреблению правом, например если после расторжения публичного договора коммерсантом недобросовестный потребитель - неплательщик вновь будет обращаться за заключением нового договора <13>, в чем ему не может отказать в том числе и гарантирующий поставщик.
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В науке отмечается невозможность отказа коммерческих организаций от заключения публичного договора <10>, поскольку это необходимо для защиты экономически слабой стороны <11>, в том числе через предоставление ей права понудить к заключению договора <12>. Однако стоит согласиться с мнением, что безусловность такого механизма может приводить к запрещенному ст. 10 ГК РФ злоупотреблению правом, например если после расторжения публичного договора коммерсантом недобросовестный потребитель - неплательщик вновь будет обращаться за заключением нового договора <13>, в чем ему не может отказать в том числе и гарантирующий поставщик.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (1 квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Несвоевременное начало выполнения условий контракта или медленное выполнение работ дает заказчику право отказаться от исполнения такого договора, а ФАС России - внести информацию о таком подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Несвоевременное начало выполнения условий контракта или медленное выполнение работ дает заказчику право отказаться от исполнения такого договора, а ФАС России - внести информацию о таком подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О реестре недобросовестных поставщиков говорится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, согласно которому в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О реестре недобросовестных поставщиков говорится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, согласно которому в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Статья: Ошибки корпоративных заказчиков при взаимодействии с антимонопольным органом
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Другой заслуживающей упоминание формой взаимодействия заказчика и ФАС России является направление в антимонопольный орган информации об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого введены санкции или меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 8)Другой заслуживающей упоминание формой взаимодействия заказчика и ФАС России является направление в антимонопольный орган информации об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого введены санкции или меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В РНП включают участника закупки, если он уклонился от заключения договора, если договор с ним расторгнут в судебном порядке или если заказчик, против которого ввели санкции и (или) ограничения, в одностороннем порядке отказался от исполнения договора из-за нарушений со стороны поставщика.
(КонсультантПлюс, 2025)В РНП включают участника закупки, если он уклонился от заключения договора, если договор с ним расторгнут в судебном порядке или если заказчик, против которого ввели санкции и (или) ограничения, в одностороннем порядке отказался от исполнения договора из-за нарушений со стороны поставщика.
Статья: Проблемы правового регулирования сделок B2B
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.
(Дургарян К.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Во-вторых, исполнители лишены потенциальной возможности противодействовать нарушению своих прав. К примеру, соглашение с заказчиком не может быть расторгнуто по инициативе самого поставщика, ведь это действие может быть расценено в качестве злоупотребления правом по отношению к добросовестной стороне. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ФЗ N 44 не содержится список оснований, которые дали бы возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако подобное условие присутствует у покупателя. Если со стороны заказчика поступит подобный отказ, то информация о контрагенте сразу будет передана в Реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет за собой невозможность его дальнейшего участия в тендерной деятельности на протяжении двух лет. Это правило породило увеличение случаев внесения в Реестр исполнителей, основанных на обращениях заказчиков. При этом, по данным статистики, далеко не все жалобы на поставщиков приводили к внесению в указанный реестр из-за необоснованности и отсутствия оснований для реального расторжения договора. Справиться с подобной ситуацией позволит предоставление поставщикам правомочия по защите своих прав, установления четкого перечня обстоятельств одностороннего отказа от сделки, а также предоставление возможности обжалования такого решения контрагентом.