Одн в аварийном доме
Подборка наиболее важных документов по запросу Одн в аварийном доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Приведенная норма части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, таким образом, имеет ярко выраженный социальный характер и направлена на ограждение граждан, вынужденных проживать в непригодных для этого условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом инженерных систем ветхих и аварийных домов. Между тем, освобождение конечных потребителей от оплаты объемов электроэнергии, поставленной в ветхие и аварийные дома на общедомовые нужды, и превышающих норматив потребления коммунальной услуги электроснабжения, само по себе не означает, что указанные объемы подлежат безвозмездному приобретению на оптовом рынке электрической энергии и безвозмездной передаче субъектам розничного рынка этой энергии. Однако, устанавливая меру социальной защиты граждан, проживающих в неблагоприятных условиях, законодатель не определил механизм компенсации экономически обоснованных расходов, понесенных субъектами электроэнергетики, на производство, приобретение и передачу названных объемов электрической энергии."
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2025 N 13АП-11579/2025 по делу N А26-2980/2024
Категория спора: Передача ресурсов через присоединенную сеть (электроэнергия).
Требования заказчика: 1) О взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости фактических потерь электрической энергии; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Заявленная к взысканию задолженность образовалась вследствие отказа сетевой организации оплачивать гарантирующему поставщику потери, возникшие во внутридомовых сетях многоквартирных домов, признанных в установленном порядке ветхими (аварийными) или подлежащими сносу.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О приостановлении производства по делу - в случае невозможности рассмотрения дела до разрешения другого дела - отказано.Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2024 N 307-ЭС23-21942 по делу N А42-7015/2022, норма части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении имеет ярко выраженный социальный характер и направлена на ограждение граждан, вынужденных проживать в непригодных для этого условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом инженерных систем ветхих и аварийных домов. Между тем, освобождение конечных потребителей от оплаты объемов электроэнергии, поставленной в ветхие и аварийные дома на общедомовые нужды, и превышающих норматив потребления коммунальной услуги электроснабжения, само по себе не означает, что указанные объемы подлежат безвозмездному приобретению на оптовом рынке электрической энергии и безвозмездной передаче субъектам розничного рынка этой энергии. Однако, устанавливая меру социальной защиты граждан, проживающих в неблагоприятных условиях, законодатель не определил механизм компенсации экономически обоснованных расходов, понесенных субъектами электроэнергетики, на производство, приобретение и передачу названных объемов электрической энергии.
Категория спора: Передача ресурсов через присоединенную сеть (электроэнергия).
Требования заказчика: 1) О взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости фактических потерь электрической энергии; 2) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Заявленная к взысканию задолженность образовалась вследствие отказа сетевой организации оплачивать гарантирующему поставщику потери, возникшие во внутридомовых сетях многоквартирных домов, признанных в установленном порядке ветхими (аварийными) или подлежащими сносу.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О приостановлении производства по делу - в случае невозможности рассмотрения дела до разрешения другого дела - отказано.Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2024 N 307-ЭС23-21942 по делу N А42-7015/2022, норма части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении имеет ярко выраженный социальный характер и направлена на ограждение граждан, вынужденных проживать в непригодных для этого условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом инженерных систем ветхих и аварийных домов. Между тем, освобождение конечных потребителей от оплаты объемов электроэнергии, поставленной в ветхие и аварийные дома на общедомовые нужды, и превышающих норматив потребления коммунальной услуги электроснабжения, само по себе не означает, что указанные объемы подлежат безвозмездному приобретению на оптовом рынке электрической энергии и безвозмездной передаче субъектам розничного рынка этой энергии. Однако, устанавливая меру социальной защиты граждан, проживающих в неблагоприятных условиях, законодатель не определил механизм компенсации экономически обоснованных расходов, понесенных субъектами электроэнергетики, на производство, приобретение и передачу названных объемов электрической энергии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Вместе с тем при поставке электрической энергии на ОДН в ветхие, аварийные дома при наличии исправного прибора учета объем переданного коммунального ресурса определяется с учетом норматива потребления.
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Вместе с тем при поставке электрической энергии на ОДН в ветхие, аварийные дома при наличии исправного прибора учета объем переданного коммунального ресурса определяется с учетом норматива потребления.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Решение Верховного Суда РФ от 18.06.2012 N АКПИ12-551
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам, согласно которому размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета определяется по формуле 9, приведенной в этом подпункте. В обоснование заявленного требования ссылается на то, что в соответствии с указанной формулой учет объема коммунального ресурса (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), потребленного на общедомовые нужды, определяется не с помощью приборов учета, а расчетным путем как разница между показаниями общедомового прибора учета и количеством коммунального ресурса, потребленного во всех помещениях, не относящихся к общедомовой собственности. Такой способ учета не позволяет выделить расходы коммунального ресурса, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (аварии, халатность управляющей организации и т.п.), тогда как названные расходы не являются предоставленной услугой, подлежащей оплате в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что учет коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, должен проводиться не расчетным методом, а с использованием приборов учета либо исходя из нормативов предоставления коммунального ресурса на общедомовые нужды.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307>Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам, согласно которому размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета определяется по формуле 9, приведенной в этом подпункте. В обоснование заявленного требования ссылается на то, что в соответствии с указанной формулой учет объема коммунального ресурса (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), потребленного на общедомовые нужды, определяется не с помощью приборов учета, а расчетным путем как разница между показаниями общедомового прибора учета и количеством коммунального ресурса, потребленного во всех помещениях, не относящихся к общедомовой собственности. Такой способ учета не позволяет выделить расходы коммунального ресурса, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (аварии, халатность управляющей организации и т.п.), тогда как названные расходы не являются предоставленной услугой, подлежащей оплате в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что учет коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, должен проводиться не расчетным методом, а с использованием приборов учета либо исходя из нормативов предоставления коммунального ресурса на общедомовые нужды.