Одн при непосредственном управлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Одн при непосредственном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2025 N 18АП-1482/2025 по делу N А34-5184/2020
Требование: О взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения, пеней.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части производство по делу прекращено.Исходя из положений вышеуказанных норм права на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса. То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими электрическую энергию непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Требование: О взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения, пеней.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части производство по делу прекращено.Исходя из положений вышеуказанных норм права на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса. То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими электрическую энергию непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2024 N 18АП-12049/2024 по делу N А07-13479/2024
Требование: О взыскании задолженности по договору электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг с целью содержания общего имущества многоквартирного дома, пеней.
Решение: Требование удовлетворено.Исходя из положений вышеуказанных норм права на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса. То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими электрическую энергию непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Требование: О взыскании задолженности по договору электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг с целью содержания общего имущества многоквартирного дома, пеней.
Решение: Требование удовлетворено.Исходя из положений вышеуказанных норм права на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса. То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими электрическую энергию непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как рассчитываются и оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключение составляют случаи, когда управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений либо способ управления таким домом не выбран или не реализован. В этом случае плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, включается в плату за коммунальные услуги (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключение составляют случаи, когда управление МКД осуществляется непосредственно собственниками помещений либо способ управления таким домом не выбран или не реализован. В этом случае плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, включается в плату за коммунальные услуги (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).
Статья: К вопросу о смене управляющих организаций по управлению многоквартирными домами
(Смирнова И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Одни авторы (Т.С. Саяпина и др.) отмечают удобство такого управления для собственников, поскольку членство и управление осуществляют одни и те же лица, вследствие чего легче решать различные ситуации, связанные собственно с управлением общим имуществом, более прозрачными становятся механизмы расходования денежных средств на общедомовые нужды. Другие авторы (Р.А. Курбанов, Е.В. Богданов и др.) среди преимуществ выделяют: прямое управление имуществом и оказание коммунальных услуг, защиту собственников перед ресурсоснабжающими организациями, возможность ведения коммерческой деятельности и др. Бесспорно, что управление общим имуществом товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами доказывает свое преимущество по сравнению с непосредственным управлением.
(Смирнова И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Одни авторы (Т.С. Саяпина и др.) отмечают удобство такого управления для собственников, поскольку членство и управление осуществляют одни и те же лица, вследствие чего легче решать различные ситуации, связанные собственно с управлением общим имуществом, более прозрачными становятся механизмы расходования денежных средств на общедомовые нужды. Другие авторы (Р.А. Курбанов, Е.В. Богданов и др.) среди преимуществ выделяют: прямое управление имуществом и оказание коммунальных услуг, защиту собственников перед ресурсоснабжающими организациями, возможность ведения коммерческой деятельности и др. Бесспорно, что управление общим имуществом товариществами собственников жилья или жилищными кооперативами доказывает свое преимущество по сравнению с непосредственным управлением.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")При выборе непосредственного управления сохраняется прежняя система оплаты общедомовых нужд в составе расходов на коммунальные услуги, которые отражаются в разделе 3 формы N 22-ЖКХ (ресурсы).
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")При выборе непосредственного управления сохраняется прежняя система оплаты общедомовых нужд в составе расходов на коммунальные услуги, которые отражаются в разделе 3 формы N 22-ЖКХ (ресурсы).
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 359
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"При выборе непосредственного управления сохраняется прежняя система оплаты общедомовых нужд в составе расходов на коммунальные услуги, которые отражаются в разделе 3 формы N 22-ЖКХ (ресурсы).
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"При выборе непосредственного управления сохраняется прежняя система оплаты общедомовых нужд в составе расходов на коммунальные услуги, которые отражаются в разделе 3 формы N 22-ЖКХ (ресурсы).
Статья: О возможной рыночной модели управления многоквартирным домом
(Генцлер И.В., Соколова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Отметим, что наличие обособленных общих денежных средств, принадлежащих собственникам помещений в МКД, позволяет им иметь резервные фонды, выплачивать вознаграждение председателю совета многоквартирного дома, оплачивать коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые нужды, услуги ЭСКО, а также возвращать заемные средства, привлеченные, например, на текущий ремонт, благоустройство или энергосберегающие мероприятия. Поскольку средства "фонда содержания дома" не являются средствами управляющей организации, они не учитываются в налогообложении ее доходов. Доходом УО будут средства, перечисляемые из "фонда содержания дома" на счет управляющей организации за услуги по управлению многоквартирным домом (и другие работы, выполняемые непосредственно УО).
(Генцлер И.В., Соколова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Отметим, что наличие обособленных общих денежных средств, принадлежащих собственникам помещений в МКД, позволяет им иметь резервные фонды, выплачивать вознаграждение председателю совета многоквартирного дома, оплачивать коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые нужды, услуги ЭСКО, а также возвращать заемные средства, привлеченные, например, на текущий ремонт, благоустройство или энергосберегающие мероприятия. Поскольку средства "фонда содержания дома" не являются средствами управляющей организации, они не учитываются в налогообложении ее доходов. Доходом УО будут средства, перечисляемые из "фонда содержания дома" на счет управляющей организации за услуги по управлению многоквартирным домом (и другие работы, выполняемые непосредственно УО).