Оценочная деятельность сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценочная деятельность сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 130 "Соединение и разъединение нескольких требований" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" членом саморегулируемой организации оценщиков не может быть лицо, имеющее неснятую либо непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
(Арбитражный суд Уральского округа)В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" членом саморегулируемой организации оценщиков не может быть лицо, имеющее неснятую либо непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об использовании для определения стоимости актива инвестиционных фондов отчета оценщика, который добровольно приостановил право осуществления оценочной деятельности, сохраняя при этом членство в СРО.
(Письмо Банка России от 10.09.2025 N 38-1-3/5560)Вопрос: Допускают ли требования п. 1.7 Указания Банка России от 25.08.2015 N 3758-У <1> использовать для определения стоимости актива отчет оценщика, который в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ <2> добровольно приостановил право осуществления оценочной деятельности, сохраняя при этом членство в саморегулируемой организации?
(Письмо Банка России от 10.09.2025 N 38-1-3/5560)Вопрос: Допускают ли требования п. 1.7 Указания Банка России от 25.08.2015 N 3758-У <1> использовать для определения стоимости актива отчет оценщика, который в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ <2> добровольно приостановил право осуществления оценочной деятельности, сохраняя при этом членство в саморегулируемой организации?
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Согласно п. 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе указанным федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Согласно п. 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе указанным федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)КАС РФ устанавливает порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В числе такого рода особенностей КАС РФ предусматривает приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)КАС РФ устанавливает порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. В числе такого рода особенностей КАС РФ предусматривает приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в ст. 126 КАС РФ, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Параллельно довольно активно развивался процесс законодательного регулирования создания и деятельности СРО. Принят Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <36>, предусматривающий создание СРО арбитражных управляющих с одновременным отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Аналогичный переход от лицензирования оценочной деятельности к созданию СРО оценщиков осуществлен с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ <37>, внесшего значительные изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <38>. Наконец, принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в настоящем Комментарии обозначается как Закон о СРО), регулирующий отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, их деятельностью и осуществлением взаимодействия с органами власти.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Параллельно довольно активно развивался процесс законодательного регулирования создания и деятельности СРО. Принят Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <36>, предусматривающий создание СРО арбитражных управляющих с одновременным отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Аналогичный переход от лицензирования оценочной деятельности к созданию СРО оценщиков осуществлен с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ <37>, внесшего значительные изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <38>. Наконец, принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в настоящем Комментарии обозначается как Закон о СРО), регулирующий отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, их деятельностью и осуществлением взаимодействия с органами власти.
Готовое решение: Кто может оказывать услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)Но оценщик не должен допускать перерывов в страховании своей ответственности, когда осуществляет оценочную деятельность, и без действующего договора страхования его нельзя признать субъектом оценочной деятельности. А значит, в период, когда его ответственность не застрахована, он не сможет правомерно провести оценку, выдать отчет об оценке объекта оценки. Такие выводы можно сделать из следующих требований закона. Субъектом оценочной деятельности может быть лишь лицо, которое застраховало свою ответственность, как того требует Закон об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 4 Закона об оценочной деятельности). Оценщик - член СРО оценщиков может не страховать свою ответственность на период приостановления права осуществлять оценочную деятельность (ч. 5 ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности). Осуществление оценщиком оценочной деятельности без действующего договора обязательного страхования ответственности - это основание для дисциплинарного комитета СРО оценщиков принять решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении из членов СРО оценщиков (абз. 5 ч. 6 ст. 24.4 Закона об оценочной деятельности).
(КонсультантПлюс, 2025)Но оценщик не должен допускать перерывов в страховании своей ответственности, когда осуществляет оценочную деятельность, и без действующего договора страхования его нельзя признать субъектом оценочной деятельности. А значит, в период, когда его ответственность не застрахована, он не сможет правомерно провести оценку, выдать отчет об оценке объекта оценки. Такие выводы можно сделать из следующих требований закона. Субъектом оценочной деятельности может быть лишь лицо, которое застраховало свою ответственность, как того требует Закон об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 4 Закона об оценочной деятельности). Оценщик - член СРО оценщиков может не страховать свою ответственность на период приостановления права осуществлять оценочную деятельность (ч. 5 ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности). Осуществление оценщиком оценочной деятельности без действующего договора обязательного страхования ответственности - это основание для дисциплинарного комитета СРО оценщиков принять решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении из членов СРО оценщиков (абз. 5 ч. 6 ст. 24.4 Закона об оценочной деятельности).
Статья: Границы компетенций эксперта и оценщика при рассмотрении дел об оспаривании кадастровой стоимости
(Мануилов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)Формулировка "...требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности" воспроизводит текст статьи 17 Закона об оценочной деятельности (в редакции от 31 июля 2020 года), которая относится к экспертам саморегулируемых организаций (далее также - СРО), но не имеет отношения к судебно-экспертной деятельности. Эксперт саморегулируемой организации является субъектом, соответствующим требованиям статьи 16 Закона об оценочной деятельности: "Экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков признается лицо, сдавшее квалификационный экзамен в области оценочной деятельности и избранное в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков".
(Мануилов А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)Формулировка "...требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности" воспроизводит текст статьи 17 Закона об оценочной деятельности (в редакции от 31 июля 2020 года), которая относится к экспертам саморегулируемых организаций (далее также - СРО), но не имеет отношения к судебно-экспертной деятельности. Эксперт саморегулируемой организации является субъектом, соответствующим требованиям статьи 16 Закона об оценочной деятельности: "Экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков признается лицо, сдавшее квалификационный экзамен в области оценочной деятельности и избранное в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков".
Статья: Определение и оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости
(Козин П.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)С целью уменьшения влияния различных негативных факторов на результаты оценки кадастровой, рыночной и иной стоимости оценочным сообществом, научно-методическими советами ряда саморегулируемых организаций в оценке, представителями Комитета по научным и методическим вопросам оценочной деятельности Союза саморегулируемых организаций оценщиков, со своей стороны, выпускаются методические разъяснения по различным вопросам оценочной деятельности, методические рекомендации по судебной стоимостной (оценочной) экспертизе объектов недвижимости, другие методические документы.
(Козин П.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)С целью уменьшения влияния различных негативных факторов на результаты оценки кадастровой, рыночной и иной стоимости оценочным сообществом, научно-методическими советами ряда саморегулируемых организаций в оценке, представителями Комитета по научным и методическим вопросам оценочной деятельности Союза саморегулируемых организаций оценщиков, со своей стороны, выпускаются методические разъяснения по различным вопросам оценочной деятельности, методические рекомендации по судебной стоимостной (оценочной) экспертизе объектов недвижимости, другие методические документы.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных СРО, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
Готовое решение: Облагается ли НДФЛ и страховыми взносами уплата работодателем членских взносов за своих работников
(КонсультантПлюс, 2025)Например, для ведения оценочной деятельности организации необходимо иметь в штате не менее двух оценщиков. В свою очередь оценщик должен являться членом одной из СРО и обязан уплачивать взносы, установленные этой СРО (ч. 1 ст. 4, ст. 15, абз. 2 ст. 15.1 Закона об оценочной деятельности). Уплачивая за своих работников-оценщиков взносы в СРО, организация действует в своих интересах. Поэтому уплаченная сумма не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников и не облагается НДФЛ (Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/32, от 01.09.2008 N 03-04-06-02/102).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, для ведения оценочной деятельности организации необходимо иметь в штате не менее двух оценщиков. В свою очередь оценщик должен являться членом одной из СРО и обязан уплачивать взносы, установленные этой СРО (ч. 1 ст. 4, ст. 15, абз. 2 ст. 15.1 Закона об оценочной деятельности). Уплачивая за своих работников-оценщиков взносы в СРО, организация действует в своих интересах. Поэтому уплаченная сумма не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников и не облагается НДФЛ (Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/32, от 01.09.2008 N 03-04-06-02/102).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Государственное регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг также осуществляется путем установления стандартов отдельных видов деятельности. Так, стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Они подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности СРО. В сфере образовательной деятельности действуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые призваны быть основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Государственное регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг также осуществляется путем установления стандартов отдельных видов деятельности. Так, стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Они подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности СРО. В сфере образовательной деятельности действуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые призваны быть основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.