Оценка уровней профессиональных рисков
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка уровней профессиональных рисков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Специальная оценка условий труда" Федерального закона "О специальной оценке условий труда"При таких обстоятельствах факт отсутствия вредных производственных факторов на рабочих местах истцов ответчиком не доказан (именно он должен был доказывать этот факт, а не истцы наличие вредных производственных факторов, исходя из норм ст. ст. 209.1, 214 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 4, 7 Закона N 426-ФЗ): именно на работодателе лежит обязанность по созданию безопасных условий труда на рабочих местах, оценке уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест, проведению СОУТ для определения наличия (отсутствия) вредных факторов на рабочих местах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926
"Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Масштабные изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации: что нового в сфере охраны труда
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 1)При этом без участия профсоюзного органа в таком вопросе не обойтись: его мнение работодатели должны запросить при оценке уровней профессиональных рисков.
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 1)При этом без участия профсоюзного органа в таком вопросе не обойтись: его мнение работодатели должны запросить при оценке уровней профессиональных рисков.
Готовое решение: Как составить положение о системе управления охраной труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков, планирование мероприятий по управлению ими и улучшению условий труда;
(КонсультантПлюс, 2025)выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков, планирование мероприятий по управлению ими и улучшению условий труда;
Типовая ситуация: Охрана труда: основные документы и обязанности работодателя и работника
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
Готовое решение: Как работодателю разработать инструкцию по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, в зависимости от специфики вашей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вы вправе установить в инструкции по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 2 Основных требований к правилам и инструкциям по охране труда).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, в зависимости от специфики вашей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вы вправе установить в инструкции по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 2 Основных требований к правилам и инструкциям по охране труда).
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<23> См., например: "Эксперт групп". Оценка профессиональных рисков для государственных служащих. URL: https://dpo4you.ru/media/tpost/55etfeef91-otsenka-professionalnih-riskov-dlya-gosu (дата обращения: 30.03.2025); Приказ Минтруда России от 28 декабря 2021 г. N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков" // СПС "КонсультантПлюс".
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<23> См., например: "Эксперт групп". Оценка профессиональных рисков для государственных служащих. URL: https://dpo4you.ru/media/tpost/55etfeef91-otsenka-professionalnih-riskov-dlya-gosu (дата обращения: 30.03.2025); Приказ Минтруда России от 28 декабря 2021 г. N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков до ввода в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
(КонсультантПлюс, 2025)разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков до ввода в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
Статья: Право на безопасные условия труда в свете новой концепции охраны труда
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Представляет интерес новая ст. 218 ТК РФ, определяющая категории рисков в сфере труда. В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Управление профессиональными рисками предполагает выявление опасностей на рабочих местах, оценку и снижение уровней профессиональных рисков. Особое внимание обращается не на компенсацию последствий рисков, а на профилактику. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению подготовлены, проект соответствующего приказа Министерства труда РФ обсуждается. Из статьи 218 ТК РФ следует, что это большой объем серьезной аналитической работы (обнаружение опасностей, распознавание, описание, включая источники, условия возникновения, потенциальные последствия). Кроме того, закон вводит новую обязанность работодателей вести расследование, оформление и учет микротравм (ст. 226 ТК РФ). Они не учитывались работодателями, склонными скрывать незначительные, с их точки зрения, травмы. Возникает вопрос, располагают ли работодатели возможностями вести такую профилактическую деятельность. Стоит заметить, что нормы о службе охраны труда у работодателей не подверглись изменениям (ст. 223 ТК РФ). По-прежнему работодатели сами определяют структуру и численность работников службы охраны труда и вряд ли готовы увеличить штаты сотрудников таких служб. Они озабочены сокращением расходов, поскольку воспринимают работников как затраты. Есть опасность, не станут ли принятые нормы формально существующими, но недействующими. По-видимому, работодателям стоит задуматься о введении должности специалиста по управлению рисками, что помогло бы справиться с профилактической работой. Профессиональный стандарт такого специалиста разработан и утвержден <7>.
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Представляет интерес новая ст. 218 ТК РФ, определяющая категории рисков в сфере труда. В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Управление профессиональными рисками предполагает выявление опасностей на рабочих местах, оценку и снижение уровней профессиональных рисков. Особое внимание обращается не на компенсацию последствий рисков, а на профилактику. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению подготовлены, проект соответствующего приказа Министерства труда РФ обсуждается. Из статьи 218 ТК РФ следует, что это большой объем серьезной аналитической работы (обнаружение опасностей, распознавание, описание, включая источники, условия возникновения, потенциальные последствия). Кроме того, закон вводит новую обязанность работодателей вести расследование, оформление и учет микротравм (ст. 226 ТК РФ). Они не учитывались работодателями, склонными скрывать незначительные, с их точки зрения, травмы. Возникает вопрос, располагают ли работодатели возможностями вести такую профилактическую деятельность. Стоит заметить, что нормы о службе охраны труда у работодателей не подверглись изменениям (ст. 223 ТК РФ). По-прежнему работодатели сами определяют структуру и численность работников службы охраны труда и вряд ли готовы увеличить штаты сотрудников таких служб. Они озабочены сокращением расходов, поскольку воспринимают работников как затраты. Есть опасность, не станут ли принятые нормы формально существующими, но недействующими. По-видимому, работодателям стоит задуматься о введении должности специалиста по управлению рисками, что помогло бы справиться с профилактической работой. Профессиональный стандарт такого специалиста разработан и утвержден <7>.
Статья: Личностный фактор в трудовом праве
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В целом же и в литературе, и на практике сложился подход о том, что за исключением случаев дискриминации работодатель свободен в выборе работников и способов их подбора в зависимости от того, какие критерии и качества по определенной трудовой функции он считает наиболее важными. При этом эксперты отмечают рост использования работодателем психологических тестов, направленных на определение структуры личности работника в ситуациях, когда работодатель стремится создать команду, где каждый член будет играть определенную роль <13>. Такого рода суждения подкрепляются даже примерами из правотворческой деятельности Минтруда РФ. Так, согласно Приложению N 5 к Рекомендациям по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска, утвержденному Приказом Минтруда РФ <14>, в качестве примеров предупредительных мер, направленных на предотвращение стрессов на работе, приводится рекомендация по обеспечению наличия в группах или командах работников со сходными типами личности (а значит, налицо учет психоэмоциональных и коммуникативных качеств работников при формировании трудовых коллективов).
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В целом же и в литературе, и на практике сложился подход о том, что за исключением случаев дискриминации работодатель свободен в выборе работников и способов их подбора в зависимости от того, какие критерии и качества по определенной трудовой функции он считает наиболее важными. При этом эксперты отмечают рост использования работодателем психологических тестов, направленных на определение структуры личности работника в ситуациях, когда работодатель стремится создать команду, где каждый член будет играть определенную роль <13>. Такого рода суждения подкрепляются даже примерами из правотворческой деятельности Минтруда РФ. Так, согласно Приложению N 5 к Рекомендациям по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска, утвержденному Приказом Минтруда РФ <14>, в качестве примеров предупредительных мер, направленных на предотвращение стрессов на работе, приводится рекомендация по обеспечению наличия в группах или командах работников со сходными типами личности (а значит, налицо учет психоэмоциональных и коммуникативных качеств работников при формировании трудовых коллективов).