Оценка рисков на рабочем месте
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка рисков на рабочем месте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Специальная оценка условий труда" Федерального закона "О специальной оценке условий труда"При таких обстоятельствах факт отсутствия вредных производственных факторов на рабочих местах истцов ответчиком не доказан (именно он должен был доказывать этот факт, а не истцы наличие вредных производственных факторов, исходя из норм ст. ст. 209.1, 214 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 4, 7 Закона N 426-ФЗ): именно на работодателе лежит обязанность по созданию безопасных условий труда на рабочих местах, оценке уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест, проведению СОУТ для определения наличия (отсутствия) вредных факторов на рабочих местах."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 Конституции РФ"Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности, имеет право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья. Эти права работника реализуются исполнением работодателем обязанности создавать безопасные условия труда, обеспечивать проведение специальной оценки условий труда для определения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте. При этом государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя за их нарушение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926
"Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)3. Проблемы с идентификацией профессиональных рисков на государственной службе подчеркивают необходимость внедрения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками, учитывающих специфику деятельности государственных служащих и обеспечивающих всестороннюю оценку рисков на рабочих местах.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)3. Проблемы с идентификацией профессиональных рисков на государственной службе подчеркивают необходимость внедрения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками, учитывающих специфику деятельности государственных служащих и обеспечивающих всестороннюю оценку рисков на рабочих местах.
Статья: Перемещение работников на другую работу: защищаем интересы работодателя
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Пример. "Ссылаясь в обоснование своих выводов о соответствии рабочего места Ф.И.О.1 безопасным условиям труда... исключительно на представленную ответчиком карту N специальной оценки условий труда о соответствии рабочего места заместителя директора по складскому учету допустимым условиям труда (2 класс) и произведенную по заказу работодателя независимую оценку профессиональных рисков данного рабочего места, суд апелляционной инстанции при этом не дал оценки представленным истцом фотографиям нового рабочего места, не опроверг вывод суда первой инстанции о том, что представленная ответчиком СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения об адресе указанного места работы - заместителя директора по складскому учету, по которому проводилась оценка. Указанное свидетельствует о допущенном судом апелляционной инстанции нарушении правил оценки доказательств (ст. ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)... Не исследовал суд апелляционной инстанции и дату, в которую истец Ф.И.О.1 была ознакомлена с указанной картой СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как отсутствие у работника предоставленной работодателем достоверной информации об условиях и охране труда на конкретном рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья может вызвать обоснованные сомнения в безопасности осуществления трудовой функции... Ввиду изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным..." (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88-4063/2024).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)Пример. "Ссылаясь в обоснование своих выводов о соответствии рабочего места Ф.И.О.1 безопасным условиям труда... исключительно на представленную ответчиком карту N специальной оценки условий труда о соответствии рабочего места заместителя директора по складскому учету допустимым условиям труда (2 класс) и произведенную по заказу работодателя независимую оценку профессиональных рисков данного рабочего места, суд апелляционной инстанции при этом не дал оценки представленным истцом фотографиям нового рабочего места, не опроверг вывод суда первой инстанции о том, что представленная ответчиком СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения об адресе указанного места работы - заместителя директора по складскому учету, по которому проводилась оценка. Указанное свидетельствует о допущенном судом апелляционной инстанции нарушении правил оценки доказательств (ст. ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)... Не исследовал суд апелляционной инстанции и дату, в которую истец Ф.И.О.1 была ознакомлена с указанной картой СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как отсутствие у работника предоставленной работодателем достоверной информации об условиях и охране труда на конкретном рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья может вызвать обоснованные сомнения в безопасности осуществления трудовой функции... Ввиду изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным..." (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88-4063/2024).
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков до ввода в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
(КонсультантПлюс, 2025)разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков до ввода в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
Статья: Новости от 21.06.2024
("Главная книга", 2024, N 13)- сведения об индивидуальных номерах рабочих мест, в отношении которых проводится оценка профрисков, с указанием идентификационного номера отчета о проведении СОУТ, содержащего сводную ведомость результатов проведения СОУТ (если объектом оценки рисков является рабочее место).
("Главная книга", 2024, N 13)- сведения об индивидуальных номерах рабочих мест, в отношении которых проводится оценка профрисков, с указанием идентификационного номера отчета о проведении СОУТ, содержащего сводную ведомость результатов проведения СОУТ (если объектом оценки рисков является рабочее место).
Статья: Инклюзивная среда. Как построить такую компанию, где на благо всех работают разные люди
(Никулина С.)
("Трудовое право", 2024, N 11)Драки на рабочем месте в рабочее время поднимают вопросы не только о корпоративной культуре, но и квалификации таких инцидентов как несчастных случаев на производстве. Например, в ситуации, когда между сотрудницами возник конфликт, в результате которого одна ударила другую, сломав ей палец. Работодатель отказался признать инцидент несчастным случаем на производстве, утверждая, что травма была получена из-за нарушения трудовой дисциплины, а не в процессе выполнения трудовых обязанностей. Он также отметил, что сотрудница нарушила корпоративный кодекс, проявляя агрессию к коллеге и используя рабочее время для личных конфликтов. Однако инспектор Государственная инспекции труда предписал работодателю составить акт Н-1 о несчастном случае и провести оценку профессионального риска, связанного с насилием на рабочем месте. Работодатель оспорил это предписание.
(Никулина С.)
("Трудовое право", 2024, N 11)Драки на рабочем месте в рабочее время поднимают вопросы не только о корпоративной культуре, но и квалификации таких инцидентов как несчастных случаев на производстве. Например, в ситуации, когда между сотрудницами возник конфликт, в результате которого одна ударила другую, сломав ей палец. Работодатель отказался признать инцидент несчастным случаем на производстве, утверждая, что травма была получена из-за нарушения трудовой дисциплины, а не в процессе выполнения трудовых обязанностей. Он также отметил, что сотрудница нарушила корпоративный кодекс, проявляя агрессию к коллеге и используя рабочее время для личных конфликтов. Однако инспектор Государственная инспекции труда предписал работодателю составить акт Н-1 о несчастном случае и провести оценку профессионального риска, связанного с насилием на рабочем месте. Работодатель оспорил это предписание.
Типовая ситуация: Охрана труда: основные документы и обязанности работодателя и работника
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
(Издательство "Главная книга", 2025)Минтруд утвердил примерный перечень опасностей и мер по управлению рисками, а также рекомендации по выявлению опасностей и по оценке рисков. Организация может оценить риски сама, но из-за сложности нормативной базы лучше поручить это аккредитованной организации. Это может сделать фирма из реестра Минтруда, проводившая спецоценку. Она выявит опасности, оценит связанные с ними риски, составит перечень рисков и разработает план по управлению ими (п. п. 88 - 90 Рекомендаций Минтруда).
Вопрос: О проведении оценки профессиональных рисков работодателем.
(Письмо Минтруда России от 25.04.2025 N 15-1/ООГ-991)Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?
(Письмо Минтруда России от 25.04.2025 N 15-1/ООГ-991)Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?
Статья: Локальное правовое регулирование внедрения и применения алгоритмического управления в организации
(Воронкова Е.Р.)
("Юрист", 2025, N 4)Трудовой кодекс РФ закрепляет обязанность работодателей по созданию безопасных условий труда, определяя основным направлением их деятельности предупреждение и профилактику опасностей, а также минимизацию повреждения здоровья работников. Автоматизированные системы мониторинга и принятия решений являются потенциально опасными факторами для физического и психического здоровья и безопасности работников за счет усиления контроля, повышения требований к производительности труда, минимизации перерывов в рабочем процессе и продления рабочей активности за пределами установленного рабочего места и рабочего времени <7>. Таким образом, работодателю следует внести изменения в локальные нормативные акты об охране труда с целью признания используемых работодателем цифровых технологий опасностью на рабочем месте для оценки профессиональных рисков и выбора адекватных мероприятий по предотвращению их наступления; распределение компетенции представителей работодателя по безопасному внедрению и применению алгоритмического управления; закрепление правил безопасного поведения при осуществлении трудовых обязанностей во взаимодействии с алгоритмическим управлением; порядок обучения работников безопасным методам работы с применением цифровых технологий и др.
(Воронкова Е.Р.)
("Юрист", 2025, N 4)Трудовой кодекс РФ закрепляет обязанность работодателей по созданию безопасных условий труда, определяя основным направлением их деятельности предупреждение и профилактику опасностей, а также минимизацию повреждения здоровья работников. Автоматизированные системы мониторинга и принятия решений являются потенциально опасными факторами для физического и психического здоровья и безопасности работников за счет усиления контроля, повышения требований к производительности труда, минимизации перерывов в рабочем процессе и продления рабочей активности за пределами установленного рабочего места и рабочего времени <7>. Таким образом, работодателю следует внести изменения в локальные нормативные акты об охране труда с целью признания используемых работодателем цифровых технологий опасностью на рабочем месте для оценки профессиональных рисков и выбора адекватных мероприятий по предотвращению их наступления; распределение компетенции представителей работодателя по безопасному внедрению и применению алгоритмического управления; закрепление правил безопасного поведения при осуществлении трудовых обязанностей во взаимодействии с алгоритмическим управлением; порядок обучения работников безопасным методам работы с применением цифровых технологий и др.