Оценка регулирующего воздействия
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка регулирующего воздействия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Полномочия антимонопольного органа" Федерального закона "О защите конкуренции""Подобное воздействие должно носить соразмерный характер и, с учетом статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, способствовать достижению конкретных конституционно одобряемых целей. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3, статьями 22 и 23 Федерального закона "О защите конкуренции" задачей антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, направленного на защиту и развитие конкуренции, что означает возможность непосредственного вмешательства антимонопольного органа в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов только в той мере, в какой это обусловлено необходимостью защиты конкуренции. Такое вмешательство требует как оценки влияния, оказываемого на уровень конкуренции действиями хозяйствующих субъектов, так и оценки регулирующего воздействия решений самого антимонопольного органа на состояние конкуренции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 53. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
Статья: Об установлении обязательных требований Банком России
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Правовые основы регулирования процесса установления (изменения) и оценки применения обязательных требований установлены множеством нормативных правовых актов, но основным среди них является Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), который был разработан в том числе для определения правовых и организационных основ установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований. Данный акт, помимо прочего, предусматривает необходимость проведения особых процедур в отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (оценки регулирующего воздействия, правовой экспертизы, государственной регистрации) <5>. Вместе с тем Закон N 247-ФЗ устанавливает правила установления (изменения) по отношению не ко всем обязательным требованиям, а только к тем, которые входят в предмет регулирования данного законодательного акта. Так, Закон N 247-ФЗ не распространяет свое влияние в том числе на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, устанавливаемых Банком России <6>.
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Правовые основы регулирования процесса установления (изменения) и оценки применения обязательных требований установлены множеством нормативных правовых актов, но основным среди них является Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), который был разработан в том числе для определения правовых и организационных основ установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований. Данный акт, помимо прочего, предусматривает необходимость проведения особых процедур в отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (оценки регулирующего воздействия, правовой экспертизы, государственной регистрации) <5>. Вместе с тем Закон N 247-ФЗ устанавливает правила установления (изменения) по отношению не ко всем обязательным требованиям, а только к тем, которые входят в предмет регулирования данного законодательного акта. Так, Закон N 247-ФЗ не распространяет свое влияние в том числе на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, устанавливаемых Банком России <6>.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если проекты указанных нормативных актов регулируют отношения, предусмотренные п. 60(1) Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 (далее - Правила оценки регулирующего воздействия) (абз. 3 п. 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если проекты указанных нормативных актов регулируют отношения, предусмотренные п. 60(1) Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 (далее - Правила оценки регулирующего воздействия) (абз. 3 п. 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы).
Статья: Сельский туризм: действующее регулирование и пути развития
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)<7> Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. "Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности" // URL: https://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-21/00121149).
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)<7> Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. "Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности" // URL: https://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-21/00121149).
Статья: Приостановление действия права на управление транспортными средствами как мера обеспечения медицинского допуска к управлению транспортными средствами
(Ляхов П.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Далее важно обратить внимание на следующее обстоятельство. В заключении об оценке регулирующего воздействия на указанный законопроект, подготовленном Минэкономразвития России <17>, в качестве замечания было указано на то, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18> медицинское освидетельствование влечет за собой наступление юридически значимых последствий, а исходя из этого только его результаты могут быть основанием для приостановления права на управление ТС. Полагаем возможным не согласиться с данным выводом по ряду причин.
(Ляхов П.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Далее важно обратить внимание на следующее обстоятельство. В заключении об оценке регулирующего воздействия на указанный законопроект, подготовленном Минэкономразвития России <17>, в качестве замечания было указано на то, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <18> медицинское освидетельствование влечет за собой наступление юридически значимых последствий, а исходя из этого только его результаты могут быть основанием для приостановления права на управление ТС. Полагаем возможным не согласиться с данным выводом по ряду причин.
Статья: Цифровизация деятельности органов единой системы публичной власти (на примере Курской области)
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В целях усиления взаимодействия органов публичной власти и населения в конце 2023 г. был создан интернет-портал правовой информации Курской области, что позволило повысить эффективность выработки согласованных регуляторных решений и информационную открытость деятельности региональных органов публичной власти. На портале размещаются проекты нормативных правовых актов, подлежащие оценке регулирующего воздействия (ОРВ), а также результаты их публичного обсуждения. Каждый пользователь данного интернет-портала может принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, размещаемых органами публичной власти, и направить в удобной для него форме (электронной или письменной) предложения по их улучшению. Цифровые сервисы также дают возможность ознакомиться с паспортом проекта нормативного правового акта, где отражаются ход работы, отзывы других пользователей и предложения для общественного обсуждения. Все это позволяет разработчикам, экспертам и заинтересованным участникам своевременно реагировать на получаемую обратную связь, следить за ходом предложенных изменений и быть уверенными, что их голос будет услышан.
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В целях усиления взаимодействия органов публичной власти и населения в конце 2023 г. был создан интернет-портал правовой информации Курской области, что позволило повысить эффективность выработки согласованных регуляторных решений и информационную открытость деятельности региональных органов публичной власти. На портале размещаются проекты нормативных правовых актов, подлежащие оценке регулирующего воздействия (ОРВ), а также результаты их публичного обсуждения. Каждый пользователь данного интернет-портала может принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, размещаемых органами публичной власти, и направить в удобной для него форме (электронной или письменной) предложения по их улучшению. Цифровые сервисы также дают возможность ознакомиться с паспортом проекта нормативного правового акта, где отражаются ход работы, отзывы других пользователей и предложения для общественного обсуждения. Все это позволяет разработчикам, экспертам и заинтересованным участникам своевременно реагировать на получаемую обратную связь, следить за ходом предложенных изменений и быть уверенными, что их голос будет услышан.
Статья: Место и роль государственного контроля (надзора) в механизме правового регулирования
(Зырянов С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Федеральный законодатель установил общий порядок оценки применения обязательных требований, предполагающий, что она (оценка) осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений по истечении шести лет со дня его установления в форме доклада о достижении целей введения данного обязательного требования. Проведение оценки тем самым субъектом, который ввел оцениваемое обязательное требование, несет в себе риски представления необъективных результатов. Поэтому Правительство РФ требует, чтобы на проект отчета об оценке применения обязательного требования получил заключение Минэкономразвития России и прошел обсуждение в подкомиссии Комиссии Правительства РФ по проведению административной реформы <21>. В качестве индикатора оценки законодатель указал снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований, и потребовал проводить сравнительный анализ с использованием качественных и количественных показателей, которые указывались в отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) при проектировании нормативного правового акта. Индикативные показатели должны быть указаны в сводном отчете о проведении ОРВ в соответствии с Правилами проведения ОРВ <22>. Такие показатели в сводных отчетах действительно имеются, однако во многих случаях оценить, насколько эти индикаторы достигнуты, не всегда возможно. Так, в сводном отчете к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <23>, которым вводится термин "туристская тропа", устанавливаются требования к обустройству и порядок маркировки таких троп, индикативным показателем является количество утвержденных туристских троп. То есть цель будет достигнута, если за год будет зарегистрировано пять или пятьсот туристских троп.
(Зырянов С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Федеральный законодатель установил общий порядок оценки применения обязательных требований, предполагающий, что она (оценка) осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений по истечении шести лет со дня его установления в форме доклада о достижении целей введения данного обязательного требования. Проведение оценки тем самым субъектом, который ввел оцениваемое обязательное требование, несет в себе риски представления необъективных результатов. Поэтому Правительство РФ требует, чтобы на проект отчета об оценке применения обязательного требования получил заключение Минэкономразвития России и прошел обсуждение в подкомиссии Комиссии Правительства РФ по проведению административной реформы <21>. В качестве индикатора оценки законодатель указал снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований, и потребовал проводить сравнительный анализ с использованием качественных и количественных показателей, которые указывались в отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) при проектировании нормативного правового акта. Индикативные показатели должны быть указаны в сводном отчете о проведении ОРВ в соответствии с Правилами проведения ОРВ <22>. Такие показатели в сводных отчетах действительно имеются, однако во многих случаях оценить, насколько эти индикаторы достигнуты, не всегда возможно. Так, в сводном отчете к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <23>, которым вводится термин "туристская тропа", устанавливаются требования к обустройству и порядок маркировки таких троп, индикативным показателем является количество утвержденных туристских троп. То есть цель будет достигнута, если за год будет зарегистрировано пять или пятьсот туристских троп.
Статья: Вступили в силу изменения законодательства в части порядка прослеживаемости товаров
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Проект соответствующего приказа (ID проекта: 139625) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на момент подготовки материала находится на стадии заключения об ОРВ.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Проект соответствующего приказа (ID проекта: 139625) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на момент подготовки материала находится на стадии заключения об ОРВ.
Статья: Правовые проблемы, возникающие при вторичном обращении цифровых финансовых активов
(Нигматзянова Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)На совместном заседании Комиссии по ЦФА и Экспертного совета по оценке регулирующего воздействия законопроектов Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике представитель НКО АО НРД озвучил предложение об использовании универсального кода, который пользователь получает у ООЦФА, что позволит сделать его единой "точкой входа" будущего обладателя ЦФА на рынок <16>.
(Нигматзянова Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)На совместном заседании Комиссии по ЦФА и Экспертного совета по оценке регулирующего воздействия законопроектов Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике представитель НКО АО НРД озвучил предложение об использовании универсального кода, который пользователь получает у ООЦФА, что позволит сделать его единой "точкой входа" будущего обладателя ЦФА на рынок <16>.
Статья: Правовой инжиниринг в системе обеспечения НТР, проектного и процессного управления организациями
(Мажорина М.В., Никишин В.Д., Никитина А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Наукоемкий правовой инжиниринг сопряжен с разработкой новых нормативных моделей на уровне нормативных правовых актов (законодательства, подзаконных актов). В наукоемком инжиниринге выходит на первый план анализ требований такого стейкхолдера, как государство (прежде всего вытекающих из вышеупомянутых документов стратегического планирования). Данный вид инжиниринга осуществляется через правотворчество, наукоемкость которого обосновывается не только с точки зрения юридической доктрины, но и с точки зрения анализа природы самой технологии и общественных отношений, изменяющихся ввиду потенциальной легализации данной технологии. Право рассматривается как инструмент конструирования социальных отношений в связи с внедрением новой технологии, а юридическое прогнозирование в правовом инжиниринге требует стыковых компетенций в области естественно-научного и технического знания для анализа реального влияния технологии на социум и оценки регулирующего воздействия разрабатываемых нормативных актов.
(Мажорина М.В., Никишин В.Д., Никитина А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Наукоемкий правовой инжиниринг сопряжен с разработкой новых нормативных моделей на уровне нормативных правовых актов (законодательства, подзаконных актов). В наукоемком инжиниринге выходит на первый план анализ требований такого стейкхолдера, как государство (прежде всего вытекающих из вышеупомянутых документов стратегического планирования). Данный вид инжиниринга осуществляется через правотворчество, наукоемкость которого обосновывается не только с точки зрения юридической доктрины, но и с точки зрения анализа природы самой технологии и общественных отношений, изменяющихся ввиду потенциальной легализации данной технологии. Право рассматривается как инструмент конструирования социальных отношений в связи с внедрением новой технологии, а юридическое прогнозирование в правовом инжиниринге требует стыковых компетенций в области естественно-научного и технического знания для анализа реального влияния технологии на социум и оценки регулирующего воздействия разрабатываемых нормативных актов.
Статья: Экспериментальные правовые режимы: некоторые проблемы правового регулирования
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Активное установление подробного регулирования экспериментальных правовых режимов (далее - ЭПР) в России на сегодняшний день вызвано объективными процессами широкого внедрения инноваций в различных сферах жизни. В связи с этим изучение эффективности такого регулирования и уже выявленных в рамках правоприменительной практики проблем представляется актуальным для дальнейшего развития в России инноваций и правовых возможностей их внедрения в целях ускорения социально-экономического развития. В рамках данной статьи предпринята попытка анализа имеющих место проблем законодательства об ЭПР и выработки предложений по их устранению. Обращается внимание на целесообразность включения самозанятых граждан в число потенциальных субъектов ЭПР, необходимость проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в рамках оценки необходимости установления ЭПР, а также обсуждается вопрос расширения перечня правовых норм, содержащихся в федеральных законах, в отношении которых для целей ЭПР допускается установление специального регулирования.
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Активное установление подробного регулирования экспериментальных правовых режимов (далее - ЭПР) в России на сегодняшний день вызвано объективными процессами широкого внедрения инноваций в различных сферах жизни. В связи с этим изучение эффективности такого регулирования и уже выявленных в рамках правоприменительной практики проблем представляется актуальным для дальнейшего развития в России инноваций и правовых возможностей их внедрения в целях ускорения социально-экономического развития. В рамках данной статьи предпринята попытка анализа имеющих место проблем законодательства об ЭПР и выработки предложений по их устранению. Обращается внимание на целесообразность включения самозанятых граждан в число потенциальных субъектов ЭПР, необходимость проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в рамках оценки необходимости установления ЭПР, а также обсуждается вопрос расширения перечня правовых норм, содержащихся в федеральных законах, в отношении которых для целей ЭПР допускается установление специального регулирования.