Оценка рабочих мест государственная служба
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка рабочих мест государственная служба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Отраслевой перечень не включает документы по проведению СОУТ в Минтруде России в связи с отсутствием правовых оснований для этой работы. Законодательство в сфере государственной гражданской службы СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусматривает.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Отраслевой перечень не включает документы по проведению СОУТ в Минтруде России в связи с отсутствием правовых оснований для этой работы. Законодательство в сфере государственной гражданской службы СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих не предусматривает.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В настоящее время установление нормативных требований к условиям труда государственных служащих осложнено отсутствием профессиональной дифференциации, что порождает целый комплекс проблем <59>. В частности, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в органах исполнительной власти должно регулироваться нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе <60>. При этом Минтруд России констатирует, что законодательством Российской Федерации процедура проведения СОУТ государственных служащих не предусмотрена <61>, исключение составляют сотрудники силовых ведомств <62>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В настоящее время установление нормативных требований к условиям труда государственных служащих осложнено отсутствием профессиональной дифференциации, что порождает целый комплекс проблем <59>. В частности, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в органах исполнительной власти должно регулироваться нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе <60>. При этом Минтруд России констатирует, что законодательством Российской Федерации процедура проведения СОУТ государственных служащих не предусмотрена <61>, исключение составляют сотрудники силовых ведомств <62>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с изложенным ситуация требует комплексного решения, а не по конкретному случаю. Необходимо выявить такие категории работников и проанализировать реальные возможности проведения специальной оценки на их рабочих местах в целях исключения избыточного регулирования в данной части.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с изложенным ситуация требует комплексного решения, а не по конкретному случаю. Необходимо выявить такие категории работников и проанализировать реальные возможности проведения специальной оценки на их рабочих местах в целях исключения избыточного регулирования в данной части.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Кроме того, в соответствии с Приказом Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 медицинским работникам (например, врачам-эпидемиологам в учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы) может устанавливаться 30-часовая рабочая неделя. При этом право работника на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительную оплату труда возникает в том случае, если наименование его должности и места работы совпадает с соответствующими наименованиями в указанном нормативном правовом акте и при выявлении на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда вредных и (или) опасных условий труда (классы [подклассы] 3.1 - 3.4, 4) <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Кроме того, в соответствии с Приказом Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 медицинским работникам (например, врачам-эпидемиологам в учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы) может устанавливаться 30-часовая рабочая неделя. При этом право работника на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительную оплату труда возникает в том случае, если наименование его должности и места работы совпадает с соответствующими наименованиями в указанном нормативном правовом акте и при выявлении на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда вредных и (или) опасных условий труда (классы [подклассы] 3.1 - 3.4, 4) <1>.
Вопрос: Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте и не знакомить работника с результатами СОУТ? Надо ли повторно проводить СОУТ, если численность занятых на рабочем месте увеличилась?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Обратите внимание! Нарушение работодателем порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Обратите внимание! Нарушение работодателем порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Статья: Правовое регулирование рабочего времени медицинских работников: анализ судебной практики
(Щербакова О.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 5)Как указал Верховный Суд РФ в своем решении от 10 января 2013 г. N АКПИ12-1467 (комментируя Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101), суды при рассмотрении споров о факте установления сокращенного рабочего времени медицинским работникам должны исходить из функциональных обязанностей работника, а не из формального наименования должности, а также обращать внимание на фактические условия труда работников, которые определяются по результатам специальной оценки условий труда. Примечательно, что в отношении медицинских работников отдельных сфер в течение долгого времени было установлено прямо противоположное регулирование порядка установления продолжительности рабочего времени: установление сокращенного рабочего времени находилось в прямой зависимости от формального наименования должности и проведенной специальной оценки условий труда. Так, в соответствии с Приказом Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30 мая 2003 г. медицинским работникам указанных сфер (например, врачам-эпидемиологам в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы) может устанавливаться 30-часовая рабочая неделя. При этом право работника на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительную оплату труда возникает в том случае, если наименование его должности и места работы совпадает с соответствующими наименованиями в указанном нормативном правовом акте и при выявлении на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда вредных и (или) опасных условий труда (классы (подклассы) 3.1 - 3.4, 4) <11>.
(Щербакова О.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 5)Как указал Верховный Суд РФ в своем решении от 10 января 2013 г. N АКПИ12-1467 (комментируя Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101), суды при рассмотрении споров о факте установления сокращенного рабочего времени медицинским работникам должны исходить из функциональных обязанностей работника, а не из формального наименования должности, а также обращать внимание на фактические условия труда работников, которые определяются по результатам специальной оценки условий труда. Примечательно, что в отношении медицинских работников отдельных сфер в течение долгого времени было установлено прямо противоположное регулирование порядка установления продолжительности рабочего времени: установление сокращенного рабочего времени находилось в прямой зависимости от формального наименования должности и проведенной специальной оценки условий труда. Так, в соответствии с Приказом Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30 мая 2003 г. медицинским работникам указанных сфер (например, врачам-эпидемиологам в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы) может устанавливаться 30-часовая рабочая неделя. При этом право работника на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительную оплату труда возникает в том случае, если наименование его должности и места работы совпадает с соответствующими наименованиями в указанном нормативном правовом акте и при выявлении на его рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда вредных и (или) опасных условий труда (классы (подклассы) 3.1 - 3.4, 4) <11>.
Статья: Комментарий к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.04.2024 N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)- условия труда в соответствии со специальной оценкой условий труда;
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)- условия труда в соответствии со специальной оценкой условий труда;
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий трудаВопросы проведения специальной оценки рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ, Письмо Минтруда России от 23.06.2017 N 15-1/ООГ-1744). Вместе с тем Закон о государственной гражданской службе и Закон о муниципальной службе не содержат норм, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах указанных в них категорий служащих. Также не урегулирован этот вопрос иными специальными нормативными правовыми актами. Применять общие нормы законодательства о специальной оценке условий труда в отношении государственных гражданских и муниципальных служащих у представителя нанимателя нет оснований. Поэтому в настоящее время также отсутствуют основания для обязательного проведения специальной оценки условий труда таких служащих (Письмо Минтруда России от 28.02.2018 N 15-1/В-573).
Вопрос: Как оформить выделение (создание) рабочих мест для инвалидов?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)При выделении (создании) рабочих мест для инвалидов работодатель не обязан проводить СОУТ.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)При выделении (создании) рабочих мест для инвалидов работодатель не обязан проводить СОУТ.
Готовое решение: Как предоставить отпуск государственному гражданскому служащему
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск за вредные условия труда и службу в местностях с особыми климатическими условиями полагается, если по результатам специальной оценки условия труда отнесены к 2, 3, 4 степени вредности или признаны опасными либо госслужащий работает на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях. Допотпуск также положен госслужащим, которые работают в представительствах РФ за границей в странах с особыми условиями.
(КонсультантПлюс, 2025)Отпуск за вредные условия труда и службу в местностях с особыми климатическими условиями полагается, если по результатам специальной оценки условия труда отнесены к 2, 3, 4 степени вредности или признаны опасными либо госслужащий работает на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях. Допотпуск также положен госслужащим, которые работают в представительствах РФ за границей в странах с особыми условиями.
Вопрос: Как организации, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование?
(Консультация эксперта, 2025)Страховщик отменяет решение об установлении скидки в случае выявления им фактов представления страхователем недостоверных сведений по начисленным страховым взносам и по произведенным страхователем расходам на обеспечение по страхованию, а также сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах (п. 9 Правил N 524).
(Консультация эксперта, 2025)Страховщик отменяет решение об установлении скидки в случае выявления им фактов представления страхователем недостоверных сведений по начисленным страховым взносам и по произведенным страхователем расходам на обеспечение по страхованию, а также сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах (п. 9 Правил N 524).
Вопрос: Надо ли проводить СОУТ в отношении рабочих мест внутренних совместителей и должны ли они расписываться в карте СОУТ?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Обратите внимание! Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, в том числе за неознакомление работника с результатами СОУТ, установлена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Обратите внимание! Ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, в том числе за неознакомление работника с результатами СОУТ, установлена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.