Оценка качества обслуживания долга
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка качества обслуживания долга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Классификация ссуд при реструктуризации: как применять Информационное письмо N ИН-08-23/85
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Информационное письмо не предусматривает повышения оценки финансового положения заемщика со среднего до хорошего. При этом если соблюдаются все условия, изложенные в п. 2 Информационного письма, независимо от иных, в том числе негативных, показателей деятельности заемщика банк вправе оценить финансовое положение заемщика по реструктурированной ссуде как "не хуже, чем среднее" и не учитывать фактор реструктуризации при оценке качества обслуживания долга, как предусмотрено п. 3 Информационного письма.
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Информационное письмо не предусматривает повышения оценки финансового положения заемщика со среднего до хорошего. При этом если соблюдаются все условия, изложенные в п. 2 Информационного письма, независимо от иных, в том числе негативных, показателей деятельности заемщика банк вправе оценить финансовое положение заемщика по реструктурированной ссуде как "не хуже, чем среднее" и не учитывать фактор реструктуризации при оценке качества обслуживания долга, как предусмотрено п. 3 Информационного письма.
Нормативные акты
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)9.8.2. В графе 12 раздела 6 указывается информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу) с использованием следующих кодов:
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)9.8.2. В графе 12 раздела 6 указывается информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу) с использованием следующих кодов:
Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П
(ред. от 15.03.2023)
"О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"
(вместе с "Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд")
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47384)заключение о результатах оценки качества обслуживания долга по ссуде;
(ред. от 15.03.2023)
"О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"
(вместе с "Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд")
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47384)заключение о результатах оценки качества обслуживания долга по ссуде;
Статья: Некоторые особенности функционирования банковской системы России в кризисных условиях
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Банк России предоставил кредитным организациям право переклассифицировать ценные бумаги, исходя из оценки, сложившейся на 1 октября 2014 г., а также предоставил кредитным организациям регуляторные послабления, направленные на возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга, а также оценку финансового положения заемщика (контрагента) в целях формирования резервов на возможные потери при классификации ссуд, по которым имеются просроченные платежи в связи с введением ограничительных мер.
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Банк России предоставил кредитным организациям право переклассифицировать ценные бумаги, исходя из оценки, сложившейся на 1 октября 2014 г., а также предоставил кредитным организациям регуляторные послабления, направленные на возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга, а также оценку финансового положения заемщика (контрагента) в целях формирования резервов на возможные потери при классификации ссуд, по которым имеются просроченные платежи в связи с введением ограничительных мер.
Статья: Субсидиарная ответственность члена совета директоров банка за выдачу "технических" кредитов
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)- пунктом 3.1 Положения N 254-П установлено, что банк должен проводить оценку риска по каждой выданной ссуде на основании комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Согласно пункту 3.1.2 Положения N 254-П источниками получения информации о рисках заемщика (контрагента) являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, средства массовой информации, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, другие источники. В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения N 254-П вся информация о заемщике или контрагенте, включая сведения о рисках заемщика (контрагента), фиксируется в его досье;
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 11)- пунктом 3.1 Положения N 254-П установлено, что банк должен проводить оценку риска по каждой выданной ссуде на основании комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Согласно пункту 3.1.2 Положения N 254-П источниками получения информации о рисках заемщика (контрагента) являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, средства массовой информации, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, другие источники. В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения N 254-П вся информация о заемщике или контрагенте, включая сведения о рисках заемщика (контрагента), фиксируется в его досье;
Статья: Новые требования ЦБ к порядку составления и представления форм отчетности 0409303, 0409310, 0409316
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 11)В графе 12 раздела 6 должна раскрываться информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу): 1 - хорошее; 2 - среднее; 3 - неудовлетворительное.
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 11)В графе 12 раздела 6 должна раскрываться информация об оценке качества обслуживания долга по ссуде (траншу): 1 - хорошее; 2 - среднее; 3 - неудовлетворительное.
Статья: Меры поддержки финансового сектора
("Официальный сайт Банка России", 2025)Просроченные платежи, как правило, свидетельствуют о финансовых затруднениях заемщика, что должно быть учтено при оценке кредитного риска. При этом КО предоставлено право применять подходы, изложенные в Информационном письме N ИН-01-23/32, которые позволяют не ухудшать оценку качества обслуживания долга, осуществленную на последнюю отчетную дату, предшествующую 18.02.2022, если оценка ухудшилась в результате действия мер ограничительного характера.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Просроченные платежи, как правило, свидетельствуют о финансовых затруднениях заемщика, что должно быть учтено при оценке кредитного риска. При этом КО предоставлено право применять подходы, изложенные в Информационном письме N ИН-01-23/32, которые позволяют не ухудшать оценку качества обслуживания долга, осуществленную на последнюю отчетную дату, предшествующую 18.02.2022, если оценка ухудшилась в результате действия мер ограничительного характера.