Оценка качества обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Оценка качества обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выплата пособия по беременности и родам
(КонсультантПлюс, 2025)...Отклоняя довод об отсутствии у работника квалификации "повар", суды верно указали, что вопрос о соответствии квалификации работника занимаемой им должности решается работодателем самостоятельно; выяснение наличия у застрахованного лица соответствующей квалификации, образования, опыта работы, оценка качества осуществления работником своих трудовых функций не входят в полномочия Фонда при проверке обоснованности выплаты пособия по беременности и родам и установлении реальных трудовых отношений с застрахованным лицом; наличие специального образования и квалификации для принятия на работу поваром законодательством не установлено; Фондом не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие М. занимаемой должности, либо отсутствие у нее опыта и знаний, соответствующих объему требований, необходимых для выполнения обязанностей повара..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Отклоняя довод об отсутствии у работника квалификации "повар", суды верно указали, что вопрос о соответствии квалификации работника занимаемой им должности решается работодателем самостоятельно; выяснение наличия у застрахованного лица соответствующей квалификации, образования, опыта работы, оценка качества осуществления работником своих трудовых функций не входят в полномочия Фонда при проверке обоснованности выплаты пособия по беременности и родам и установлении реальных трудовых отношений с застрахованным лицом; наличие специального образования и квалификации для принятия на работу поваром законодательством не установлено; Фондом не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие М. занимаемой должности, либо отсутствие у нее опыта и знаний, соответствующих объему требований, необходимых для выполнения обязанностей повара..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовые аспекты независимой оценки качества образования и образовательной деятельности
(Кирилловых А.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4
(Кирилловых А.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение государственной аккредитации организацией, осуществляющей образовательную деятельностьУчет сведений о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценке качества образования, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 95. Независимая оценка качества образования
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 95. Независимая оценка качества образования
<Письмо> Рособрнадзора от 25.06.2025 N 01-118/08-01
"О проведении мероприятий по оценке качества образования в 2025/2026 учебном году"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
"О проведении мероприятий по оценке качества образования в 2025/2026 учебном году"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Статья: Правовые и организационные основы участия научной общественности в выработке государственной политики в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В качестве еще одного примера можно привести федеральные учебно-методические объединения (ФУМО), которые проводят активную работу по проведению мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; участию в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации; участию в экспертизе содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн-курсов и формированию рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ; участию в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации; участию в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; участию в разработке профессиональных стандартов; участию в подготовке и экспертизе проектов развития высшего и дополнительного профессионального образования.
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В качестве еще одного примера можно привести федеральные учебно-методические объединения (ФУМО), которые проводят активную работу по проведению мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; участию в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации; участию в экспертизе содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн-курсов и формированию рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ; участию в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации; участию в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; участию в разработке профессиональных стандартов; участию в подготовке и экспертизе проектов развития высшего и дополнительного профессионального образования.
Статья: Эволюция правового регулирования государственной аккредитации образовательной деятельности в России
(Свечникова В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)16. Новожилов П.А. Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования / П.А. Новожилов, А.О. Поварова // Human Progress. 2017. Т. 3. N 6. С. 6. EDN ZRIOPP.
(Свечникова В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)16. Новожилов П.А. Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования / П.А. Новожилов, А.О. Поварова // Human Progress. 2017. Т. 3. N 6. С. 6. EDN ZRIOPP.
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Уточним, что в последнее время произошли существенные изменения в контрольно-надзорных аспектах сферы образования: бессрочность аккредитации образовательной деятельности <3>; изменение аккредитационных показателей <4>, не охватывающих на сегодняшний день все требования ФГОС <5>, отсутствие в мониторинге образовательной деятельности ряда ведомственных образовательных организаций <6>; отсутствие в мероприятиях по оценке качества образования учебных заведений дошкольного и высшего образования, а также ряда ведомственных образовательных организаций <7> уровней школьного и среднего профессионального образования <8>; исключение из перечня его участников - в национальных сопоставительных исследованиях (далее - НСИ) - учеников 1 - 3 классов, во всероссийских проверочных работах (далее - ВПР) - школьников 1 - 3, 9 и 11 классов - позволяет констатировать, что существующий перечень требований к образованию в настоящее время не входит в полном объеме в предмет проверки Рособрнадзора, а стал предметом прокурорской проверки, и органы прокуратуры на сегодня, с учетом моратория на проведение проверок <9>, выступают единственным гарантом соблюдения конституционного права граждан на образование без подмены деятельности контролирующего органа <10>.
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Уточним, что в последнее время произошли существенные изменения в контрольно-надзорных аспектах сферы образования: бессрочность аккредитации образовательной деятельности <3>; изменение аккредитационных показателей <4>, не охватывающих на сегодняшний день все требования ФГОС <5>, отсутствие в мониторинге образовательной деятельности ряда ведомственных образовательных организаций <6>; отсутствие в мероприятиях по оценке качества образования учебных заведений дошкольного и высшего образования, а также ряда ведомственных образовательных организаций <7> уровней школьного и среднего профессионального образования <8>; исключение из перечня его участников - в национальных сопоставительных исследованиях (далее - НСИ) - учеников 1 - 3 классов, во всероссийских проверочных работах (далее - ВПР) - школьников 1 - 3, 9 и 11 классов - позволяет констатировать, что существующий перечень требований к образованию в настоящее время не входит в полном объеме в предмет проверки Рособрнадзора, а стал предметом прокурорской проверки, и органы прокуратуры на сегодня, с учетом моратория на проведение проверок <9>, выступают единственным гарантом соблюдения конституционного права граждан на образование без подмены деятельности контролирующего органа <10>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 95. Независимая оценка качества образования
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 95. Независимая оценка качества образования
Статья: Пособие по беременности и родам при приеме на работу беременной сотрудницы
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)Отклоняя довод об отсутствии у работницы квалификации "повар", суды указали, что вопрос о соответствии квалификации работника занимаемой им должности решается работодателем самостоятельно. Выяснение наличия у застрахованного лица квалификации, образования, опыта работы, оценка качества осуществления работником своих трудовых функций не входит в полномочия фонда при проверке обоснованности выплаты пособия по беременности и родам и установлении реальных трудовых отношений с застрахованным лицом. Наличие специального образования и квалификации для принятия на работу поваром законодательством не предусмотрено. ФСС не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие работницы занимаемой должности либо отсутствие у нее опыта и знаний, соответствующих объему требований, необходимых для выполнения обязанностей повара.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)Отклоняя довод об отсутствии у работницы квалификации "повар", суды указали, что вопрос о соответствии квалификации работника занимаемой им должности решается работодателем самостоятельно. Выяснение наличия у застрахованного лица квалификации, образования, опыта работы, оценка качества осуществления работником своих трудовых функций не входит в полномочия фонда при проверке обоснованности выплаты пособия по беременности и родам и установлении реальных трудовых отношений с застрахованным лицом. Наличие специального образования и квалификации для принятия на работу поваром законодательством не предусмотрено. ФСС не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие работницы занимаемой должности либо отсутствие у нее опыта и знаний, соответствующих объему требований, необходимых для выполнения обязанностей повара.
Статья: Соглашения государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере: особенности участия образовательных организаций
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Один из примеров подобных проектов - проект создания Республиканского центра детского и молодежного инновационного творчества в городе Ижевске, участниками которого выступили Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" и АНО ДПО "Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий". Еще одним примером, уже концессионного соглашения, в котором в качестве одной из сторон выступает образовательная организация, является проект реконструкции зданий детских комбинатов (Новосибирская область) <5>, где участниками проекта выступили мэрия города Новосибирска и НОУ Детский сад "Жарки".
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Один из примеров подобных проектов - проект создания Республиканского центра детского и молодежного инновационного творчества в городе Ижевске, участниками которого выступили Министерство образования и науки Удмуртской Республики, АУ УР "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" и АНО ДПО "Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий". Еще одним примером, уже концессионного соглашения, в котором в качестве одной из сторон выступает образовательная организация, является проект реконструкции зданий детских комбинатов (Новосибирская область) <5>, где участниками проекта выступили мэрия города Новосибирска и НОУ Детский сад "Жарки".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<8> См.: Марголин А.М. Мониторинг вузов: всевидящее око регуляторной гильотины // Образовательная политика. 2019. N 1-2 (77 - 78). С. 67 - 75; Манюшис А.Ю. Независимая оценка качества образования: чего мы ждем от "регуляторной гильотины"? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 222. N 2. С. 380 - 406.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<8> См.: Марголин А.М. Мониторинг вузов: всевидящее око регуляторной гильотины // Образовательная политика. 2019. N 1-2 (77 - 78). С. 67 - 75; Манюшис А.Ю. Независимая оценка качества образования: чего мы ждем от "регуляторной гильотины"? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 222. N 2. С. 380 - 406.
Статья: Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Формы общественного контроля, характерные для сферы образования: проведение педагогической экспертизы законопроектов; осуществление независимой оценки качества образования; составление рейтингов, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; мониторинг в системе образования; участие в управлении образовательными организациями.
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Формы общественного контроля, характерные для сферы образования: проведение педагогической экспертизы законопроектов; осуществление независимой оценки качества образования; составление рейтингов, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; мониторинг в системе образования; участие в управлении образовательными организациями.
Статья: Современные тенденции управления системой высшего образования и его регулирования в отдельных зарубежных странах
(Хазанов С.Д., Коцюрко Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)Полагаем, что значительный интерес среди стран СНГ представляет система управления высшим образованием в Республике Казахстан. В последние годы образовательная система Республики Казахстан претерпевает существенные изменения, выраженные в том числе в сокращении числа вузов, увеличении доступа к высшему образованию малообеспеченных слоев населения, а также повышении качества и престижа высшего образования [6]. В настоящее время государственное регулирование в области образования осуществляется Законом Республики Казахстан от 27.07.2007 N 319-III "Об образовании" <3>, в котором в качестве основных инструментов регулирования обозначены правовое обеспечение, управление качеством образования, стандартизация, а также проведение контроля (ст. 2). При этом одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики провозглашено создание национальной системы оценки качества образования, включающей независимые объективные формы оценки и контроля, в том числе комплекс различных процедур, в частности лицензирование, аттестацию, аккредитацию, ранжирование, централизованное тестирование, мониторинговые исследования, а также значительное количество структур, их обеспечивающих. Несмотря на некоторые риски избыточности подобной системы, необходимо позитивно отметить опыт республики в усилении роли внешней независимой аккредитации как важнейшего механизма управления качеством, при этом государство оставляет за собой исключительное право регулирования поставщиков аккредитации путем признания и включения их в специальный реестр. Кроме того, обращает на себя внимание выделение в системе управления качеством образовательного мониторинга и мониторинга образовательных достижений обучающихся, что позволяет сделать вывод об усилении методов наблюдения в механизме административно-правового регулирования.
(Хазанов С.Д., Коцюрко Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)Полагаем, что значительный интерес среди стран СНГ представляет система управления высшим образованием в Республике Казахстан. В последние годы образовательная система Республики Казахстан претерпевает существенные изменения, выраженные в том числе в сокращении числа вузов, увеличении доступа к высшему образованию малообеспеченных слоев населения, а также повышении качества и престижа высшего образования [6]. В настоящее время государственное регулирование в области образования осуществляется Законом Республики Казахстан от 27.07.2007 N 319-III "Об образовании" <3>, в котором в качестве основных инструментов регулирования обозначены правовое обеспечение, управление качеством образования, стандартизация, а также проведение контроля (ст. 2). При этом одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики провозглашено создание национальной системы оценки качества образования, включающей независимые объективные формы оценки и контроля, в том числе комплекс различных процедур, в частности лицензирование, аттестацию, аккредитацию, ранжирование, централизованное тестирование, мониторинговые исследования, а также значительное количество структур, их обеспечивающих. Несмотря на некоторые риски избыточности подобной системы, необходимо позитивно отметить опыт республики в усилении роли внешней независимой аккредитации как важнейшего механизма управления качеством, при этом государство оставляет за собой исключительное право регулирования поставщиков аккредитации путем признания и включения их в специальный реестр. Кроме того, обращает на себя внимание выделение в системе управления качеством образовательного мониторинга и мониторинга образовательных достижений обучающихся, что позволяет сделать вывод об усилении методов наблюдения в механизме административно-правового регулирования.
Статья: Проблемы установления правового статуса органов, реализующих переданное полномочие по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
(Свечникова В.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Обеспечению профессионализма в реализации контрольно-надзорных полномочий подобных мультифункциональных органов способствует среди прочего их внутренняя структурная организация <9>. Структурные подразделения дифференцируются не только по сферам деятельности, но и по конкретным полномочиям. Например, в рамках Управления общего образования и регламентации образовательной деятельности Министерства образования и науки Тамбовской области (Постановление Главы Тамбовской области от 24 ноября 2022 г. N 42) обособляются: а) отдел оценки качества образования и государственной итоговой аттестации; б) отдел надзора в сфере образования; в) отдел лицензирования и государственной аккредитации. Указанный подход представляется допустимым, но корректировки требуют наименования подразделений, поскольку из содержания ст. 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на основании Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исключены положения о "контроле качества".
(Свечникова В.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Обеспечению профессионализма в реализации контрольно-надзорных полномочий подобных мультифункциональных органов способствует среди прочего их внутренняя структурная организация <9>. Структурные подразделения дифференцируются не только по сферам деятельности, но и по конкретным полномочиям. Например, в рамках Управления общего образования и регламентации образовательной деятельности Министерства образования и науки Тамбовской области (Постановление Главы Тамбовской области от 24 ноября 2022 г. N 42) обособляются: а) отдел оценки качества образования и государственной итоговой аттестации; б) отдел надзора в сфере образования; в) отдел лицензирования и государственной аккредитации. Указанный подход представляется допустимым, но корректировки требуют наименования подразделений, поскольку из содержания ст. 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на основании Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исключены положения о "контроле качества".