Обжалование ответа на обращение
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование ответа на обращение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Возврат госпошлины (в т.ч. излишне уплаченной) в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Возвращая частную жалобу... судья исходил из того, что... обжалование ответа судьи на заявление не предусмотрено нормами ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом судьи, поскольку он соответствует положениям процессуального закона. Вместе с тем заявители не лишены права на повторное обращение в суд с заявлением о выдаче справки на возврат излишне уплаченной государственной пошлины, которое подлежит рассмотрению и разрешению судом первой инстанции в установленном нормами процессуального и налогового законодательства порядке..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Возвращая частную жалобу... судья исходил из того, что... обжалование ответа судьи на заявление не предусмотрено нормами ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом судьи, поскольку он соответствует положениям процессуального закона. Вместе с тем заявители не лишены права на повторное обращение в суд с заявлением о выдаче справки на возврат излишне уплаченной государственной пошлины, которое подлежит рассмотрению и разрешению судом первой инстанции в установленном нормами процессуального и налогового законодательства порядке..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Сроки рассмотрения письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Доводы жалобы о том, что судом разрешены требования к Управлению, а не к начальнику Управления Н., которая была указана в административном исковом заявлении в качестве административного ответчика, отмену обжалуемых судебных актов повлечь не могут. Из административного искового заявления следует, что в качестве единственного административного ответчика В.В. указал Управление, начальником которого является Н. (л.д. 3). По смыслу положений ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ, обязанность рассмотрения обращения гражданина возложена на орган, в который оно поступило, при этом ответ от имени органа дает уполномоченное должностное лицо. Обращение В.В. было рассмотрено Управлением, которое в деле участвовало в качестве административного ответчика. О привлечении к участию в деле в качестве соответчика начальника Управления Н. административный истец в ходе рассмотрения дела не ходатайствовал. Ее непривлечение к участию в деле по инициативе суда к неправильному рассмотрению дела не привело, поскольку в настоящем деле оспаривался не ответ на обращение истца, подписанный Н., а бездействие Управления по нерассмотрению обращения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктрина "доверие" в современном конституционном праве: возникновение, перспективы ее развития и оценки
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Установление на уровне конституционных гарантий ответственности за нарушение права граждан на обращение вплоть до отрешения от занимаемой должности, как, например, в ст. 51 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла <49>, является важным этапом укрепления доверия к власти. Другим примером является законодательное регулирование порядка обжалования ответов на обращения граждан и организаций в публичные структуры, закрепленное в ст. 20 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" <50>, - того же акта, которым рассмотрение обращений граждан и регулируется.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Установление на уровне конституционных гарантий ответственности за нарушение права граждан на обращение вплоть до отрешения от занимаемой должности, как, например, в ст. 51 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла <49>, является важным этапом укрепления доверия к власти. Другим примером является законодательное регулирование порядка обжалования ответов на обращения граждан и организаций в публичные структуры, закрепленное в ст. 20 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" <50>, - того же акта, которым рассмотрение обращений граждан и регулируется.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что в целях эффективной защиты конституционно гарантированных прав и свобод, в том числе права граждан на обращение, Верховному Суду Российской Федерации следует дать четкие и понятные разъяснения судам о необходимости детального изучения содержания ответа на предмет его объективности и всесторонности, неиспользования отписок в своих решениях, например, о том, что п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ не предусмотрено обжалование содержания ответа на обращение. Законодателю непосредственно в тексте упомянутого Федерального закона необходимо дать четкие и понятные определения понятиям "объективность" и "всесторонность", четкую и понятную процедуру обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти, а также повысить административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <248>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что в целях эффективной защиты конституционно гарантированных прав и свобод, в том числе права граждан на обращение, Верховному Суду Российской Федерации следует дать четкие и понятные разъяснения судам о необходимости детального изучения содержания ответа на предмет его объективности и всесторонности, неиспользования отписок в своих решениях, например, о том, что п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ не предусмотрено обжалование содержания ответа на обращение. Законодателю непосредственно в тексте упомянутого Федерального закона необходимо дать четкие и понятные определения понятиям "объективность" и "всесторонность", четкую и понятную процедуру обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти, а также повысить административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <248>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"об оспаривании ответов избирательных комиссий на обращения граждан, касающихся избирательных прав, принятых не в форме решения;
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"об оспаривании ответов избирательных комиссий на обращения граждан, касающихся избирательных прав, принятых не в форме решения;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)С. и А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа старшего судебного пристава и бездействия указанного должностного лица, выразившегося в ненаправлении им этого ответа и неразрешении в установленном порядке ходатайства о снижении размера удержаний. Просили возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность установить минимальный размер удержаний, поскольку они являются инвалидами II группы, имеющийся в их распоряжении остаток денежных средств не позволяет приобретать жизненно важные медикаменты и продукты питания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)С. и А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа старшего судебного пристава и бездействия указанного должностного лица, выразившегося в ненаправлении им этого ответа и неразрешении в установленном порядке ходатайства о снижении размера удержаний. Просили возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность установить минимальный размер удержаний, поскольку они являются инвалидами II группы, имеющийся в их распоряжении остаток денежных средств не позволяет приобретать жизненно важные медикаменты и продукты питания.
Статья: Особенности доказывания по гражданским, административным и арбитражным делам, в которых осуществляются представительство и защита интересов органов прокуратуры
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Решением суда от 24 января 2022 г. в удовлетворении административного иска В. отказано. Вынося решение, суд согласился с позицией прокурора о законности действий работников прокуратуры. При этом в решении суд также указал, что суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Несогласие заявителя с содержанием оспариваемого ответа на обращение не свидетельствует о незаконности в рамках процедуры рассмотрения обращения.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Решением суда от 24 января 2022 г. в удовлетворении административного иска В. отказано. Вынося решение, суд согласился с позицией прокурора о законности действий работников прокуратуры. При этом в решении суд также указал, что суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Несогласие заявителя с содержанием оспариваемого ответа на обращение не свидетельствует о незаконности в рамках процедуры рассмотрения обращения.
Статья: Проблемы исследования объективности и всесторонности рассмотрения обращений
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Сформировавшаяся судебная практика не добавляет правовой определенности. Так, в решениях суды указывают, что несогласие гражданина с содержанием полученного им ответа не свидетельствует о незаконности и необоснованности такого ответа <12>. Пленум Верховного Суда Российской Федерации дает разъяснение судам, что они не осуществляют проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом <13>. Суды часто указывают в своих решениях, что само по себе обжалование содержания ответа на обращение в случае несогласия с ним действующим законодательством не предусмотрено, о чем свидетельствуют положения п. 4 ст. 5 Закона 59-ФЗ <14>. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что судебному контролю по жалобе гражданина могут быть подвергнуты решения, действия и бездействия органов публичной власти в части разрешения и предоставления ответов на обращения по существу <15>, жалобы на предоставление ответов не по существу нередко являются предметом рассмотрения во всех судебных инстанциях <16>, часто это жалобы на формальные ответы без проверки доводов, изложенных в обращении <17>. Так, Верховным Судом Российской Федерации непредоставление компетентным органом ответа на один из вопросов, изложенных в обращении гражданина, оценено как свидетельствующее о необеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращения <18>. Согласно практике судов о необеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращения гражданина свидетельствует также направление жалобы лицу, в отношении которого эта жалоба подана <19>, неизучение прилагаемого к обращению судебного решения и неиспользование возможности устранения сомнения, выраженное в непривлечении к рассмотрению заявителя <20>, отсутствие оценки доводам обращения гражданина о бездействии судебного пристава <21> и др. Иными словами, судебная практика чаще всего говорит о том, что обжаловать в суде можно решение, принятое органом и/или должностным лицом, либо действие (бездействие), выраженное в несоблюдении норм, содержащихся в Законе N 59-ФЗ, то есть главное - ответить на все вопросы обращения, а насколько подробно, применимо к ситуации и понятно - законом не урегулировано. Однако это не отвечает положениям п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ о необходимости дать ответ по существу и расходится с вышеозначенной позицией Конституционного Суда.
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Сформировавшаяся судебная практика не добавляет правовой определенности. Так, в решениях суды указывают, что несогласие гражданина с содержанием полученного им ответа не свидетельствует о незаконности и необоснованности такого ответа <12>. Пленум Верховного Суда Российской Федерации дает разъяснение судам, что они не осуществляют проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом <13>. Суды часто указывают в своих решениях, что само по себе обжалование содержания ответа на обращение в случае несогласия с ним действующим законодательством не предусмотрено, о чем свидетельствуют положения п. 4 ст. 5 Закона 59-ФЗ <14>. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что судебному контролю по жалобе гражданина могут быть подвергнуты решения, действия и бездействия органов публичной власти в части разрешения и предоставления ответов на обращения по существу <15>, жалобы на предоставление ответов не по существу нередко являются предметом рассмотрения во всех судебных инстанциях <16>, часто это жалобы на формальные ответы без проверки доводов, изложенных в обращении <17>. Так, Верховным Судом Российской Федерации непредоставление компетентным органом ответа на один из вопросов, изложенных в обращении гражданина, оценено как свидетельствующее о необеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращения <18>. Согласно практике судов о необеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращения гражданина свидетельствует также направление жалобы лицу, в отношении которого эта жалоба подана <19>, неизучение прилагаемого к обращению судебного решения и неиспользование возможности устранения сомнения, выраженное в непривлечении к рассмотрению заявителя <20>, отсутствие оценки доводам обращения гражданина о бездействии судебного пристава <21> и др. Иными словами, судебная практика чаще всего говорит о том, что обжаловать в суде можно решение, принятое органом и/или должностным лицом, либо действие (бездействие), выраженное в несоблюдении норм, содержащихся в Законе N 59-ФЗ, то есть главное - ответить на все вопросы обращения, а насколько подробно, применимо к ситуации и понятно - законом не урегулировано. Однако это не отвечает положениям п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ о необходимости дать ответ по существу и расходится с вышеозначенной позицией Конституционного Суда.
Статья: Отписка как нарушение законодательства Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)К сожалению, и обжаловать в суде отписки чиновников весьма проблематично. Материалы судебной практики пестрят такими же формальными постановлениями судов, как и сами обжалуемые ответы. Так, заявитель оспорил в суде ответ прокурора, с которым был не согласен. Суд в решении указал, что "оценка действий (бездействия) прокурора по осуществлению его права на применение либо неприменение мер прокурорского реагирования не входит в компетенцию суда. В противном случае это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов" <14>. В другом деле тот же суд указал: "Требования заявителя о признании ответа Управления... отпиской не основаны на законе, так как действующее законодательство не содержит в себе такого правового понятия" <15>. По мнению другого суда, "действующее законодательство не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае их несогласия с ними. Пункт 4 ст. 5 Закона об обращениях предусматривает право граждан обжаловать только принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения, но не содержание ответа" <16>.
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)К сожалению, и обжаловать в суде отписки чиновников весьма проблематично. Материалы судебной практики пестрят такими же формальными постановлениями судов, как и сами обжалуемые ответы. Так, заявитель оспорил в суде ответ прокурора, с которым был не согласен. Суд в решении указал, что "оценка действий (бездействия) прокурора по осуществлению его права на применение либо неприменение мер прокурорского реагирования не входит в компетенцию суда. В противном случае это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов" <14>. В другом деле тот же суд указал: "Требования заявителя о признании ответа Управления... отпиской не основаны на законе, так как действующее законодательство не содержит в себе такого правового понятия" <15>. По мнению другого суда, "действующее законодательство не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае их несогласия с ними. Пункт 4 ст. 5 Закона об обращениях предусматривает право граждан обжаловать только принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения, но не содержание ответа" <16>.
Готовое решение: Как осуществить зачет или возврат переплаты по страховым взносам (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если инспекция откажет в возврате или оставит заявление без ответа, это можно оспорить в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ, п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). По нашему мнению, это применимо и к страховым взносам.
(КонсультантПлюс, 2022)Если инспекция откажет в возврате или оставит заявление без ответа, это можно оспорить в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ, п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). По нашему мнению, это применимо и к страховым взносам.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судья отказывает в принятии заявления о признании недействующим акта, который не подлежит оспариванию и проверке в судебном порядке. Так, суды не принимают заявления об оспаривании проектов нормативных правовых актов, ответов, данных государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами при реализации обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и других актов, которые не порождают правовых последствий.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судья отказывает в принятии заявления о признании недействующим акта, который не подлежит оспариванию и проверке в судебном порядке. Так, суды не принимают заявления об оспаривании проектов нормативных правовых актов, ответов, данных государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами при реализации обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и других актов, которые не порождают правовых последствий.
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"удовлетворено повторное обращение" (при принятии решения об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и (или) по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)"удовлетворено повторное обращение" (при принятии решения об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и (или) по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения);
Статья: Сверка с налоговой в 2023 году
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 20)Если нужен акт сверки, в ИФНС по каналам ТКС подается не письменный запрос, а заявление. Запрос исполняет информационную функцию, его обжаловать нельзя. Только в ответ на заявление вы получите акт сверки, который затем сможете обжаловать.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 20)Если нужен акт сверки, в ИФНС по каналам ТКС подается не письменный запрос, а заявление. Запрос исполняет информационную функцию, его обжаловать нельзя. Только в ответ на заявление вы получите акт сверки, который затем сможете обжаловать.