Обжалование нормативного акта субъекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование нормативного акта субъекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: По общему правилу субъект РФ вправе изменить ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности или в неразграниченной госсобственности, в связи с актуализацией кадастровой стоимости этих участков
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФПроверяя доводы заявителя относительно соблюдения при принятии оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ основных принципов определения арендной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582), суд первой инстанции правильно исходил из того, что установление ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности в данном случае не нарушен.
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФПроверяя доводы заявителя относительно соблюдения при принятии оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ основных принципов определения арендной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582), суд первой инстанции правильно исходил из того, что установление ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности в данном случае не нарушен.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" Трудового кодекса РФ"Отсутствие специального процессуального порядка обжалования локального нормативного акта, принятого не публично-властным субъектом, а работодателем в установленном законом порядке, не лишает работников возможности защиты их прав. Гарантией служит часть четвертая статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. Незаконность локального нормативного акта не может выступать для суда вновь открывшимся обстоятельством, поскольку именно на суд в ходе рассмотрения им гражданского дела возложена обязанность правильно определить нормы права, подлежащие применению для разрешения спора (в том числе разрешив конфликт между нормативными правовыми актами меньшей и большей юридической силы). Кроме того, в силу главы 42 ГПК Российской Федерации пересмотр судебного постановления возможен при установлении совокупности следующих условий: наличие обстоятельств, являющихся вновь открывшимися или новыми в смысле, придаваемом им процессуальным законодательством, а также возможность указанных обстоятельств повлиять на результат рассмотрения дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)<3> См.: Вифлянцев А.О. Субъекты оспаривания нормативных правовых актов // Журнал административного судопроизводства. 2019. N 4. С. 35 - 36.
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)<3> См.: Вифлянцев А.О. Субъекты оспаривания нормативных правовых актов // Журнал административного судопроизводства. 2019. N 4. С. 35 - 36.
Статья: Институт оспаривания нормативных правовых актов в цивилистическом процессе
(Вифлянцев А.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Статья 208 КАС РФ расширила круг субъектов оспаривания нормативных правовых актов, включив в него лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Круг возможных заявителей еще больше расширил п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50, добавив в него иных лиц, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (п. 3 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 208 КАС РФ). Вместе с тем такое право граждан суды воспринимают как экстраординарное, и в большинстве случаев условием начала производства является не статус заявителя, а нарушение его прав и законных интересов оспоренным нормативным правовым актом <40>.
(Вифлянцев А.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Статья 208 КАС РФ расширила круг субъектов оспаривания нормативных правовых актов, включив в него лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Круг возможных заявителей еще больше расширил п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50, добавив в него иных лиц, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (п. 3 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 208 КАС РФ). Вместе с тем такое право граждан суды воспринимают как экстраординарное, и в большинстве случаев условием начала производства является не статус заявителя, а нарушение его прав и законных интересов оспоренным нормативным правовым актом <40>.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"При этом, принимая оспариваемый нормативный акт, субъект Российской Федерации информировал всех заинтересованных лиц о том, что право на получение компенсации возникнет у них после завершения специальной административной процедуры, включающей подачу заявки (пункт 15), ее проверку (пункт 21) и заключение договора (пункт 24), а заинтересованные лица - претенденты на получение субсидии заранее были проинформированы о том, что субсидия будет предоставлена с учетом очередности в пределах объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей субсидии (пункты 12 и 14).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"14.5. Порядок формирования раздела "Сведения
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"14.5. Порядок формирования раздела "Сведения
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В принятом 14 ноября 2002 г. ГПК РФ содержался подразд. III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", и в нем гл. 23 - 26, содержащие общие положения о данной категории дел (гл. 23) и отдельные положения по делам об оспаривании нормативных актов, решений и действий (бездействия) публичных субъектов и делам о защите избирательных прав граждан. Других дел, которые могли бы возникать из публичных правоотношений, ГПК РФ не называл, однако в ст. 245 содержалось важное упоминание об "иных" делах, возникающих из публичных правоотношений, которые федеральным законом могли быть отнесены к ведению суда.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В принятом 14 ноября 2002 г. ГПК РФ содержался подразд. III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", и в нем гл. 23 - 26, содержащие общие положения о данной категории дел (гл. 23) и отдельные положения по делам об оспаривании нормативных актов, решений и действий (бездействия) публичных субъектов и делам о защите избирательных прав граждан. Других дел, которые могли бы возникать из публичных правоотношений, ГПК РФ не называл, однако в ст. 245 содержалось важное упоминание об "иных" делах, возникающих из публичных правоотношений, которые федеральным законом могли быть отнесены к ведению суда.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Мотивы решения: оспариваемое положение применяется к отношениям о предоставлении субсидии в качестве мер поддержки - субсидий стимулирующего характера, которые выделяются хозяйствующим субъектам, выполнившим условия ее предоставления, в рамках лимитов бюджетного финансирования, выделенных на соответствующие цели. При этом, принимая оспариваемый нормативный акт, субъект РФ информировал всех заинтересованных лиц о том, что право на получение компенсации возникнет у них после завершения специальной административной процедуры, а заинтересованные лица - претенденты на получение субсидии заранее были проинформированы о том, что субсидия будет предоставлена с учетом очередности в пределах объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей субсидии.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Мотивы решения: оспариваемое положение применяется к отношениям о предоставлении субсидии в качестве мер поддержки - субсидий стимулирующего характера, которые выделяются хозяйствующим субъектам, выполнившим условия ее предоставления, в рамках лимитов бюджетного финансирования, выделенных на соответствующие цели. При этом, принимая оспариваемый нормативный акт, субъект РФ информировал всех заинтересованных лиц о том, что право на получение компенсации возникнет у них после завершения специальной административной процедуры, а заинтересованные лица - претенденты на получение субсидии заранее были проинформированы о том, что субсидия будет предоставлена с учетом очередности в пределах объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей субсидии.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим возникает вопрос: при каких условиях лица, не участвовавшие в деле об оспаривании нормативного акта, могут быть субъектом обжалования судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов?
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим возникает вопрос: при каких условиях лица, не участвовавшие в деле об оспаривании нормативного акта, могут быть субъектом обжалования судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов?
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Представляется, что существование комментируемой правовой позиции ВС РФ может повлиять на перспективы последующего оспаривания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), связывающих возможность осуществления строительства (реконструкции) в границах зон охраны объекта культурного наследия с подготовкой эскизного проекта <13>.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Представляется, что существование комментируемой правовой позиции ВС РФ может повлиять на перспективы последующего оспаривания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), связывающих возможность осуществления строительства (реконструкции) в границах зон охраны объекта культурного наследия с подготовкой эскизного проекта <13>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Во-вторых, активная роль суда проявляется в несвязанности основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании нормативных актов, ненормативных актов, действий (бездействия) субъектов публичной власти, а также по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Во-вторых, активная роль суда проявляется в несвязанности основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании нормативных актов, ненормативных актов, действий (бездействия) субъектов публичной власти, а также по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.