Обжалование административного постановления апк
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование административного постановления апк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 207 "Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"По смыслу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5, применительно к части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок рассмотрения дел об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 211 "Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о допущенном административным органом существенном нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (рассмотрении дела в отсутствие надлежащего извещения привлекаемого лица и направление телеграммы в выходной день), что исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления N 10, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обжаловать постановление (решение) по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)арбитражный суд (для оспаривания постановления административного органа) - вы можете подать заявление (ч. 1 ст. 208 АПК РФ) в суд, как уже было указано выше, по вашему адресу или месту жительства либо в суд по адресу органа, который вынес решение;
(КонсультантПлюс, 2025)арбитражный суд (для оспаривания постановления административного органа) - вы можете подать заявление (ч. 1 ст. 208 АПК РФ) в суд, как уже было указано выше, по вашему адресу или месту жительства либо в суд по адресу органа, который вынес решение;
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как сказано в абз. 4 п. 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как сказано в абз. 4 п. 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"10. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"10. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Согласно разъяснениям, изложенным в п. 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Согласно разъяснениям, изложенным в п. 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.
Статья: Определение компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Рассматривается проблема определения компетенции суда рассматривать жалобу (заявление) при обращении за судебной защитой лица, привлеченного к ответственности по делу об административном правонарушении, как самим лицом, так и судьями. Исследование существующих норм права, судебных актов судов первой и последующих инстанций, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, анализ научных работ, посвященных проблеме определения компетентного суда как по делам об административных правонарушениях, так и в гражданском судопроизводстве, является методом, который позволяет изучить проблему возможного ограничения или исключения доступа к судебной защите лиц, привлеченных к административной ответственности, при обжаловании соответствующего нормативного акта, признающего их таковыми. Автор проводит сравнение процессуального законодательства по делам об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь. Исследует порядок осуществления обжалования постановления по делу об административном правонарушении и решения в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, их сходства и различия в регулировании порядка обжалования. Предложена вниманию судебная практика, наглядно демонстрирующая суть проблемы определения компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении. Судебная практика демонстрирует разнообразие подходов к существующей проблеме не только одним и тем же судом, но и одним и тем же судьей. Названы права лиц, привлеченных к административной ответственности, попираемые вследствие существования указанной проблемы. Посредством исследования научных работ гражданских процессуалистов автор рассуждает о возможности изменения существующего законодательства в целях устранения возможности лишить лицо, привлеченное к административной ответственности, права на судебную защиту. Автор предлагает исключить ряд норм из действующего законодательства, при этом нормы, регулирующие вопрос компетенции, изменить в части порядка обращения с поступившим в суд заявлением, жалобой по делу об административном правонарушении. Разъяснена важность разрешения этой проблемы для Российской Федерации как правового государства, коим является Российская Федерация.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Рассматривается проблема определения компетенции суда рассматривать жалобу (заявление) при обращении за судебной защитой лица, привлеченного к ответственности по делу об административном правонарушении, как самим лицом, так и судьями. Исследование существующих норм права, судебных актов судов первой и последующих инстанций, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, анализ научных работ, посвященных проблеме определения компетентного суда как по делам об административных правонарушениях, так и в гражданском судопроизводстве, является методом, который позволяет изучить проблему возможного ограничения или исключения доступа к судебной защите лиц, привлеченных к административной ответственности, при обжаловании соответствующего нормативного акта, признающего их таковыми. Автор проводит сравнение процессуального законодательства по делам об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь. Исследует порядок осуществления обжалования постановления по делу об административном правонарушении и решения в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, их сходства и различия в регулировании порядка обжалования. Предложена вниманию судебная практика, наглядно демонстрирующая суть проблемы определения компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении. Судебная практика демонстрирует разнообразие подходов к существующей проблеме не только одним и тем же судом, но и одним и тем же судьей. Названы права лиц, привлеченных к административной ответственности, попираемые вследствие существования указанной проблемы. Посредством исследования научных работ гражданских процессуалистов автор рассуждает о возможности изменения существующего законодательства в целях устранения возможности лишить лицо, привлеченное к административной ответственности, права на судебную защиту. Автор предлагает исключить ряд норм из действующего законодательства, при этом нормы, регулирующие вопрос компетенции, изменить в части порядка обращения с поступившим в суд заявлением, жалобой по делу об административном правонарушении. Разъяснена важность разрешения этой проблемы для Российской Федерации как правового государства, коим является Российская Федерация.
Статья: Проблемные аспекты правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях
(Кротова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Проведенный анализ правоприменительной практики показал острую необходимость правовой регламентации процедуры обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, приведения к единообразию норм КоАП РФ и АПК РФ в этой сфере. В совершенствовании нуждается и институт исполнения постановлений. Полагаем, что рассмотренные вопросы и ошибки старого Кодекса об административных правонарушениях будут учтены и скорректированы.
(Кротова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Проведенный анализ правоприменительной практики показал острую необходимость правовой регламентации процедуры обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, приведения к единообразию норм КоАП РФ и АПК РФ в этой сфере. В совершенствовании нуждается и институт исполнения постановлений. Полагаем, что рассмотренные вопросы и ошибки старого Кодекса об административных правонарушениях будут учтены и скорректированы.
Готовое решение: Как обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к заявлению приведены в ст. 209 АПК РФ. В нем помимо общей информации (наименование арбитражного суда, в который оно подается, сведения об истце, перечень прилагаемых документов) также необходимо указать (ч. 1 ст. 209 АПК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к заявлению приведены в ст. 209 АПК РФ. В нем помимо общей информации (наименование арбитражного суда, в который оно подается, сведения об истце, перечень прилагаемых документов) также необходимо указать (ч. 1 ст. 209 АПК РФ):
Статья: К вопросу о надлежащем субъекте административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства при множественности собственников объектов нежилого фонда (на примере Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге")
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Определение надлежащего субъекта административной ответственности (как элемента единого состава правонарушения) прямым образом влияет на оценку законности оспариваемого в суде постановления административного органа (статьи 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Определение надлежащего субъекта административной ответственности (как элемента единого состава правонарушения) прямым образом влияет на оценку законности оспариваемого в суде постановления административного органа (статьи 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Принцип ответственности должностных лиц имеет свое выражение в том, что соблюдение требований законности в производстве по делам об административных правонарушениях обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования в административном и судебном порядке. Право на обжалование постановления о назначении административного наказания предусматривается положениями главы 30 КоАП РФ и § 2 АПК РФ. Следует отметить, что именно на стадии обжалования постановления об административном наказании в области рынка ценных бумаг участники производства обращаются к вышестоящему должностному лицу, органу, в суд с жалобой, ссылаясь на то, что протокол составлен неуполномоченным лицом. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 31 марта 2017 г. N 305-АД17-2237 по делу N А40-158099/2016 с требованием о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ было отказано, так как суды пришли к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения <13>.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Принцип ответственности должностных лиц имеет свое выражение в том, что соблюдение требований законности в производстве по делам об административных правонарушениях обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования в административном и судебном порядке. Право на обжалование постановления о назначении административного наказания предусматривается положениями главы 30 КоАП РФ и § 2 АПК РФ. Следует отметить, что именно на стадии обжалования постановления об административном наказании в области рынка ценных бумаг участники производства обращаются к вышестоящему должностному лицу, органу, в суд с жалобой, ссылаясь на то, что протокол составлен неуполномоченным лицом. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 31 марта 2017 г. N 305-АД17-2237 по делу N А40-158099/2016 с требованием о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ было отказано, так как суды пришли к правильному выводу о доказанности наличия в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения <13>.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Необходимо обратить внимание на то, что в делах этой категории соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности является чрезвычайно важным обстоятельством и подлежит самостоятельному доказыванию с представлением специальных доказательств. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Необходимо обратить внимание на то, что в делах этой категории соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности является чрезвычайно важным обстоятельством и подлежит самостоятельному доказыванию с представлением специальных доказательств. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело <1>.
Готовое решение: Как обжаловать постановление (решение) по делу об административном правонарушении, выявленном Роспотребнадзором
(КонсультантПлюс, 2025)если в арбитражный суд для обжалования постановления должностного лица Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности - заявление, которое рассматривается по общим правилам искового производства с учетом гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ (ст. 207 АПК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)если в арбитражный суд для обжалования постановления должностного лица Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности - заявление, которое рассматривается по общим правилам искового производства с учетом гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ (ст. 207 АПК РФ);
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Что же касается концепции административного судопроизводства, реализованной в АПК РФ, в котором производство по делам об административных правонарушениях оказалось втянуто в рамки не свойственного ему цивилистического процесса, то она также вызывает серьезные возражения. Надо полагать, что в данном случае состоявшееся законодательное решение - рассматривать дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и об обжаловании постановлений по этим делам в порядке административного судопроизводства по правилам АПК РФ, не намного отличающимся от правил разрешения административно-правовых и гражданско-правовых споров, было обусловлено стремлением государственной власти создать такой судебный порядок разрешения указанных дел, который в большей степени был бы приближен к характерному для арбитражных судов цивилистическому процессу и выгодно отличался бы от КоАП РФ с точки зрения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности. Впрочем, у законодателя всегда немало своих причин, и не всегда они теоретически обоснованы. Как видим, в ситуации с АПК РФ сугубо политические причины оказались достаточно весомыми и долговечными. И все же они явно недостаточны для того, чтобы обосновывать необходимость включения дел об административных правонарушениях в предмет административного судопроизводства со ссылкой на ст. 29 АПК РФ, как это нередко встречается на практике.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Что же касается концепции административного судопроизводства, реализованной в АПК РФ, в котором производство по делам об административных правонарушениях оказалось втянуто в рамки не свойственного ему цивилистического процесса, то она также вызывает серьезные возражения. Надо полагать, что в данном случае состоявшееся законодательное решение - рассматривать дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и об обжаловании постановлений по этим делам в порядке административного судопроизводства по правилам АПК РФ, не намного отличающимся от правил разрешения административно-правовых и гражданско-правовых споров, было обусловлено стремлением государственной власти создать такой судебный порядок разрешения указанных дел, который в большей степени был бы приближен к характерному для арбитражных судов цивилистическому процессу и выгодно отличался бы от КоАП РФ с точки зрения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности. Впрочем, у законодателя всегда немало своих причин, и не всегда они теоретически обоснованы. Как видим, в ситуации с АПК РФ сугубо политические причины оказались достаточно весомыми и долговечными. И все же они явно недостаточны для того, чтобы обосновывать необходимость включения дел об административных правонарушениях в предмет административного судопроизводства со ссылкой на ст. 29 АПК РФ, как это нередко встречается на практике.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства по нормам гл. 22 КАС РФ или по нормам гл. 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами. Отдельные процессуальные вопросы применения КАС РФ при рассмотрении судами административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства по нормам гл. 22 КАС РФ или по нормам гл. 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами. Отдельные процессуальные вопросы применения КАС РФ при рассмотрении судами административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".