Обязательность общего обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательность общего обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы уровни и формы получения общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. В отдельных случаях такое обучение возможно и по достижении совершеннолетия (ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 80 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. В отдельных случаях такое обучение возможно и по достижении совершеннолетия (ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 80 Закона N 273-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)16) статью 8 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3808);
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)16) статью 8 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3808);
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Более 17,1% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 87,6 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Более 17,1% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 87,6 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования <1>.
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данный вид образования подразделяется на следующие уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Все уровни, кроме дошкольного, являются обязательными. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального или основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. При этом требование обязательности среднего общего образования действует до достижения обучающимся 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее (п. 11 ст. 2, ч. 4 ст. 10, ч. 5 ст. 66 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данный вид образования подразделяется на следующие уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Все уровни, кроме дошкольного, являются обязательными. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального или основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. При этом требование обязательности среднего общего образования действует до достижения обучающимся 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее (п. 11 ст. 2, ч. 4 ст. 10, ч. 5 ст. 66 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Проблема баланса конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В-третьих, если поддерживать представляющийся справедливым тезис о том, что конституция является основным законом не только государства, но и общества, то нужно принципиально признавать горизонтальное действие конституционных прав, свобод и обязанностей, т.е. действие их не только во взаимоотношениях человека с государством (публичное право), но и в сфере действия частного права <21>. Некоторые исследователи, по сути, склоняются к подобной позиции. Так, С.А. Авакьян справедливо полагает, что "многие обязанности можно считать корреспондирующими правам и свободам граждан", указывая на три варианта закрепления конституционных обязанностей: 1) обязанности, подразумеваемые в силу логической связи с соответствующими правами и свободами (например, если есть у каждого право на жизнь, значит, у каждого есть обязанность уважать это право у других людей); 2) обязанности, развивающие права и свободы (например, право на образование и обязательность основного общего образования); 3) некоторые статьи Конституции РФ посвящены только обязанностям <22>.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В-третьих, если поддерживать представляющийся справедливым тезис о том, что конституция является основным законом не только государства, но и общества, то нужно принципиально признавать горизонтальное действие конституционных прав, свобод и обязанностей, т.е. действие их не только во взаимоотношениях человека с государством (публичное право), но и в сфере действия частного права <21>. Некоторые исследователи, по сути, склоняются к подобной позиции. Так, С.А. Авакьян справедливо полагает, что "многие обязанности можно считать корреспондирующими правам и свободам граждан", указывая на три варианта закрепления конституционных обязанностей: 1) обязанности, подразумеваемые в силу логической связи с соответствующими правами и свободами (например, если есть у каждого право на жизнь, значит, у каждого есть обязанность уважать это право у других людей); 2) обязанности, развивающие права и свободы (например, право на образование и обязательность основного общего образования); 3) некоторые статьи Конституции РФ посвящены только обязанностям <22>.
Статья: Информационно-мировоззренческая безопасность в области образования как фактор безопасного социально-экономического развития
(Душакова Л.А., Шмалий О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)Образование не является и не может являться нейтральной и объективной сферой социальной жизнедеятельности и в этом смысле в рамках современной организации общества составляет функцию и компетенцию государства как публично-правового образования со всеми его особенностями и свойствами. Соответственно, именно государство формирует определенный тип гражданина. И в этом смысле образование, с одной стороны, провозглашено как конституционное право и представляет собой меру возможной реализации социальных активностей и взаимосвязей по усмотрению того, кто этим правом обладает. С другой стороны, образование является благом, которое позволяет обеспечить субъекту реализацию социальных активностей и взаимосвязей, и продуцентом этого блага могут выступать различные субъекты, но прерогативы всеобщей модели образования в современном обществе принадлежат только государству, которое создает его институциональную форму. Образование представляет собой также услугу, которая обладает четкими признаками и параметрами, как экономическими и социально-культурными, так и сугубо юридическими, включая защиту прав потребителей и ответственность за качество предоставления такой услуги. Но, помимо этого, образование выступает фактически как обязанность, учитывая обязательность основного общего образования, подкрепленного, в частности, ответственностью родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию и обучению. И именно эта составляющая образования может очевидно продемонстрировать инструментальный характер образования по формированию определенного типа гражданина и прямое воздействие (включая контроль) государства на эту социальную сферу.
(Душакова Л.А., Шмалий О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)Образование не является и не может являться нейтральной и объективной сферой социальной жизнедеятельности и в этом смысле в рамках современной организации общества составляет функцию и компетенцию государства как публично-правового образования со всеми его особенностями и свойствами. Соответственно, именно государство формирует определенный тип гражданина. И в этом смысле образование, с одной стороны, провозглашено как конституционное право и представляет собой меру возможной реализации социальных активностей и взаимосвязей по усмотрению того, кто этим правом обладает. С другой стороны, образование является благом, которое позволяет обеспечить субъекту реализацию социальных активностей и взаимосвязей, и продуцентом этого блага могут выступать различные субъекты, но прерогативы всеобщей модели образования в современном обществе принадлежат только государству, которое создает его институциональную форму. Образование представляет собой также услугу, которая обладает четкими признаками и параметрами, как экономическими и социально-культурными, так и сугубо юридическими, включая защиту прав потребителей и ответственность за качество предоставления такой услуги. Но, помимо этого, образование выступает фактически как обязанность, учитывая обязательность основного общего образования, подкрепленного, в частности, ответственностью родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию и обучению. И именно эта составляющая образования может очевидно продемонстрировать инструментальный характер образования по формированию определенного типа гражданина и прямое воздействие (включая контроль) государства на эту социальную сферу.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Требование об обязательности среднего общего образования действует, пока обучающемуся не исполнится 18 лет.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Требование об обязательности среднего общего образования действует, пока обучающемуся не исполнится 18 лет.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Государством осознается необходимость обеспечения образовательных прав такой уязвимой категории обучающихся, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, и создания для них условий получения образования с учетом самобытного образа жизни. В 2023 г. в Законе об образовании <1> была закреплена дополнительная гарантия получения детьми указанной категории дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания. Данный подход в полной мере способствует восприятию образования как одного из основных социальных институтов, обеспечивающих "межпоколенческую трансляцию культуры" <2>. В целях реализации закрепленной гарантии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, должны быть установлены особенности организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим кочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания. Это позволит, с одной стороны, унифицировать сложившиеся в региональном законодательстве подходы к организации процесса обучения для названной категории обучающихся, а с другой - обеспечить максимальный объем гарантий реализации прав коренных малочисленных народов в сфере общего образования с сохранением той самобытной, уникальной культурной составляющей, присущей народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Государством осознается необходимость обеспечения образовательных прав такой уязвимой категории обучающихся, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, и создания для них условий получения образования с учетом самобытного образа жизни. В 2023 г. в Законе об образовании <1> была закреплена дополнительная гарантия получения детьми указанной категории дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания. Данный подход в полной мере способствует восприятию образования как одного из основных социальных институтов, обеспечивающих "межпоколенческую трансляцию культуры" <2>. В целях реализации закрепленной гарантии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, должны быть установлены особенности организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим кочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания. Это позволит, с одной стороны, унифицировать сложившиеся в региональном законодательстве подходы к организации процесса обучения для названной категории обучающихся, а с другой - обеспечить максимальный объем гарантий реализации прав коренных малочисленных народов в сфере общего образования с сохранением той самобытной, уникальной культурной составляющей, присущей народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Ситуация: Каким образом организован образовательный процесс при получении общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Все уровни, кроме дошкольного, являются обязательными. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального или основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. При этом требование обязательности среднего общего образования действует до достижения обучающимся 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее (ч. 5 ст. 66 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Все уровни, кроме дошкольного, являются обязательными. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального или основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. При этом требование обязательности среднего общего образования действует до достижения обучающимся 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее (ч. 5 ст. 66 Закона N 273-ФЗ).
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)они достигли возраста 14 лет и получили общее образование. Обязательным условием для заключения трудового договора является наличие письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя (ч. 4 ст. 63 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)они достигли возраста 14 лет и получили общее образование. Обязательным условием для заключения трудового договора является наличие письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя (ч. 4 ст. 63 ТК РФ);