Обязательная вакцинация животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательная вакцинация животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к ответственности за административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10 КоАП РФ): Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом доказано отсутствие проведения обязательных ветеринарных профилактических противоэпизоотических мероприятий (например, обработки сельскохозяйственных животных вакциной против сибирской язвы и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом доказано отсутствие проведения обязательных ветеринарных профилактических противоэпизоотических мероприятий (например, обработки сельскохозяйственных животных вакциной против сибирской язвы и пр.)
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 03.12.2024 по делу N 66а-1750/2024 (УИД 73OS0000-01-2023-000067-53)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы административного истца о том, что вакцинация животных без владельцев должна исполнятся за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с Законом Ульяновской области от 07.10.2010 N 158-30 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", свидетельствует о несогласии с решением Ульяновского областного суда от 16 июня 2023 года в части отказа в удовлетворении вышеуказанного требования, и это не может являться основанием для пересмотра судебного акта в порядке, предусмотренном главой 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы административного истца о том, что вакцинация животных без владельцев должна исполнятся за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с Законом Ульяновской области от 07.10.2010 N 158-30 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", свидетельствует о несогласии с решением Ульяновского областного суда от 16 июня 2023 года в части отказа в удовлетворении вышеуказанного требования, и это не может являться основанием для пересмотра судебного акта в порядке, предусмотренном главой 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовое регулирование надлежащего обращения с животными
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) осуществляется регулирование различных сфер обращения с животными, при этом в нем не освещены такие вопросы, как условия содержания диких и домашних животных, обращение с бездомными животными, запрет на эксплуатацию животных в цирке, ограничение численности животных у одного владельца, обязательная стерилизация животного, его вакцинация и чипирование. Этот Федеральный закон является специальным, так как он направлен на регулирование отношений в области обращения с животными. Помимо него, рассматриваемую сферу регулируют законы общего характера <7> и подзаконные акты <8>.
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) осуществляется регулирование различных сфер обращения с животными, при этом в нем не освещены такие вопросы, как условия содержания диких и домашних животных, обращение с бездомными животными, запрет на эксплуатацию животных в цирке, ограничение численности животных у одного владельца, обязательная стерилизация животного, его вакцинация и чипирование. Этот Федеральный закон является специальным, так как он направлен на регулирование отношений в области обращения с животными. Помимо него, рассматриваемую сферу регулируют законы общего характера <7> и подзаконные акты <8>.
Ситуация: Что нужно учесть при вывозе домашних животных за рубеж?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Допускается перевозка между государствами - членами ЕАЭС собак и кошек для личного пользования в количестве не более двух голов без карантинирования в сопровождении ветеринарного паспорта животного. В паспорте должны быть отметки, свидетельствующие, что животное вакцинировано и при этом любая последующая вакцинация против бешенства проводилась в период действия предшествующей вакцинации. В течение 14 дней до перевозки должен быть проведен клинический осмотр животного и в паспорте сделана соответствующая отметка ветеринарным врачом, дающая право на перевозку в течение 120 дней при условии, что за этот период не истекает срок действия вакцинации (ревакцинации) против бешенства (гл. 15 Единых требований).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Допускается перевозка между государствами - членами ЕАЭС собак и кошек для личного пользования в количестве не более двух голов без карантинирования в сопровождении ветеринарного паспорта животного. В паспорте должны быть отметки, свидетельствующие, что животное вакцинировано и при этом любая последующая вакцинация против бешенства проводилась в период действия предшествующей вакцинации. В течение 14 дней до перевозки должен быть проведен клинический осмотр животного и в паспорте сделана соответствующая отметка ветеринарным врачом, дающая право на перевозку в течение 120 дней при условии, что за этот период не истекает срок действия вакцинации (ревакцинации) против бешенства (гл. 15 Единых требований).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2018 N 14-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг"Аналогичной логики придерживаются и некоторые судебные органы, например Кашинский городской суд Тверской области, который - в отличие от арбитражных судов, подтвердивших правомерность привлечения некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг" как юридического лица к административной ответственности по части 8.1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, - в связи с той же ситуацией решением от 9 октября 2014 года удовлетворил жалобу директора этой некоммерческой организации и отменил постановление о его привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 10.6 "Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил" КоАП Российской Федерации. При этом суд общей юрисдикции исходил из того, что в силу статей 3 и 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" лекарственные средства для вакцинации диких животных в закрепленных охотничьих угодьях должны предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг"Аналогичной логики придерживаются и некоторые судебные органы, например Кашинский городской суд Тверской области, который - в отличие от арбитражных судов, подтвердивших правомерность привлечения некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг" как юридического лица к административной ответственности по части 8.1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, - в связи с той же ситуацией решением от 9 октября 2014 года удовлетворил жалобу директора этой некоммерческой организации и отменил постановление о его привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 10.6 "Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил" КоАП Российской Федерации. При этом суд общей юрисдикции исходил из того, что в силу статей 3 и 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" лекарственные средства для вакцинации диких животных в закрепленных охотничьих угодьях должны предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение 10 дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение 10 дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
"Движимое имущество: что, где и как арендовать"
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)На подобные мероприятия должны прибывать здоровые животные, со всеми сделанными прививками. Это должно быть подтверждено документально. Детеныши до трех месяцев, больные, беременные и кормящие животные, равно как и птицы, которые высиживают или выкармливают потомство, не должны участвовать в подобных мероприятиях.
(выпуск 6)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)На подобные мероприятия должны прибывать здоровые животные, со всеми сделанными прививками. Это должно быть подтверждено документально. Детеныши до трех месяцев, больные, беременные и кормящие животные, равно как и птицы, которые высиживают или выкармливают потомство, не должны участвовать в подобных мероприятиях.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
Статья: Правила содержания лошадей и оказания услуг по катанию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3.9.1 ГОСТ 34088-2017 "Межгосударственный стандарт. Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными животными" (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2017 N 1936-ст, далее - ГОСТ 34088-2017) при консультации с ветеринарными специалистами следует разработать программы профилактических ветеринарных мероприятий и в случае необходимости внедрить подходящие схемы вакцинации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3.9.1 ГОСТ 34088-2017 "Межгосударственный стандарт. Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными животными" (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2017 N 1936-ст, далее - ГОСТ 34088-2017) при консультации с ветеринарными специалистами следует разработать программы профилактических ветеринарных мероприятий и в случае необходимости внедрить подходящие схемы вакцинации.
Статья: К вопросу об обеспечении безопасности населения в связи с нападением безнадзорных животных (собак) на примере Белгородской области
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)Требует дополнительной проработки вопрос отлова бездомных вакцинированных собак. Одним из обязательных условий осуществления деятельности по обращению с бездомными животными является их возврат на прежние места обитания, если они не проявляют немотивированную агрессивность, после проведения мероприятий по их стерилизации и маркировке. Последующий отлов таких животных, за исключением случаев проявления немотивированной агрессивности, не допускается.
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)Требует дополнительной проработки вопрос отлова бездомных вакцинированных собак. Одним из обязательных условий осуществления деятельности по обращению с бездомными животными является их возврат на прежние места обитания, если они не проявляют немотивированную агрессивность, после проведения мероприятий по их стерилизации и маркировке. Последующий отлов таких животных, за исключением случаев проявления немотивированной агрессивности, не допускается.