Обязать включить в список детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязать включить в список детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Прокурор, действующий в интересах ребенка-сироты (иных нуждающихся лиц), хочет обязать Уполномоченный орган предоставить гражданину жилое помещение специализированного жилищного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)факт принятия гражданина и проживающих с ним лиц на жилищный учет (решением Уполномоченного органа о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)факт принятия гражданина и проживающих с ним лиц на жилищный учет (решением Уполномоченного органа о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и т.п.)
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2024 по делу N 88-15246/2024 (УИД 60RS0019-01-2023-000591-05)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельства: За истцом как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, которое до настоящего времени без предусмотренных законом оснований не реализовано.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривавший внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утратил силу с 01.01.2013, не свидетельствует о том, что обжалуемые судебные постановления об обязании ответчика предоставить К., числящейся в сводном списке детей-сирот под номером 1263, ущемляют права других детей-сирот, включенных в данный список ранее истицы.
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельства: За истцом как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, которое до настоящего времени без предусмотренных законом оснований не реализовано.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривавший внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утратил силу с 01.01.2013, не свидетельствует о том, что обжалуемые судебные постановления об обязании ответчика предоставить К., числящейся в сводном списке детей-сирот под номером 1263, ущемляют права других детей-сирот, включенных в данный список ранее истицы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда. Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный Суд описал в п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда. Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный Суд описал в п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Так, уполномоченный орган субъекта РФ обязан включать в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, на что неоднократно обращалось внимание судами при рассмотрении дел данной категории. Нетрудно заметить, что реализация права на жилье такими лицами сопряжена с соблюдением дополнительных условий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), что позволяет отступить от формального достижения возраста 18 лет и реализовать предоставленное законом право на жилье за его пределами по достижении 23 лет <4>. Представляется, что расширительное применение возрастного критерия позволяет применить особые механизмы, обеспечивающие реализацию данного права лицами, обладающими особым правовым статусом, за пределами совершеннолетия. Такие особенности предоставления жилого помещения указанным лицам обусловлены периодом окончания срока их пребывания или обучения в соответствующей организации (образовательные, медицинские, социальные, исправительные, иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ч. 1 ст. 8 N 159-ФЗ)).
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Так, уполномоченный орган субъекта РФ обязан включать в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, на что неоднократно обращалось внимание судами при рассмотрении дел данной категории. Нетрудно заметить, что реализация права на жилье такими лицами сопряжена с соблюдением дополнительных условий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), что позволяет отступить от формального достижения возраста 18 лет и реализовать предоставленное законом право на жилье за его пределами по достижении 23 лет <4>. Представляется, что расширительное применение возрастного критерия позволяет применить особые механизмы, обеспечивающие реализацию данного права лицами, обладающими особым правовым статусом, за пределами совершеннолетия. Такие особенности предоставления жилого помещения указанным лицам обусловлены периодом окончания срока их пребывания или обучения в соответствующей организации (образовательные, медицинские, социальные, исправительные, иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ч. 1 ст. 8 N 159-ФЗ)).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Так, например, решением Майкопского районного суда Республики Адыгея было отказано в удовлетворении иска О. к администрации МО "Каменномостское сельское поселение" о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в возрасте, превышающем 23 года, то есть с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Суд сделал вывод о том, что если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не было поставлено на учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, поскольку перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. По мнению суда, достижение лицом, не состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. При этом судом первой инстанции не было дано какой-либо оценки доводам О. относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Так, например, решением Майкопского районного суда Республики Адыгея было отказано в удовлетворении иска О. к администрации МО "Каменномостское сельское поселение" о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в возрасте, превышающем 23 года, то есть с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Суд сделал вывод о том, что если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не было поставлено на учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, поскольку перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. По мнению суда, достижение лицом, не состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. При этом судом первой инстанции не было дано какой-либо оценки доводам О. относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Ю., действующая на основании доверенности в интересах М., обратилась с иском к межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения об исключении М. из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, и об обязании включить М. в указанный список.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Ю., действующая на основании доверенности в интересах М., обратилась с иском к межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения об исключении М. из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, и об обязании включить М. в указанный список.
Статья: Реализация принципа заботы о благосостоянии и развитии детей, оставшихся без попечения родителей: частноправовой аспект
(Воронина С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Важным для достойной жизни каждого является наличие жилого помещения. В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, гарантируется предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений <9>. Для реализации этой гарантии законные представители обязаны своевременно подать заявление о включении детей в соответствующий список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению детей в список.
(Воронина С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Важным для достойной жизни каждого является наличие жилого помещения. В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, гарантируется предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений <9>. Для реализации этой гарантии законные представители обязаны своевременно подать заявление о включении детей в соответствующий список и в случае неподачи таких заявлений принимать меры по включению детей в список.
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Уже имеется судебная практика, обязывающая уполномоченный орган включить в список по получению квартиры лицо старше 23 лет на основании измененного законодательства.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Уже имеется судебная практика, обязывающая уполномоченный орган включить в список по получению квартиры лицо старше 23 лет на основании измененного законодательства.