Обязанности студента
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности студента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние университетского устава на развитие высшей школы в Российской империи в XIX веке
(Шмелев А.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Следующий университетский Устав был принят Александром II в 1863 году. Он состоял из 12 глав, в которых подробно описываются права и обязанности студентов и профессорско-преподавательского состава, структура университета, органы управления и др. М.М. Ковалевский отмечает, что университет был центром стремлений и интересов всех студентов, определял направление общественной мысли [4, с. 491].
(Шмелев А.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Следующий университетский Устав был принят Александром II в 1863 году. Он состоял из 12 глав, в которых подробно описываются права и обязанности студентов и профессорско-преподавательского состава, структура университета, органы управления и др. М.М. Ковалевский отмечает, что университет был центром стремлений и интересов всех студентов, определял направление общественной мысли [4, с. 491].
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
Статья: Ученический договор с работником-студентом вместо трудового?
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Кроме всех незаконных или сомнительных моментов таких манипуляций, хочется вернуться к человеческому фактору. Студент, пытаясь во время обучения получить опыт по специальности, которую приобретает, рассчитывает в первую очередь на документальное подтверждение такого опыта для дальнейшей жизни - стаж, зафиксированный в сведениях о трудовой деятельности, с указанием должности, на которой он успел поработать; отчисления для будущей пенсии (это в 20 лет кажется, что она далека, но время пролетает быстро...); на оплату больничного, если случится заболеть; на законный отпуск. А все это он может получить, только заключив с работодателем именно трудовой договор. В направлении на обучение от работодателя он не нуждается - это решение молодой работник - студент давно принял сам, без помощи и поддержки "доброго дяди" - работодателя. А если еще в ученическом договоре есть обязанность студента отрабатывать несколько лет после окончания обучения, вдумчивого человека это просто возмутит, ибо он абсолютно разумно не поймет законности такого требования. Да еще и обязанность вернуть всю стипендию (а по факту заработную плату, если он будет работать) - это фактически бесплатное рабство, на которое мало кто согласится. А следовательно, в этой ситуации рассудительный студент просто может отказаться трудиться у такого работодателя - и работодатель останется без перспективного сотрудника.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Кроме всех незаконных или сомнительных моментов таких манипуляций, хочется вернуться к человеческому фактору. Студент, пытаясь во время обучения получить опыт по специальности, которую приобретает, рассчитывает в первую очередь на документальное подтверждение такого опыта для дальнейшей жизни - стаж, зафиксированный в сведениях о трудовой деятельности, с указанием должности, на которой он успел поработать; отчисления для будущей пенсии (это в 20 лет кажется, что она далека, но время пролетает быстро...); на оплату больничного, если случится заболеть; на законный отпуск. А все это он может получить, только заключив с работодателем именно трудовой договор. В направлении на обучение от работодателя он не нуждается - это решение молодой работник - студент давно принял сам, без помощи и поддержки "доброго дяди" - работодателя. А если еще в ученическом договоре есть обязанность студента отрабатывать несколько лет после окончания обучения, вдумчивого человека это просто возмутит, ибо он абсолютно разумно не поймет законности такого требования. Да еще и обязанность вернуть всю стипендию (а по факту заработную плату, если он будет работать) - это фактически бесплатное рабство, на которое мало кто согласится. А следовательно, в этой ситуации рассудительный студент просто может отказаться трудиться у такого работодателя - и работодатель останется без перспективного сотрудника.
Статья: Высшее образование в России. "Что ты такое?!"
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Так как отношение к образовательному процессу в плане соотношения обязанностей преподавателей и студентов схожее, в качестве иллюстрации этого тезиса полагаем возможным привести цитату из решения иностранного судьи: "Образование радикально отличается от других профессий. Образование - сугубо взаимный процесс, требующий взаимодействия учащегося с преподавателем. Хороший ученик может научиться у плохого учителя; плохой ученик может закрыть свой разум для хорошего учителя. Без усилий со стороны студента обучить его нельзя... В других профессиях, напротив, сотрудничество клиента гораздо менее важно; даже с незначительным сотрудничеством со стороны клиента компетентный профессионал в других областях в состоянии контролировать получаемый результат. Но в образовании ответственность за результат лежит в конечном счете на ученике. И процесс, и результат имеют субъективный характер, и доказывание или опровержение является чрезвычайно сложным" <7>.
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Так как отношение к образовательному процессу в плане соотношения обязанностей преподавателей и студентов схожее, в качестве иллюстрации этого тезиса полагаем возможным привести цитату из решения иностранного судьи: "Образование радикально отличается от других профессий. Образование - сугубо взаимный процесс, требующий взаимодействия учащегося с преподавателем. Хороший ученик может научиться у плохого учителя; плохой ученик может закрыть свой разум для хорошего учителя. Без усилий со стороны студента обучить его нельзя... В других профессиях, напротив, сотрудничество клиента гораздо менее важно; даже с незначительным сотрудничеством со стороны клиента компетентный профессионал в других областях в состоянии контролировать получаемый результат. Но в образовании ответственность за результат лежит в конечном счете на ученике. И процесс, и результат имеют субъективный характер, и доказывание или опровержение является чрезвычайно сложным" <7>.
Готовое решение: Как оформить стажировку студентов
(КонсультантПлюс, 2025)Так, прохождение практики у вас возможно, если ваша организация осуществляет деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. При этом вам нужно заключить с образовательной организацией договор по примерной форме, в том числе и в случае, если обучающийся - ваш работник и хочет пройти практику у вас по соответствующей профильной деятельности. Если во время практики студенты не исполняют трудовые обязанности, а лишь обучаются, с ними обычно не заключают трудовые договоры. С практикантом может быть заключен срочный трудовой договор, если есть вакантная профильная должность (п. 2 ч. 7, ч. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 3, абз. 2 п. 8, п. 12 Положения о практической подготовке обучающихся, Письма Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 и от 21.10.2020 N МН-5/20382).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, прохождение практики у вас возможно, если ваша организация осуществляет деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. При этом вам нужно заключить с образовательной организацией договор по примерной форме, в том числе и в случае, если обучающийся - ваш работник и хочет пройти практику у вас по соответствующей профильной деятельности. Если во время практики студенты не исполняют трудовые обязанности, а лишь обучаются, с ними обычно не заключают трудовые договоры. С практикантом может быть заключен срочный трудовой договор, если есть вакантная профильная должность (п. 2 ч. 7, ч. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 3, абз. 2 п. 8, п. 12 Положения о практической подготовке обучающихся, Письма Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 и от 21.10.2020 N МН-5/20382).
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов (Постановление Президиума N 1180п98пр, Определение N 29-098-15 по делу Красильникова) <962>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов (Постановление Президиума N 1180п98пр, Определение N 29-098-15 по делу Красильникова) <962>.
Статья: Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин в этическом пространстве университетов Москвы и Санкт-Петербурга
(Поворова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 10)Студенческие волнения выявили непростой для либерально настроенной части образованного общества вопрос о роли и характере русской профессуры: "...являются ли профессора чиновниками на государственной службе, и тогда решения правительства, даже в случае несогласия с ними, становятся для них обязательными, или же профессора связаны со студентами не только учебным процессом, но и нравственными отношениями, и тогда даже в случае несогласия с действиями студентов они должны отстаивать перед правительством их интересы?" <19>. Иначе говоря, что выше - корпоративная этика единения, взаимоподдержка, нравственные обязанности и доверие студентов в вопросах, по которым в целом нет разногласий по их несправедливости, или же подчинение власти и закону, даже несправедливому?
(Поворова Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 10)Студенческие волнения выявили непростой для либерально настроенной части образованного общества вопрос о роли и характере русской профессуры: "...являются ли профессора чиновниками на государственной службе, и тогда решения правительства, даже в случае несогласия с ними, становятся для них обязательными, или же профессора связаны со студентами не только учебным процессом, но и нравственными отношениями, и тогда даже в случае несогласия с действиями студентов они должны отстаивать перед правительством их интересы?" <19>. Иначе говоря, что выше - корпоративная этика единения, взаимоподдержка, нравственные обязанности и доверие студентов в вопросах, по которым в целом нет разногласий по их несправедливости, или же подчинение власти и закону, даже несправедливому?
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Описание ситуации: Общество планирует заключить ученические договоры со студентами техникума, обучающимися на 3 курсе, сроком на 1 год и 10 месяцев (до окончания техникума) с выплатой стипендии и обязанностью данных студентов отработать на предприятии не менее 3 лет после окончания учебного заведения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)Описание ситуации: Общество планирует заключить ученические договоры со студентами техникума, обучающимися на 3 курсе, сроком на 1 год и 10 месяцев (до окончания техникума) с выплатой стипендии и обязанностью данных студентов отработать на предприятии не менее 3 лет после окончания учебного заведения.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Во-первых, по логике законодателя в период учебного отпуска работник должен исполнять "обязанности студента", и никакие иные (в том числе "донорские").
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Во-первых, по логике законодателя в период учебного отпуска работник должен исполнять "обязанности студента", и никакие иные (в том числе "донорские").