Обязанности страховой медицинской организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности страховой медицинской организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 38 "Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""Таким образом, императивной нормой Федерального закона N 326-ФЗ установлен срок, в течение которого территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет права и обязанности страховой медицинской организации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы судебной практики, связанной с применением законодательства о страховании
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Суды отметили, что законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину в рамках программы бесплатной медицинской помощи в зависимость от запланированного общего объема такой помощи. Общество, оказав всем обратившимся застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь, выполнило принятые по договору обязательства. При этом общество, включенное в территориальную программу ОМС, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся гражданам. Исходя из изложенного суды пришли к выводу о наличии на стороне страховой медицинской организации обязанности по оплате в полном объеме фактически оказанной обществом медицинской помощи.
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Суды отметили, что законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину в рамках программы бесплатной медицинской помощи в зависимость от запланированного общего объема такой помощи. Общество, оказав всем обратившимся застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь, выполнило принятые по договору обязательства. При этом общество, включенное в территориальную программу ОМС, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся гражданам. Исходя из изложенного суды пришли к выводу о наличии на стороне страховой медицинской организации обязанности по оплате в полном объеме фактически оказанной обществом медицинской помощи.
Статья: Правовое регулирование диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: новый порядок - старые проблемы
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Одновременно п. 11 Порядка N 2 предусмотрено информационное взаимодействие медицинской организации и территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями. Целью предусмотренного взаимодействия является организация информирования несовершеннолетних (законных представителей) о необходимости прохождения диспансеризации. Однако норма не позволяет однозначно установить лицо, обязанностью которого является своевременное информирование о прохождении диспансеризации. Также исключена возможность определения срока уведомления по причине того, что Правила обязательного медицинского страхования <14> не регулируют обозначенные выше вопросы. Правила закрепляют лишь общую обязанность страхового представителя страховой медицинской организации обеспечить организацию информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи. Перечисленные выше обязанности распространяются также и на профилактические мероприятия и включают, в частности, формирование списков лиц, подлежащих диспансеризации, и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, организацию индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий и диспансерной явки (п. 234).
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Одновременно п. 11 Порядка N 2 предусмотрено информационное взаимодействие медицинской организации и территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями. Целью предусмотренного взаимодействия является организация информирования несовершеннолетних (законных представителей) о необходимости прохождения диспансеризации. Однако норма не позволяет однозначно установить лицо, обязанностью которого является своевременное информирование о прохождении диспансеризации. Также исключена возможность определения срока уведомления по причине того, что Правила обязательного медицинского страхования <14> не регулируют обозначенные выше вопросы. Правила закрепляют лишь общую обязанность страхового представителя страховой медицинской организации обеспечить организацию информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи. Перечисленные выше обязанности распространяются также и на профилактические мероприятия и включают, в частности, формирование списков лиц, подлежащих диспансеризации, и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, организацию индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий и диспансерной явки (п. 234).
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 21.08.2025 N 496н
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)Зарегистрировано в Минюсте России 29 августа 2025 г. N 83407
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)Зарегистрировано в Минюсте России 29 августа 2025 г. N 83407
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"Статья 19. Права и обязанности страховых медицинских организаций
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"Статья 19. Права и обязанности страховых медицинских организаций
Статья: Регрессный иск прокурора в системе обязательного медицинского страхования: необходимость или подмена иных органов?
(Веневитина В.А.)
("Законность", 2023, N 2)При этом прокурорам различных уровней необходимо спланировать проведение проверок исполнения законодательства об ОМС в контролирующих органах (в территориальном фонде ОМС и страховых медицинских организациях) на предмет исполнения ими обязанности по предъявлению соответствующих исковых заявлений в порядке регресса.
(Веневитина В.А.)
("Законность", 2023, N 2)При этом прокурорам различных уровней необходимо спланировать проведение проверок исполнения законодательства об ОМС в контролирующих органах (в территориальном фонде ОМС и страховых медицинских организациях) на предмет исполнения ими обязанности по предъявлению соответствующих исковых заявлений в порядке регресса.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Экспертиза качества медицинской помощи внутри системы ОМС: применение финансовых санкций и защита прав застрахованных. Поскольку основной объем медицинских услуг в России оказывается в рамках ОМС, вопросы организации контроля качества внутри данной системы и обеспечения безопасности имеют первостепенное значение. Важная роль в системе ОМС отведена страховым медицинским организациям. Они не только финансируют оказание медицинской помощи застрахованным, но также контролируют качество предоставляемых медицинских услуг. В силу требований п. 12 ч. 2 ст. 38 Закона об обязательном медицинском страховании СМО обязана рассматривать обращения и жалобы застрахованных (пациентов), осуществлять защиту их прав и законных интересов в случае оказания некачественной медицинской помощи. Закон также говорит об ответственности страховой медицинской организации перед застрахованным за ненадлежащее исполнение вышеуказанных обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 16).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Экспертиза качества медицинской помощи внутри системы ОМС: применение финансовых санкций и защита прав застрахованных. Поскольку основной объем медицинских услуг в России оказывается в рамках ОМС, вопросы организации контроля качества внутри данной системы и обеспечения безопасности имеют первостепенное значение. Важная роль в системе ОМС отведена страховым медицинским организациям. Они не только финансируют оказание медицинской помощи застрахованным, но также контролируют качество предоставляемых медицинских услуг. В силу требований п. 12 ч. 2 ст. 38 Закона об обязательном медицинском страховании СМО обязана рассматривать обращения и жалобы застрахованных (пациентов), осуществлять защиту их прав и законных интересов в случае оказания некачественной медицинской помощи. Закон также говорит об ответственности страховой медицинской организации перед застрахованным за ненадлежащее исполнение вышеуказанных обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 16).