Обязанности несовместимые со статусом депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности несовместимые со статусом депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)4. Прекращение полномочий депутата. Помимо таких обычных оснований для прекращения своего мандата, как смерть или признание умершим или безвестно отсутствующим, добровольная отставка, прекращение гражданства либо выезд на постоянное место жительство в другую страну, осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата, переход на другую работу (такой список установлен в Кыргызстане, например), в некоторых странах устанавливаются иные уникальные основания для прекращения депутатского мандата. В странах Балтии депутат также лишается своих полномочий в порядке импичмента в случае нарушения конституции, присяги или совершения преступления (Литва), в случае установления факта стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности (Эстония). Законодательство отдельных стран также предусматривает основания для приостановления статуса депутата. Так, полномочия члена Государственного Собрания Эстонской Республики приостанавливаются при его назначении членом правительства и восстанавливаются при его освобождении от обязанностей члена правительства.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)4. Прекращение полномочий депутата. Помимо таких обычных оснований для прекращения своего мандата, как смерть или признание умершим или безвестно отсутствующим, добровольная отставка, прекращение гражданства либо выезд на постоянное место жительство в другую страну, осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата, переход на другую работу (такой список установлен в Кыргызстане, например), в некоторых странах устанавливаются иные уникальные основания для прекращения депутатского мандата. В странах Балтии депутат также лишается своих полномочий в порядке импичмента в случае нарушения конституции, присяги или совершения преступления (Литва), в случае установления факта стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности (Эстония). Законодательство отдельных стран также предусматривает основания для приостановления статуса депутата. Так, полномочия члена Государственного Собрания Эстонской Республики приостанавливаются при его назначении членом правительства и восстанавливаются при его освобождении от обязанностей члена правительства.
Статья: К вопросу о юридической ответственности сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
(Колосова Н.М.)
("Юстиция", 2021, N 3-4)Отсюда возникает необходимость научного обсуждения целесообразности дальнейших расширений оснований прекращения полномочий депутата и сенатора. В данном контексте представляется важным различать две ситуации. Первая состоит в том, при которой член парламента добровольно утрачивает свой статус, публично заявляя о возникновении фактов, не совместимых с его статусом. Развитие такого рода запретов допустимо как дополнительное условие для реализации пассивного избирательного права, но это - тема самостоятельного исследования <2>. Вторая ситуация возникает тогда, когда соответствующая инстанция обнаруживает факт приобретения гражданства или иных ограничений, не совместимых со статусом парламентария. В последнем случае речь должна идти не об утрате, а о досрочном прекращении полномочий депутата или сенатора, но только при условии отказа члена парламента устранить ограничения, не совместимые с его конституционным статусом. Невозможность или отказ устранения названных выше ограничений следует рассматривать как основание применения к члену парламента меры конституционной ответственности - прекращение полномочий, так как депутат или сенатор не выполнил предусмотренную законодательством обязанность. При этом важно строго применять установленные Конституцией РФ и законом процедуры, которые, равно как и основания наступления ответственности, не должны носить неопределенный характер. Иначе институт конституционной ответственности может быть использован как инструмент неправомерного воздействия на члена парламента. Исходя из этого повышается значимость норм, регулирующих основания прекращения полномочий сенатора и депутата. Отсюда для устранения неопределенности понятийного аппарата Федерального закона представляется целесообразным законодательно предусмотреть следующую теоретическую конструкцию.
(Колосова Н.М.)
("Юстиция", 2021, N 3-4)Отсюда возникает необходимость научного обсуждения целесообразности дальнейших расширений оснований прекращения полномочий депутата и сенатора. В данном контексте представляется важным различать две ситуации. Первая состоит в том, при которой член парламента добровольно утрачивает свой статус, публично заявляя о возникновении фактов, не совместимых с его статусом. Развитие такого рода запретов допустимо как дополнительное условие для реализации пассивного избирательного права, но это - тема самостоятельного исследования <2>. Вторая ситуация возникает тогда, когда соответствующая инстанция обнаруживает факт приобретения гражданства или иных ограничений, не совместимых со статусом парламентария. В последнем случае речь должна идти не об утрате, а о досрочном прекращении полномочий депутата или сенатора, но только при условии отказа члена парламента устранить ограничения, не совместимые с его конституционным статусом. Невозможность или отказ устранения названных выше ограничений следует рассматривать как основание применения к члену парламента меры конституционной ответственности - прекращение полномочий, так как депутат или сенатор не выполнил предусмотренную законодательством обязанность. При этом важно строго применять установленные Конституцией РФ и законом процедуры, которые, равно как и основания наступления ответственности, не должны носить неопределенный характер. Иначе институт конституционной ответственности может быть использован как инструмент неправомерного воздействия на члена парламента. Исходя из этого повышается значимость норм, регулирующих основания прекращения полномочий сенатора и депутата. Отсюда для устранения неопределенности понятийного аппарата Федерального закона представляется целесообразным законодательно предусмотреть следующую теоретическую конструкцию.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. После подписания протокола о результатах выборов по соответствующему избирательному округу Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружные избирательные комиссии незамедлительно направляют извещение об этом зарегистрированным кандидатам, избранным депутатами Государственной Думы. Зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. После подписания протокола о результатах выборов по соответствующему избирательному округу Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружные избирательные комиссии незамедлительно направляют извещение об этом зарегистрированным кандидатам, избранным депутатами Государственной Думы. Зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"6. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"6. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Наиболее верной, на наш взгляд, классификацией деяний, несовместимых с должностью, является та, что представлена в Федеральном законе о государственной службе <1> и Федеральном законе о муниципальной службе <2>, где обязанности (основные и дополнительные), запреты и ограничения даны в виде отдельных перечней. А вот, например, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <3> (в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти" <4> (далее - Закон РФ о поправке к Конституции РФ) члены СФ будут именоваться сенаторами) и запреты, и ограничения, и обязанности статусоограничительного свойства собраны под одним заголовком "условия деятельности" (ст. 6) и без какого-либо разделения.
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Наиболее верной, на наш взгляд, классификацией деяний, несовместимых с должностью, является та, что представлена в Федеральном законе о государственной службе <1> и Федеральном законе о муниципальной службе <2>, где обязанности (основные и дополнительные), запреты и ограничения даны в виде отдельных перечней. А вот, например, в Федеральном законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ <3> (в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации функционирования публичной власти" <4> (далее - Закон РФ о поправке к Конституции РФ) члены СФ будут именоваться сенаторами) и запреты, и ограничения, и обязанности статусоограничительного свойства собраны под одним заголовком "условия деятельности" (ст. 6) и без какого-либо разделения.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- неоднократное (более двух раз в течение срока своих полномочий), без уважительных причин невыполнение обязанностей, возложенных на депутата Думы города, главу города федеральными законами, законами автономного округа, Уставом города, решениями Думы города, если это установлено соответствующим судом;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- неоднократное (более двух раз в течение срока своих полномочий), без уважительных причин невыполнение обязанностей, возложенных на депутата Думы города, главу города федеральными законами, законами автономного округа, Уставом города, решениями Думы города, если это установлено соответствующим судом;