Обязанности недропользователя
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности недропользователя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Исходя из положений ч. 7 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется недропользователем в соответствии с утвержденными техническими проектами, согласованными с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23.2 "Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами" Закона РФ "О недрах""Исходя из положений ч. 7 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется недропользователем в соответствии с утвержденными техническими проектами, согласованными с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
Статья: Водозаборные скважины
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр (ч. 7 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона о недрах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр (ч. 7 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона о недрах).
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Пользователи недр. Представление уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДД в отношении участков недр, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 333.44 НК РФ, с 2026 г. (форма уведомления, формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/829@. См. также).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Пользователи недр. Представление уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДД в отношении участков недр, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 333.44 НК РФ, с 2026 г. (форма уведомления, формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/829@. См. также).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в том числе лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в том числе лицензии на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Последние изменения: Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
(КонсультантПлюс, 2025)Если реорганизация происходит не только в форме присоединения, а первоначально и в форме выделения, то права и обязанности пользователя недр до госрегистрации новой переоформленной лицензии на пользование ими - у действующего пользователя недр.
(КонсультантПлюс, 2025)Если реорганизация происходит не только в форме присоединения, а первоначально и в форме выделения, то права и обязанности пользователя недр до госрегистрации новой переоформленной лицензии на пользование ими - у действующего пользователя недр.
Статья: Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Одним из основных направлений реализации права пользования отходами недропользования является добыча полезных ископаемых и полезных компонентов. При этом осуществление данной деятельности хозяйствующим субъектом должно производиться в соответствии с условиями недропользования, которые содержатся в лицензии и приложении к ней. Добыча полезных ископаемых из отходов недропользования представляет собой одно из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации <1>. Учитывая указанные обстоятельства, интересным с практической и доктринальной точек зрения представляется определение момента возникновения у хозяйствующего субъекта права собственности на полезные ископаемые и полезные компоненты, содержащиеся в отходах недропользования. В практической плоскости обозначенная проблема имеет значение в связи с тем, что правильное определение соответствующего момента влияет на обязанность пользователя недр по внесению платежей и их размер.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Одним из основных направлений реализации права пользования отходами недропользования является добыча полезных ископаемых и полезных компонентов. При этом осуществление данной деятельности хозяйствующим субъектом должно производиться в соответствии с условиями недропользования, которые содержатся в лицензии и приложении к ней. Добыча полезных ископаемых из отходов недропользования представляет собой одно из приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации <1>. Учитывая указанные обстоятельства, интересным с практической и доктринальной точек зрения представляется определение момента возникновения у хозяйствующего субъекта права собственности на полезные ископаемые и полезные компоненты, содержащиеся в отходах недропользования. В практической плоскости обозначенная проблема имеет значение в связи с тем, что правильное определение соответствующего момента влияет на обязанность пользователя недр по внесению платежей и их размер.
Статья: Экологические обязательства: новые требования к представлению информации в корпоративной отчетности
(Гришкина С.Н., Трушина А.А.)
("Аудитор", 2024, N 7)Особое внимание следует уделить обязательствам по выводу активов из эксплуатации, которые представлены преимущественно экологическими обязательствами компаний горнодобывающего и металлургического сектора. Основанием для возникновения большинства таких обязательств являются законодательные нормы. В качестве примера нормативных требований для компаний исследуемого сектора (горнодобывающего и металлургического) можно привести статью 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 08.04.2023), которой устанавливается обязанность пользователей недр по ликвидации горных выработок и "приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования" [1].
(Гришкина С.Н., Трушина А.А.)
("Аудитор", 2024, N 7)Особое внимание следует уделить обязательствам по выводу активов из эксплуатации, которые представлены преимущественно экологическими обязательствами компаний горнодобывающего и металлургического сектора. Основанием для возникновения большинства таких обязательств являются законодательные нормы. В качестве примера нормативных требований для компаний исследуемого сектора (горнодобывающего и металлургического) можно привести статью 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ред. от 08.04.2023), которой устанавливается обязанность пользователей недр по ликвидации горных выработок и "приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования" [1].
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный ст. 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный ст. 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<51> В ряде судебных разбирательств, связанных с ненадлежащим исполнением пользователем недр условий технического проекта эксплуатации ООГО "Кунгурская ледяная пещера", судом не ставилась под сомнение правомерность лицензионного обязательства по его подготовке и соблюдению (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф09-8107/23 по делу N А50-14844/2022, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 г. N 17АП-15738/2022-АК по делу N А50-20206/2022). Более обоснованным видится подход иного суда о незаконности аналогичного лицензионного условия об обязанности пользователя недр, осуществляющего образование ООГО "Большая Азишская пещера", разработать, согласовать и утвердить технический проект эксплуатации подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых. В обоснование своей позиции суд отметил, что строительство и эксплуатация подземных сооружений в пределах указанного геологического объекта не допускаются ни действующим законодательством, запрещающим нарушение сохранности памятников природы, ни целевым назначением лицензии на пользование недрами (см.: Постановление Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2019 г. N 4а-175/2019).
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)<51> В ряде судебных разбирательств, связанных с ненадлежащим исполнением пользователем недр условий технического проекта эксплуатации ООГО "Кунгурская ледяная пещера", судом не ставилась под сомнение правомерность лицензионного обязательства по его подготовке и соблюдению (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф09-8107/23 по делу N А50-14844/2022, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 г. N 17АП-15738/2022-АК по делу N А50-20206/2022). Более обоснованным видится подход иного суда о незаконности аналогичного лицензионного условия об обязанности пользователя недр, осуществляющего образование ООГО "Большая Азишская пещера", разработать, согласовать и утвердить технический проект эксплуатации подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых. В обоснование своей позиции суд отметил, что строительство и эксплуатация подземных сооружений в пределах указанного геологического объекта не допускаются ни действующим законодательством, запрещающим нарушение сохранности памятников природы, ни целевым назначением лицензии на пользование недрами (см.: Постановление Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2019 г. N 4а-175/2019).
Статья: Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Во-первых, отсутствует легальное определение понятия "пользование недрами в целях образования ООГО". Во-вторых, имеется законодательный пробел в части отсутствия перечня прав и обязанностей пользователя недр при образовании ООГО, не относящихся к основным правам и обязанностям пользователей недр, предусмотренным ст. 22 Закона о недрах. В-третьих, на нормативном правовом уровне не закреплен даже примерный перечень стадий реализации пользования недрами в целях образования ООГО, а также мероприятий, осуществляемых в рамках данной деятельности.
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Во-первых, отсутствует легальное определение понятия "пользование недрами в целях образования ООГО". Во-вторых, имеется законодательный пробел в части отсутствия перечня прав и обязанностей пользователя недр при образовании ООГО, не относящихся к основным правам и обязанностям пользователей недр, предусмотренным ст. 22 Закона о недрах. В-третьих, на нормативном правовом уровне не закреплен даже примерный перечень стадий реализации пользования недрами в целях образования ООГО, а также мероприятий, осуществляемых в рамках данной деятельности.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. ВК РФ возлагает на пользователей недр обязанность по реализации мер по охране подземных водных объектов в случае, если при использовании недр были вскрыты водоносные горизонты: первый, второй и иные (третий и более глубокие), имеющие гидравлическую связь с поверхностными водными объектами и без таковой, используемые или неиспользуемые в качестве источников централизованного водоснабжения <1>. Содержание самих мер ВК РФ в комментируемой статье не определяет. Очевидно, что в данном случае пользователями недр должны как минимум выполняться предусмотренные Правилами охраны подземных водных объектов специальные и иные мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения их запасов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. ВК РФ возлагает на пользователей недр обязанность по реализации мер по охране подземных водных объектов в случае, если при использовании недр были вскрыты водоносные горизонты: первый, второй и иные (третий и более глубокие), имеющие гидравлическую связь с поверхностными водными объектами и без таковой, используемые или неиспользуемые в качестве источников централизованного водоснабжения <1>. Содержание самих мер ВК РФ в комментируемой статье не определяет. Очевидно, что в данном случае пользователями недр должны как минимум выполняться предусмотренные Правилами охраны подземных водных объектов специальные и иные мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения их запасов.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей недропользователя по рекультивации или ликвидации отработанных месторождений представляется необходимым на государственном уровне формировать реестр недобросовестных подрядных организаций и их учредителей, наделенных самостоятельным правом на добычу и использование ресурсов недр. Тем более что в нормах ст. 14.1 Закона о недрах уже предусмотрено ведение реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования недрами <9>. В связи с тем что рассматриваемые субъекты получают лицензию без проведения конкурсных процедур, представляется вполне обоснованным предусмотреть аналогичные правовые предписания для данных участников отношений по пользованию недрами, которые не исполняют свои обязанности надлежащим образом.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей недропользователя по рекультивации или ликвидации отработанных месторождений представляется необходимым на государственном уровне формировать реестр недобросовестных подрядных организаций и их учредителей, наделенных самостоятельным правом на добычу и использование ресурсов недр. Тем более что в нормах ст. 14.1 Закона о недрах уже предусмотрено ведение реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования недрами <9>. В связи с тем что рассматриваемые субъекты получают лицензию без проведения конкурсных процедур, представляется вполне обоснованным предусмотреть аналогичные правовые предписания для данных участников отношений по пользованию недрами, которые не исполняют свои обязанности надлежащим образом.