Обязанности концессионера
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности концессионера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Концедент хочет взыскать с Концессионера задолженность по внесению концессионных платежей
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. В соответствии с условиями концессионного соглашения Концедент предоставил Концессионеру права владения и пользования объектом соглашения (системой коммунальной инфраструктуры для осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг потребителям, нежилым строением и т.п). Концессионным соглашением предусмотрена обязанность Концессионера уплачивать концессионные платежи за предоставленные права владения и пользования объектом данного соглашения. По мнению Концедента, у Концессионера имеется задолженность по оплате концессионных платежей.
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. В соответствии с условиями концессионного соглашения Концедент предоставил Концессионеру права владения и пользования объектом соглашения (системой коммунальной инфраструктуры для осуществления деятельности по оказанию коммунальных услуг потребителям, нежилым строением и т.п). Концессионным соглашением предусмотрена обязанность Концессионера уплачивать концессионные платежи за предоставленные права владения и пользования объектом данного соглашения. По мнению Концедента, у Концессионера имеется задолженность по оплате концессионных платежей.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Концессионер хочет взыскать с Концедента задолженность по оплате за создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. Концессионером выполнены обязательства по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Условиями концессионного соглашения предусмотрена обязанность Концедента вносить Концессионеру платежи за создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. По мнению Концессионера, у Концедента имеется задолженность по оплате.
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. Концессионером выполнены обязательства по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. Условиями концессионного соглашения предусмотрена обязанность Концедента вносить Концессионеру платежи за создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. По мнению Концессионера, у Концедента имеется задолженность по оплате.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)4. Каковы основные права и обязанности концедента и концессионера
(КонсультантПлюс, 2025)4. Каковы основные права и обязанности концедента и концессионера
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750
(Манкина О.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Обязанности концессионера-"упрощенца" по НДС
(Манкина О.С.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Обязанности концессионера-"упрощенца" по НДС
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 8. Права и обязанности концессионера и концедента
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 8. Права и обязанности концессионера и концедента
Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. В случаях, указанных в пункте 3 части 1 и пункте 3 части 2 настоящей статьи, полномочия концедента осуществляются Государственной компанией с даты внесения изменений в решения Правительства Российской Федерации о заключении концессионных соглашений. При этом не требуется заключать соглашения о переуступке прав и обязанностей концедента, а также давать согласие концессионера и третьих лиц на переход прав и обязанностей концедента к Государственной компании.
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. В случаях, указанных в пункте 3 части 1 и пункте 3 части 2 настоящей статьи, полномочия концедента осуществляются Государственной компанией с даты внесения изменений в решения Правительства Российской Федерации о заключении концессионных соглашений. При этом не требуется заключать соглашения о переуступке прав и обязанностей концедента, а также давать согласие концессионера и третьих лиц на переход прав и обязанностей концедента к Государственной компании.
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Исходя из вышеизложенного для сферы ЖКХ привлечение частного капитала является актуальной проблемой. Вместе с тем указанная сфера хозяйствования характеризуется хроническим недофинансированием и сильно изношенными объектами недвижимого и технологически связанного с последним движимого имущества. Для частного инвестора важным вопросом является проработанность законодательства о концессионном соглашении и норм о защите интересов инвестора в связи с долгосрочной окупаемостью вложенных инвестиций и неопределенностью вопроса о возврате их концессионеру. Без решения указанных актуальных вопросов, в числе которых и проблема применения института возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов инвестора по концессионному соглашению, решить проблему привлечения частных капиталовложений в такие объекты публичного имущества, как объекты теплоснабжения центрального горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, вряд ли получится. Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства является только одной из договорных форм, регулирующих вопросы взаимоотношений собственника публичного имущества и частного бизнеса. До 2015 г. в сфере централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения широко использовалась конструкция договора аренды соответствующего публичного имущества. Однако, как следует из письма ФАС РФ от 27 сентября 2019 г. N ВК/84470/19 <1>, в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договор аренды объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности публичному образованию, является ничтожным <2>. В отличие от договора аренды концессионное соглашение, кроме передачи прав владения и пользования объектами недвижимого и движимого имущества частному инвестору, накладывает также на последнего ряд обязанностей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения в определенных целях, а также со строительством, реконструкцией, технической модернизацией полученных объектов имущества концедента. В случае если срок между датой ввода в эксплуатацию объектов и датой публичного извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения превышает пять лет, предоставление прав владения и пользования объектами централизованного водоснабжения и водоотведения возможно только по концессионному соглашению (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"). Что касается обязанности концессионера по строительству объекта недвижимости, корректнее будет говорить не о передаче публичного имущества концессионеру, так как очевидно, что на момент заключения концессионного соглашения такового имущества еще нет, а о предоставлении концессионеру права на занятие определенной деятельностью. В настоящем исследовании мы не затрагиваем такого вопроса, как трансформация договора аренды в концессионное соглашение, так как очевидно, что данная тема в связи с особенностями указанных договорных типов требует специального рассмотрения. Между тем вопрос о невозможности применения договора аренды к системам водоснабжения и водоотведения касается объектов, срок эксплуатации которых превышает пять лет (а таких, очевидно, абсолютное большинство в сфере ЖКХ), либо если дата ввода в эксплуатацию таких объектов не может быть определена, решается в пользу концессионного соглашения, по которому и могут быть только переданы указанные объекты имущества. Объясняется это, как кажется, следующими особенностями двух договорных типов: концессионное соглашение, в отличие от договора аренды, предполагает не просто передачу имущества во владение и пользование, но и проведение работ по его реконструкции и строительству и использование объектов соглашения для осуществления определенного вида деятельности.
Готовое решение: Как вести книгу покупок
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если "упрощенец" является участником простого или инвестиционного товарищества, ведущим общий учет, концессионером или доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, то на него возлагаются обязанности плательщика НДС независимо от того, должен ли он платить за себя налог или нет. Поэтому в таком случае ему нужно в том числе вести книгу покупок (п. п. 1, 2, 3 ст. 174.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если "упрощенец" является участником простого или инвестиционного товарищества, ведущим общий учет, концессионером или доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, то на него возлагаются обязанности плательщика НДС независимо от того, должен ли он платить за себя налог или нет. Поэтому в таком случае ему нужно в том числе вести книгу покупок (п. п. 1, 2, 3 ст. 174.1 НК РФ).
Статья: К вопросу об уплате взносов на капитальный ремонт при концессии нежилого помещения в составе многоквартирного дома
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Так, к примеру, в п. 4.3 концессионного договора, заключаемого администрацией Далматовского муниципального округа Курганской области в отношении нежилых помещений в составе МКД, предусматривается, что поддержка исправного состояния объекта соглашения, его текущий и капитальный ремонт, затраты на содержание являются обязанностью концессионера <6>.
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Так, к примеру, в п. 4.3 концессионного договора, заключаемого администрацией Далматовского муниципального округа Курганской области в отношении нежилых помещений в составе МКД, предусматривается, что поддержка исправного состояния объекта соглашения, его текущий и капитальный ремонт, затраты на содержание являются обязанностью концессионера <6>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. В ч. 2 комментируемой статьи указаны лица, на которых возлагается обязанность по возмещению вреда и выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной частью 1 комментируемой статьи в случае заключения концессионного соглашения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве. По общему правилу указанные обязанности возлагаются на концессионера либо частного партнера. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. В ч. 2 комментируемой статьи указаны лица, на которых возлагается обязанность по возмещению вреда и выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной частью 1 комментируемой статьи в случае заключения концессионного соглашения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве. По общему правилу указанные обязанности возлагаются на концессионера либо частного партнера. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416 обращено внимание, что согласно нормам статьи 174.1 НК РФ при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, имущественных прав) обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на концессионера.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416 обращено внимание, что согласно нормам статьи 174.1 НК РФ при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, имущественных прав) обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на концессионера.
Статья: Расторжение концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)перечисление концессионером платы концеденту. Концессионер в этом случае выполняет обязанности налогового агента (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 161 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях, ст. 606 ГК РФ, Письмо Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750);
(КонсультантПлюс, 2025)перечисление концессионером платы концеденту. Концессионер в этом случае выполняет обязанности налогового агента (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 161 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона о концессионных соглашениях, ст. 606 ГК РФ, Письмо Минфина России от 18.11.2022 N 03-07-11/112750);
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Предметом соглашения являлась обязанность концессионера за свой счет создать и реконструировать систему коммунальной инфраструктуры электроснабжения города, право собственности на которую принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять передачу и распределение электрической энергии с использованием объекта соглашения.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Предметом соглашения являлась обязанность концессионера за свой счет создать и реконструировать систему коммунальной инфраструктуры электроснабжения города, право собственности на которую принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять передачу и распределение электрической энергии с использованием объекта соглашения.
Статья: Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Таким образом, к мнимой конкуренции двух названных инструментов приводит то, что правоприменители нередко акцентируют внимание на обязательствах сторон по созданию объекта вместо детальной регламентации порядка реализации предоставляемого государством частному лицу "мандата" на осуществление публично значимой деятельности, в то время как законодатель решающий объем обязанностей концессионера связывает непосредственно с эксплуатационной составляющей правоотношений. В частности, концессионер должен: 1) приступить к использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 2) использовать (эксплуатировать) такой объект в установленных целях и порядке; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) ее без согласия концедента; 4) обеспечивать при осуществлении предусмотренной деятельности возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; 5) предоставлять потребителям установленные льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и порядке, которые установлены концессионным соглашением, и пр. (ст. 8 Закона "О концессионных соглашениях").
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Таким образом, к мнимой конкуренции двух названных инструментов приводит то, что правоприменители нередко акцентируют внимание на обязательствах сторон по созданию объекта вместо детальной регламентации порядка реализации предоставляемого государством частному лицу "мандата" на осуществление публично значимой деятельности, в то время как законодатель решающий объем обязанностей концессионера связывает непосредственно с эксплуатационной составляющей правоотношений. В частности, концессионер должен: 1) приступить к использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 2) использовать (эксплуатировать) такой объект в установленных целях и порядке; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) ее без согласия концедента; 4) обеспечивать при осуществлении предусмотренной деятельности возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; 5) предоставлять потребителям установленные льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и порядке, которые установлены концессионным соглашением, и пр. (ст. 8 Закона "О концессионных соглашениях").