Обязанность проводить спецоценку
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность проводить спецоценку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 147 "Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" Трудового кодекса РФ"Непроведение работодателем специальной оценки условий труда не является основанием для констатации права работника на дополнительный ежегодный отпуск, установленный статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительностью 7 календарных дней и для автоматического производства предусмотренной статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации повышенной оплаты. Судами следовало установить наличие или отсутствие на стороне ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте У., причины уклонения от указанной обязанности, фактические условия труда работника, являются ли они вредными и (или) опасными в спорный период времени."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 Конституции РФ"Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности, имеет право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья. Эти права работника реализуются исполнением работодателем обязанности создавать безопасные условия труда, обеспечивать проведение специальной оценки условий труда для определения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте. При этом государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя за их нарушение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда1.2.1. Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
Приказ Роструда от 11.11.2022 N 253
"Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства"Обязанности работодателя в сфере проведения специальной
"Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства"Обязанности работодателя в сфере проведения специальной
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Такой подход законодателя сразу подвергся критике в юридической периодике. В частности, Р.И. Бикметов указал, что ввиду отсутствия возможности провести аттестацию (специальную оценку) рабочего места дистанционного работника невозможно будет оценить факторы, которые могут негативным образом повлиять на здоровье работника, а определение рабочего времени по усмотрению работника создаст сложности в констатации того факта, связан ли несчастный случай на производстве с выполнением трудовой функции в рабочее время или нет. Возникновение и расследование профессионального заболевания вообще, по мнению автора, стремится в таких условиях к нулю <1>. Некоторые авторы полагают, что отсутствие обязанности работодателя проводить специальную оценку условий труда в отношении дистанционных работников приводит к тому, что дистанционные работники меньше защищены по сравнению с обычными работниками <2>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Такой подход законодателя сразу подвергся критике в юридической периодике. В частности, Р.И. Бикметов указал, что ввиду отсутствия возможности провести аттестацию (специальную оценку) рабочего места дистанционного работника невозможно будет оценить факторы, которые могут негативным образом повлиять на здоровье работника, а определение рабочего времени по усмотрению работника создаст сложности в констатации того факта, связан ли несчастный случай на производстве с выполнением трудовой функции в рабочее время или нет. Возникновение и расследование профессионального заболевания вообще, по мнению автора, стремится в таких условиях к нулю <1>. Некоторые авторы полагают, что отсутствие обязанности работодателя проводить специальную оценку условий труда в отношении дистанционных работников приводит к тому, что дистанционные работники меньше защищены по сравнению с обычными работниками <2>.
Статья: Готовятся изменения по спецоценке условий труда
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 14)Законопроектом предлагается установить обязанность при проведении специальной оценки условий труда, помимо исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в отношении рабочих мест организаций и предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, учитывать также условия осуществления (специфики) трудовой деятельности (новая редакция ч. 4 ст. 13 Закона N 426-ФЗ). Эта поправка направлена на реализацию постановления Конституционного суда РФ от 04.10.2022 N 40-П и позволит реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых на рабочих местах в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работа на которых предполагает взаимодействие с осужденными.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 14)Законопроектом предлагается установить обязанность при проведении специальной оценки условий труда, помимо исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в отношении рабочих мест организаций и предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, учитывать также условия осуществления (специфики) трудовой деятельности (новая редакция ч. 4 ст. 13 Закона N 426-ФЗ). Эта поправка направлена на реализацию постановления Конституционного суда РФ от 04.10.2022 N 40-П и позволит реализовать право на досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых на рабочих местах в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работа на которых предполагает взаимодействие с осужденными.
Статья: Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)Другой аспект статуса самозанятых с точки зрения распространения на них действия норм трудового законодательства связан с возможностью признания самозанятого гражданина работодателем. Стоит заметить, что создание самозанятым для себя рабочего места автоматически не превращает его с точки зрения трудового законодательства в работодателя, и не влечет, например, возникновение обязанности по проведению специальной оценки условий труда <28>. Исходя из буквального толкования п. 7 ст. 2 Закона об НПД, самозанятые не привлекают наемных работников по трудовым договорам, но вместе с тем могут привлекать иных лиц к выполнению своих обязательств на основании гражданско-правовых договоров. Это подтверждает и позиция контролирующих органов: по мнению ФНС РФ <29>, Закон N 422-ФЗ не содержит запрета на привлечение налогоплательщиком налога на профессиональный доход лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, в том числе по договору подряда.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)Другой аспект статуса самозанятых с точки зрения распространения на них действия норм трудового законодательства связан с возможностью признания самозанятого гражданина работодателем. Стоит заметить, что создание самозанятым для себя рабочего места автоматически не превращает его с точки зрения трудового законодательства в работодателя, и не влечет, например, возникновение обязанности по проведению специальной оценки условий труда <28>. Исходя из буквального толкования п. 7 ст. 2 Закона об НПД, самозанятые не привлекают наемных работников по трудовым договорам, но вместе с тем могут привлекать иных лиц к выполнению своих обязательств на основании гражданско-правовых договоров. Это подтверждает и позиция контролирующих органов: по мнению ФНС РФ <29>, Закон N 422-ФЗ не содержит запрета на привлечение налогоплательщиком налога на профессиональный доход лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, в том числе по договору подряда.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Следует иметь в виду, что установление работнику разъездного характера работы не освобождает работодателя от обязанности провести специальную оценку условий труда (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Следует иметь в виду, что установление работнику разъездного характера работы не освобождает работодателя от обязанности провести специальную оценку условий труда (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
Статья: Специальная оценка условий труда медицинских работников: проблемы и перспективы
(Герасимов В.С., Елфимов П.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Разъясняющие органы указывают на возможность использования для целей специальной оценки статистических форм N 8, 33, 61, 12 и 14, заполняемых медицинскими организациями и направляемых в вышестоящие органы. При этом было проигнорировано то, что названные формы заполняются на всю медорганизацию без выделения конкретных рабочих мест. Изучение же медицинской документации экспертом, проводящим специальную оценку, невозможно, поскольку его ознакомление с медицинскими документами нарушает требования о сохранении врачебной тайны <8>. Хотя положения п. 5 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 426-ФЗ и предусматривают обязанность организации, проводящей специальную оценку, хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, это положение не предоставляет эксперту организации права на ознакомление со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну.
(Герасимов В.С., Елфимов П.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Разъясняющие органы указывают на возможность использования для целей специальной оценки статистических форм N 8, 33, 61, 12 и 14, заполняемых медицинскими организациями и направляемых в вышестоящие органы. При этом было проигнорировано то, что названные формы заполняются на всю медорганизацию без выделения конкретных рабочих мест. Изучение же медицинской документации экспертом, проводящим специальную оценку, невозможно, поскольку его ознакомление с медицинскими документами нарушает требования о сохранении врачебной тайны <8>. Хотя положения п. 5 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 426-ФЗ и предусматривают обязанность организации, проводящей специальную оценку, хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, это положение не предоставляет эксперту организации права на ознакомление со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)13. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, урегулированы Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)13. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, урегулированы Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Важно и документальное сопровождение трудовых отношений, ведь их изменение, в том числе по результатам проведения специальной оценки труда, перевода работника на иную должность, иное рабочее место, может повлечь лишение права на досрочную страховую пенсию по старости. Если работник был ознакомлен с результатами СОУТ, не возражал против них и не оспаривал, хотя был наделен таким правом, он впоследствии не сможет сформировать свои пенсионные права в полном объеме, ведь работодатель должным образом выполнил свою обязанность - провел специальную оценку условий труда на рабочем месте и ознакомил с ее результатами работника, а работник не выразил несогласия с указанными результатами.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Важно и документальное сопровождение трудовых отношений, ведь их изменение, в том числе по результатам проведения специальной оценки труда, перевода работника на иную должность, иное рабочее место, может повлечь лишение права на досрочную страховую пенсию по старости. Если работник был ознакомлен с результатами СОУТ, не возражал против них и не оспаривал, хотя был наделен таким правом, он впоследствии не сможет сформировать свои пенсионные права в полном объеме, ведь работодатель должным образом выполнил свою обязанность - провел специальную оценку условий труда на рабочем месте и ознакомил с ее результатами работника, а работник не выразил несогласия с указанными результатами.
Статья: Проблемные вопросы реализации прокурором исковой защиты прав и законных интересов определенного круга лиц (группы лиц)
(Литвинова Т.А.)
("Законность", 2021, N 10)Проблему можно проиллюстрировать на примере. Так, в судебной практике сформировались различные подходы к решению вопроса о наличии у прокурора права на предъявление иска об обязании работодателя провести специальную оценку условий труда. В одних случаях суды, отказывая в принятии иска к производству, указывают на относительный характер трудовых отношений - обязанность работодателя корреспондирует с правами конкретных работников, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем <4>; в других случаях - принимают к производству и рассматривают по существу, мотивируя это тем, что неисполнение работодателем обязанности по своевременному проведению специальной оценки условий труда создает угрозу нарушения прав не только конкретных работников, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем, но и тех, которые могут быть трудоустроены в будущем, а также иных лиц <5>.
(Литвинова Т.А.)
("Законность", 2021, N 10)Проблему можно проиллюстрировать на примере. Так, в судебной практике сформировались различные подходы к решению вопроса о наличии у прокурора права на предъявление иска об обязании работодателя провести специальную оценку условий труда. В одних случаях суды, отказывая в принятии иска к производству, указывают на относительный характер трудовых отношений - обязанность работодателя корреспондирует с правами конкретных работников, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем <4>; в других случаях - принимают к производству и рассматривают по существу, мотивируя это тем, что неисполнение работодателем обязанности по своевременному проведению специальной оценки условий труда создает угрозу нарушения прав не только конкретных работников, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем, но и тех, которые могут быть трудоустроены в будущем, а также иных лиц <5>.