Обязанность по трудоустройству инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по трудоустройству инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность в сфере трудоустройства инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к административной ответственности за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов, если на созданные работодателем квотируемые рабочие места приняты работники без инвалидности
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к административной ответственности за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов, если на созданные работодателем квотируемые рабочие места приняты работники без инвалидности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Планируется усиление ответственности за невыполнение квоты для инвалидов
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Госдумой в первом чтении принят законопроект N 537160-8, вносящий изменения в ст. 5.42 КоАП РФ в части усиления административной ответственности для работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Госдумой в первом чтении принят законопроект N 537160-8, вносящий изменения в ст. 5.42 КоАП РФ в части усиления административной ответственности для работодателей за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 21)- названный штраф положен также и за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой;
("Главная книга", 2023, N 21)- названный штраф положен также и за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Пунктом 1 части 2 статьи 24 этого закона установлена обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Пунктом 1 части 2 статьи 24 этого закона установлена обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
<Письмо> Минтруда России от 22.08.2024 N 16-6/В-900
<О направлении ответов на поступившие вопросы о применении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 30.05.2024 N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов">Об обязанности работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов
<О направлении ответов на поступившие вопросы о применении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 30.05.2024 N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов">Об обязанности работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<40> Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" в случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты работодатель вправе профинансировать выделение рабочих мест в другой организации. Согласно ст. 6 Закона Архангельской области от 27 мая 1998 г. N 74-16-ОЗ "О государственных гарантиях трудовой занятости инвалидов на территории Архангельской области" обязанность организации по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов считается выполненной при заключении: между организацией и другими организациями соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов в совместных специализированных цехах (участках) для трудоустройства инвалидов, созданных в одной из организаций; между организацией и специализированной организацией договора о создании и содержании рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; между организацией и специализированной организацией договора о размещении производственного заказа. Законом Иркутской области от 1 ноября 2016 г. N 85-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" установлены альтернативные способы выполнения квоты (создание или выделение рабочих мест путем их аренды у другого работодателя).
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<40> Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" в случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты работодатель вправе профинансировать выделение рабочих мест в другой организации. Согласно ст. 6 Закона Архангельской области от 27 мая 1998 г. N 74-16-ОЗ "О государственных гарантиях трудовой занятости инвалидов на территории Архангельской области" обязанность организации по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов считается выполненной при заключении: между организацией и другими организациями соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов в совместных специализированных цехах (участках) для трудоустройства инвалидов, созданных в одной из организаций; между организацией и специализированной организацией договора о создании и содержании рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; между организацией и специализированной организацией договора о размещении производственного заказа. Законом Иркутской области от 1 ноября 2016 г. N 85-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" установлены альтернативные способы выполнения квоты (создание или выделение рабочих мест путем их аренды у другого работодателя).
Статья: Порядок соблюдения аптеками квоты для приема на работу
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой (п. 5 ст. 13.2 Закона РФ N 1032-1).
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой (п. 5 ст. 13.2 Закона РФ N 1032-1).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Верховный Суд РФ указал на то, что при разрешении вопроса об обоснованности отказа инвалиду II группы С.В. Хайбрахманову в приеме на работу на должность укладчика судебным инстанциям следовало с привлечением специалистов в области специальной оценки условий труда и в области медико-социальной экспертизы установить: относятся ли условия труда по должности укладчика в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" к 1-му или 2-му классу условий труда, какие конкретные меры по организации труда требуются для оборудования рабочего места по должности укладчика с учетом индивидуальных возможностей С.В. Хайбрахманова, должно ли это быть специальное рабочее место. Судебные инстанции не учли, что обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, возлагается на работодателя, которым в нарушение положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о занятости и нормативных правовых актов Ленинградской области, в частности Постановления Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 г. N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальное рабочее место для трудоустройства С.В. Хайбрахманова.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Верховный Суд РФ указал на то, что при разрешении вопроса об обоснованности отказа инвалиду II группы С.В. Хайбрахманову в приеме на работу на должность укладчика судебным инстанциям следовало с привлечением специалистов в области специальной оценки условий труда и в области медико-социальной экспертизы установить: относятся ли условия труда по должности укладчика в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" к 1-му или 2-му классу условий труда, какие конкретные меры по организации труда требуются для оборудования рабочего места по должности укладчика с учетом индивидуальных возможностей С.В. Хайбрахманова, должно ли это быть специальное рабочее место. Судебные инстанции не учли, что обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест, возлагается на работодателя, которым в нарушение положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о занятости и нормативных правовых актов Ленинградской области, в частности Постановления Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 г. N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов", в АО "Кондитерское объединение "Любимый Край" не были созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальное рабочее место для трудоустройства С.В. Хайбрахманова.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Проектом предлагается расширить состав административного правонарушения, дополнив его юридическую конструкцию уточнением об обязанности работодателей по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой (в настоящее время установлена ответственность только за неисполнение работодателем обязанности по созданию/выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида). Размер санкции останется прежним - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Проектом предлагается расширить состав административного правонарушения, дополнив его юридическую конструкцию уточнением об обязанности работодателей по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой (в настоящее время установлена ответственность только за неисполнение работодателем обязанности по созданию/выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида). Размер санкции останется прежним - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья: Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Вместе с тем правовое регулирование порядка обеспечения инвалидов работой по квоте нельзя назвать совершенным. Оно характеризуется множественностью, неупорядоченностью и разрозненностью норм, пробельностью и противоречивостью содержания, различным объемом прав, обязанностей и гарантий участников отношений по квотируемому трудоустройству инвалидов.
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Вместе с тем правовое регулирование порядка обеспечения инвалидов работой по квоте нельзя назвать совершенным. Оно характеризуется множественностью, неупорядоченностью и разрозненностью норм, пробельностью и противоречивостью содержания, различным объемом прав, обязанностей и гарантий участников отношений по квотируемому трудоустройству инвалидов.
Статья: Отдельные направления совершенствования правового регулирования дистанционной работы в России
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Наряду с названными существует еще ряд важных направлений дальнейшего развития правового регулирования дистанционной работы: нормативное восполнение фактического снижения солидарности и включенности в трудовой коллектив для целей социального партнерства; определение соотношения дистанционного трудоустройства инвалидов с обязанностями работодателей по созданию и оборудованию рабочих мест и с социальной концепцией правового статуса инвалидов; выработка принципов сохранения психологического здоровья дистанционных работников и др. Представляется, что для их разработки чрезвычайно важно четко очертить рамки понятия "дистанционная работа" и сформулировать концептуально непротиворечивое правовое регулирование соответствующих общественных отношений.
(Саурин С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Наряду с названными существует еще ряд важных направлений дальнейшего развития правового регулирования дистанционной работы: нормативное восполнение фактического снижения солидарности и включенности в трудовой коллектив для целей социального партнерства; определение соотношения дистанционного трудоустройства инвалидов с обязанностями работодателей по созданию и оборудованию рабочих мест и с социальной концепцией правового статуса инвалидов; выработка принципов сохранения психологического здоровья дистанционных работников и др. Представляется, что для их разработки чрезвычайно важно четко очертить рамки понятия "дистанционная работа" и сформулировать концептуально непротиворечивое правовое регулирование соответствующих общественных отношений.