Общественные обсуждения в форме опроса
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные обсуждения в форме опроса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Также в качестве примера можно рассмотреть протокол общественных обсуждений в форме опроса, составленный 4 февраля 2022 г. в отношении объекта государственной экологической экспертизы - проектной документации "Корректировка проекта отработки запасов угля участка недр "Октябрьский" ООО "Разрез Пермяковский", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду Беловского муниципального округа Кемеровской области" <2>. В ходе обсуждений жители Беловского муниципального округа выразили свою позицию следующим образом: недопустимо строить технологическую дорогу рядом с поселком Евтино; увеличение угледобычи приведет к уничтожению части леса, заболачиванию между поселками; существует необходимость повышенного пылеподавления.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Также в качестве примера можно рассмотреть протокол общественных обсуждений в форме опроса, составленный 4 февраля 2022 г. в отношении объекта государственной экологической экспертизы - проектной документации "Корректировка проекта отработки запасов угля участка недр "Октябрьский" ООО "Разрез Пермяковский", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду Беловского муниципального округа Кемеровской области" <2>. В ходе обсуждений жители Беловского муниципального округа выразили свою позицию следующим образом: недопустимо строить технологическую дорогу рядом с поселком Евтино; увеличение угледобычи приведет к уничтожению части леса, заболачиванию между поселками; существует необходимость повышенного пылеподавления.
Статья: Конституционно-правовые основы участия молодежи в принятии и исполнении государственных решений
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Консультативная форма непосредственной демократии реализуется прежде всего путем проведения публичных слушаний (общественных обсуждений), опросов, внесения инициативных проектов.
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Консультативная форма непосредственной демократии реализуется прежде всего путем проведения публичных слушаний (общественных обсуждений), опросов, внесения инициативных проектов.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления отнесены местный референдум, муниципальные выборы и сход граждан. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены опрос, публичные слушания и общественные обсуждения, собрание граждан, инициативные проекты, территориальное общественное самоуправление, староста сельского населенного пункта.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления отнесены местный референдум, муниципальные выборы и сход граждан. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены опрос, публичные слушания и общественные обсуждения, собрание граждан, инициативные проекты, территориальное общественное самоуправление, староста сельского населенного пункта.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)и) информация о проводимых государственным органом, органом местного самоуправления или подведомственными организациями опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан (физических лиц), материалы по вопросам, которые выносятся государственным органом, органом местного самоуправления на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты публичных слушаний или общественных обсуждений, а также информация о способах направления гражданами (физическими лицами) своих предложений в электронной форме;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)и) информация о проводимых государственным органом, органом местного самоуправления или подведомственными организациями опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан (физических лиц), материалы по вопросам, которые выносятся государственным органом, органом местного самоуправления на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты публичных слушаний или общественных обсуждений, а также информация о способах направления гражданами (физическими лицами) своих предложений в электронной форме;
Статья: Конституция Российской Федерации как национальный проект реализации прав народа на участие в законотворческом процессе
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Итак, участие граждан в законотворческом процессе требует некоторого осмысления и изменения подходов к реализации таких прав на практике. Появились предпосылки к формированию у народа соответствующих знаний и умений для участия в законотворческом процессе. Реализация конституционного права гражданина на участие в законотворческом процессе станет возможной, если формировать на этапе обучения в школе или в колледже первичные знания о сущности законотворческого процесса; достойный уровень правовой культуры и правового воспитания, обеспечивающий осмысленное понимание гражданина о его вовлечении в управление делами государства. Предлагается в целях обеспечения реализации гражданами своих прав на участие в законотворческом процессе разработать новую национальную программу или дополнить уже имеющиеся проекты, цель которых будет направлена на решение задач подготовленности народа к участию в законотворческом процессе в формах: законотворческой идеи, обсуждения, голосования как социологического опроса, голосования как народного вето. Ключевыми задачами программы должны стать: формирование у граждан способностей формулирования законотворческой идеи, а также способностей оценить результат ее воплощения на практике; а также освоение в учебных заведениях дополнительных компетенций, необходимых для участия народа в законотворческом процессе.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Итак, участие граждан в законотворческом процессе требует некоторого осмысления и изменения подходов к реализации таких прав на практике. Появились предпосылки к формированию у народа соответствующих знаний и умений для участия в законотворческом процессе. Реализация конституционного права гражданина на участие в законотворческом процессе станет возможной, если формировать на этапе обучения в школе или в колледже первичные знания о сущности законотворческого процесса; достойный уровень правовой культуры и правового воспитания, обеспечивающий осмысленное понимание гражданина о его вовлечении в управление делами государства. Предлагается в целях обеспечения реализации гражданами своих прав на участие в законотворческом процессе разработать новую национальную программу или дополнить уже имеющиеся проекты, цель которых будет направлена на решение задач подготовленности народа к участию в законотворческом процессе в формах: законотворческой идеи, обсуждения, голосования как социологического опроса, голосования как народного вето. Ключевыми задачами программы должны стать: формирование у граждан способностей формулирования законотворческой идеи, а также способностей оценить результат ее воплощения на практике; а также освоение в учебных заведениях дополнительных компетенций, необходимых для участия народа в законотворческом процессе.
Статья: Единство и разнообразие мнений в актах местных консультативных органов
(Кокотова М.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Недостатком такого варианта можно назвать необходимость тратить время на групповое обсуждение каждого вопроса и формулирование выводов по нему. Тем не менее именно возможность проведения обсуждений является преимуществом консультативных органов в сравнении с такими формами партисипативной демократии, как местный референдум или опрос.
(Кокотова М.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Недостатком такого варианта можно назвать необходимость тратить время на групповое обсуждение каждого вопроса и формулирование выводов по нему. Тем не менее именно возможность проведения обсуждений является преимуществом консультативных органов в сравнении с такими формами партисипативной демократии, как местный референдум или опрос.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)2. Ежукова О.А. Возможности муниципальных институтов непосредственной демократии в формировании гражданского общества и публичной власти на местах: референдумы, опросы, публичные обсуждения и слушания, правотворческие инициативы / О.А. Ежукова // Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: коллективная монография / О.И. Баженова, О.А. Ежукова, И.П. Кененова [и др.]; ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва: Юстицинформ, 2015. 650 с.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)2. Ежукова О.А. Возможности муниципальных институтов непосредственной демократии в формировании гражданского общества и публичной власти на местах: референдумы, опросы, публичные обсуждения и слушания, правотворческие инициативы / О.А. Ежукова // Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: коллективная монография / О.И. Баженова, О.А. Ежукова, И.П. Кененова [и др.]; ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва: Юстицинформ, 2015. 650 с.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Таким образом, в институтах непосредственной демократии выраженная (представленная) воля народа в одних случаях будет иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т.е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. Соответствующие институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся: 1) императивный референдум (т.е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления); 2) выборы депутатов и выборных должностных лиц; 3) отзыв народом (избирателями) своих, т.е. избранных им (ими), представителей. В других случаях воля народа имеет так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления. Однако эти органы не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести решение, противоречащее этой воле. Консультативность также означает, что компетентный орган правомочен на выбор конкретной формулировки решения (отражающей, но не искажающей волю народа). Соответствующие институты можно назвать консультативными институтами непосредственной демократии. К ним относятся: 1) опрос народа, или консультативный референдум; 2) всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой общественно-политической жизни; 3) публичные слушания как форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением; 4) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции); 5) народные правотворческие инициативы; 6) российские общественные инициативы, реализуемые через специальные сайты в Интернете; 7) институты непосредственной демократии, соединяющие инициативы граждан с формированием депутатского корпуса и осуществлением территориального самоуправления.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Таким образом, в институтах непосредственной демократии выраженная (представленная) воля народа в одних случаях будет иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т.е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. Соответствующие институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся: 1) императивный референдум (т.е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления); 2) выборы депутатов и выборных должностных лиц; 3) отзыв народом (избирателями) своих, т.е. избранных им (ими), представителей. В других случаях воля народа имеет так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления. Однако эти органы не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести решение, противоречащее этой воле. Консультативность также означает, что компетентный орган правомочен на выбор конкретной формулировки решения (отражающей, но не искажающей волю народа). Соответствующие институты можно назвать консультативными институтами непосредственной демократии. К ним относятся: 1) опрос народа, или консультативный референдум; 2) всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой общественно-политической жизни; 3) публичные слушания как форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением; 4) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции); 5) народные правотворческие инициативы; 6) российские общественные инициативы, реализуемые через специальные сайты в Интернете; 7) институты непосредственной демократии, соединяющие инициативы граждан с формированием депутатского корпуса и осуществлением территориального самоуправления.
Статья: Возможности дистанционного электронного голосования для участия граждан в управлении делами государства
(Трущалова Т.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Помимо этого, технологии дистанционного электронного голосования используются в процессе реализации таких форм гражданского участия как голосование по общественным инициативам, опросы, публичные слушания и общественные обсуждения по вопросам местного значения, что также подтверждает стремление государства использовать возможности данного способа голосования для реализации права граждан на участие в управлении делами государства, не ограничивая их рамками избирательных процедур.
(Трущалова Т.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Помимо этого, технологии дистанционного электронного голосования используются в процессе реализации таких форм гражданского участия как голосование по общественным инициативам, опросы, публичные слушания и общественные обсуждения по вопросам местного значения, что также подтверждает стремление государства использовать возможности данного способа голосования для реализации права граждан на участие в управлении делами государства, не ограничивая их рамками избирательных процедур.
Статья: Развитие альтернативных форм проведения общих собраний сособственников
(Коваленко Ю.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 1)В обществах с ограниченной ответственностью, например, допускается заочная форма проведения собрания опросным путем: путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение (п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), но при этом отсутствует упоминание о возможности дистанционного участия в общем собрании.
(Коваленко Ю.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 1)В обществах с ограниченной ответственностью, например, допускается заочная форма проведения собрания опросным путем: путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение (п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), но при этом отсутствует упоминание о возможности дистанционного участия в общем собрании.
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) предусматривает широкий перечень вопросов местного значения городских округов и городских поселений, непосредственно связанных с формированием комфортной городской среды, а также разнообразие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (публичные слушания, общественные обсуждения, собрания и конференции, опросы граждан, обращения граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и т.д.). Вместе с тем данный Федеральный закон так и не создал предпосылок для обязательного учета мнения жителей при формировании городской среды, поскольку абсолютное число форм участия по своему юридическому итогу носят рекомендательный, а не обязательный характер для органов местного самоуправления.
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) предусматривает широкий перечень вопросов местного значения городских округов и городских поселений, непосредственно связанных с формированием комфортной городской среды, а также разнообразие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (публичные слушания, общественные обсуждения, собрания и конференции, опросы граждан, обращения граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и т.д.). Вместе с тем данный Федеральный закон так и не создал предпосылок для обязательного учета мнения жителей при формировании городской среды, поскольку абсолютное число форм участия по своему юридическому итогу носят рекомендательный, а не обязательный характер для органов местного самоуправления.
Статья: О необходимости разработки модели поведения граждан в выполнении своих обязанностей в сфере охраны здоровья
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Предлагается в законах субъектов РФ с учетом имеющейся специфики систематизировать обязанности граждан по охране здоровья. Для разработки законопроектов данной сферы следует привлечь к обсуждению будущих законов субъектов РФ не только экспертов из медицинской сферы, но и самих граждан, которые впоследствии должны будут эти обязанности исполнять. В некоторой степени гармонизация интересов общества (граждан, на которых возложена обязанность по сохранению здоровья) и государства (законодательного органа, уполномоченного принимать законы в этой сфере) может быть достигнута за счет расширения форм демократии посредством участия граждан в процедурах принятия закона (обсуждения, опроса, голосования и др.).
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Предлагается в законах субъектов РФ с учетом имеющейся специфики систематизировать обязанности граждан по охране здоровья. Для разработки законопроектов данной сферы следует привлечь к обсуждению будущих законов субъектов РФ не только экспертов из медицинской сферы, но и самих граждан, которые впоследствии должны будут эти обязанности исполнять. В некоторой степени гармонизация интересов общества (граждан, на которых возложена обязанность по сохранению здоровья) и государства (законодательного органа, уполномоченного принимать законы в этой сфере) может быть достигнута за счет расширения форм демократии посредством участия граждан в процедурах принятия закона (обсуждения, опроса, голосования и др.).
Статья: Эффективность правового регулирования финансового рынка
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)Оценка фактического воздействия проверяет, насколько показатели эффективности нормативного акта, заложенные при оценке регулирующего воздействия, были достигнуты <4>. В рамках ее проведения осуществляется сбор предложений с обоснованием избыточности регулирования либо информации об издержках выполнения требований регулирования со стороны экспертов и предпринимателей, что происходит посредством интервью, опросов, обсуждений в рамках фокус-групп. Так как эффективность включает в себя различные аспекты оценки применения нормативного правового акта, в том числе социальный, экономический, экологический и др., необходимо сделать акцент на том, что оценке подлежат не правовая форма регулирования общественных отношений, а сами экономические механизмы и прогноз социально-экономических последствий применения правовых норм <5>. В таком понимании оценка фактического воздействия нормативного акта близка к оценке его эффективности как соотношения результатов и затрат <6>. Особенно наглядно это проявляется в отношении финансового рынка, где любое решение государства или регулятора непосредственно связано с перераспределением финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг, банковских или страховых услуг, инвестиций и т.д.
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)Оценка фактического воздействия проверяет, насколько показатели эффективности нормативного акта, заложенные при оценке регулирующего воздействия, были достигнуты <4>. В рамках ее проведения осуществляется сбор предложений с обоснованием избыточности регулирования либо информации об издержках выполнения требований регулирования со стороны экспертов и предпринимателей, что происходит посредством интервью, опросов, обсуждений в рамках фокус-групп. Так как эффективность включает в себя различные аспекты оценки применения нормативного правового акта, в том числе социальный, экономический, экологический и др., необходимо сделать акцент на том, что оценке подлежат не правовая форма регулирования общественных отношений, а сами экономические механизмы и прогноз социально-экономических последствий применения правовых норм <5>. В таком понимании оценка фактического воздействия нормативного акта близка к оценке его эффективности как соотношения результатов и затрат <6>. Особенно наглядно это проявляется в отношении финансового рынка, где любое решение государства или регулятора непосредственно связано с перераспределением финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг, банковских или страховых услуг, инвестиций и т.д.