Общественные обсуждения экология
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные обсуждения экология (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на благоприятную окружающую среду как аксиологическая конструкция
(Ланг П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Надо также обеспечить легкий и удобный доступ к экосфере для как можно большей части населения, поощрять честное и активное общественное обсуждение экологических ценностей, а также иных ценностей, которые могут вступать в противоречие с защитой окружающей среды. Экологическая политика должна подчеркивать влияние индивидуального выбора на окружающую среду и декларировать ответственное использование рыночных стратегий ввиду их потенциального негативного воздействия на экологические ценности и состояние окружающей среды в целом.
(Ланг П.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Надо также обеспечить легкий и удобный доступ к экосфере для как можно большей части населения, поощрять честное и активное общественное обсуждение экологических ценностей, а также иных ценностей, которые могут вступать в противоречие с защитой окружающей среды. Экологическая политика должна подчеркивать влияние индивидуального выбора на окружающую среду и декларировать ответственное использование рыночных стратегий ввиду их потенциального негативного воздействия на экологические ценности и состояние окружающей среды в целом.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Правила устанавливают порядок разработки, прохождения процедуры рассмотрения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором и общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, утверждения и корректировки территориальной схемы, а также требования к составу и содержанию территориальной схемы.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Правила устанавливают порядок разработки, прохождения процедуры рассмотрения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором и общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, утверждения и корректировки территориальной схемы, а также требования к составу и содержанию территориальной схемы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, на предмет обоснованности включения в территориальную схему обращения с отходами перечня труднодоступных территорий, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между исполнительными органами субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору и на общественное обсуждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и российский экологический оператор рассматривают территориальную схему обращения с отходами на предмет соответствия проекта территориальной схемы обращения с отходами требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, на предмет обоснованности включения в территориальную схему обращения с отходами перечня труднодоступных территорий, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации, содержащейся в проекте территориальной схемы обращения с отходами. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по корректировке проекта территориальной схемы обращения с отходами. Рассмотрение разногласий, возникающих между исполнительными органами субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, российским экологическим оператором, федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности или между субъектами Российской Федерации при разработке и корректировке территориальных схем обращения с отходами, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При разработке и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами российский экологический оператор вправе представить субъекту Российской Федерации рекомендации по корректировке территориальной схемы обращения с отходами.
Статья: Актуальные вопросы развития экологического законодательства в контексте реализации научно-технической политики Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Таким образом, одной из наиболее актуальных задач развития экологического законодательства на современном этапе государственно-правового строительства является завершение выработки стратегии экологического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу <27> посредством разработки (при максимально широком использовании демократических процедур общественного обсуждения) и принятия соответствующего федерального закона.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Таким образом, одной из наиболее актуальных задач развития экологического законодательства на современном этапе государственно-правового строительства является завершение выработки стратегии экологического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу <27> посредством разработки (при максимально широком использовании демократических процедур общественного обсуждения) и принятия соответствующего федерального закона.
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме опроса) по объекту государственной экологической экспертизы - проектной документации "Корректировка проекта отработки запасов угля участка недр "Октябрьский" ООО "Разрез Пермяковский", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду на территории Беловского муниципального округа Кемеровской области от 4 февраля 2022 г. URL: https://www.belovorn.ru/ekonomika/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy.php (дата обращения: 15.03.2022).
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме опроса) по объекту государственной экологической экспертизы - проектной документации "Корректировка проекта отработки запасов угля участка недр "Октябрьский" ООО "Разрез Пермяковский", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду на территории Беловского муниципального округа Кемеровской области от 4 февраля 2022 г. URL: https://www.belovorn.ru/ekonomika/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy.php (дата обращения: 15.03.2022).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Производство рекультиванта по вновь разработанной документации на его производство и дальнейшая рекультивация земель с его использованием предполагает прохождение необходимых процедур, лабораторных исследований и согласований по разработке документации на технологию производства рекультиванта, обосновывающей возможность и безопасность как самого производства, так и готового продукта для целей рекультивации; разработку документов (раздела ОВОС), прохождение процедур (общественные обсуждения проектной документации; общественные обсуждения материалов ОВОС, наличие публикаций в официальных изданий, протоколов слушаний) и согласований, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы; получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Производство рекультиванта по вновь разработанной документации на его производство и дальнейшая рекультивация земель с его использованием предполагает прохождение необходимых процедур, лабораторных исследований и согласований по разработке документации на технологию производства рекультиванта, обосновывающей возможность и безопасность как самого производства, так и готового продукта для целей рекультивации; разработку документов (раздела ОВОС), прохождение процедур (общественные обсуждения проектной документации; общественные обсуждения материалов ОВОС, наличие публикаций в официальных изданий, протоколов слушаний) и согласований, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы; получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статья: Эколого-правовые конфликты: понятие, классификация, особенности правового регулирования
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Эффективной мерой предупреждения эколого-правовых конфликтов является участие общества в принятии эколого-значимых решений, особенно на стадии планирования какой-либо деятельности. В качестве примеров закрепленных действующим законодательством способов выяснения мнения общественности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования можно привести такие, как: общественные обсуждения проектов федеральных законов, публичные слушания, общественная экологическая экспертиза и др. Проведение названных процедур позволяет как реально прояснить мнение общества в целом или отдельных групп людей, в связи с чем иметь возможность скорректировать планируемые действия или бездействие, так и примирить интересы участвующих сторон еще на этой стадии.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Эффективной мерой предупреждения эколого-правовых конфликтов является участие общества в принятии эколого-значимых решений, особенно на стадии планирования какой-либо деятельности. В качестве примеров закрепленных действующим законодательством способов выяснения мнения общественности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования можно привести такие, как: общественные обсуждения проектов федеральных законов, публичные слушания, общественная экологическая экспертиза и др. Проведение названных процедур позволяет как реально прояснить мнение общества в целом или отдельных групп людей, в связи с чем иметь возможность скорректировать планируемые действия или бездействие, так и примирить интересы участвующих сторон еще на этой стадии.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)В результате математического моделирования исчерпания природных ресурсов, проведенного международными организациями, все благоприятные сценарии развития общества основываются на повышении экологической, социальной и демографической осознанности человечества. Исследования данных организаций, а также работа структур ООН по обсуждению экологических проблем на глобальном уровне привели к появлению термина "устойчивое развитие", обозначающего ряд мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей человечества при максимальном сохранении окружающей среды и рациональном использовании ресурсного потенциала.
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)В результате математического моделирования исчерпания природных ресурсов, проведенного международными организациями, все благоприятные сценарии развития общества основываются на повышении экологической, социальной и демографической осознанности человечества. Исследования данных организаций, а также работа структур ООН по обсуждению экологических проблем на глобальном уровне привели к появлению термина "устойчивое развитие", обозначающего ряд мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей человечества при максимальном сохранении окружающей среды и рациональном использовании ресурсного потенциала.
Статья: Меры государственной поддержки муниципальных образований в сфере недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" и объекту государственной экологической экспертизы: Проектной документации "Технический проект разработки Бачатского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 11703 ТЭ и первой очереди освоения лицензии КЕМ 01613 ТР филиала АО "УК "Кузбассразрезуголь" "Бачатский угольный разрез". Дополнение N 4", предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. URL: https://www.belovo42.ru/media/docs/2020_08_20_166234.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" и объекту государственной экологической экспертизы: Проектной документации "Технический проект разработки Бачатского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 11703 ТЭ и первой очереди освоения лицензии КЕМ 01613 ТР филиала АО "УК "Кузбассразрезуголь" "Бачатский угольный разрез". Дополнение N 4", предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. URL: https://www.belovo42.ru/media/docs/2020_08_20_166234.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Правила не применяются к материалам оценки воздействия на окружающую среду (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), общественные обсуждения по которым завершены до 1 марта 2025 г.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Правила не применяются к материалам оценки воздействия на окружающую среду (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), общественные обсуждения по которым завершены до 1 марта 2025 г.
Статья: Презумпция биологической опасности: принцип хозяйственной деятельности человека
(Шевырев Д.Н.)
("Медицинское право", 2022, N 1)В сознании граждан биологическая опасность стала прочно ассоциироваться с проблемами государственной системы здравоохранения, которая столкнулась с определенными трудностями по предоставлению экстренной помощи и стационарному лечению большого количества населения во время эпидемического процесса. Укрепилось мнение о существовании постоянно действующих скрытых угроз, враждебной окружающей среде, которое стало тиражироваться не только обывателями, но и специалистами, что вывело темы, связанные с безопасностью, в списки самых обсуждаемых. Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности определяют положения Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <2>. Нарастание биологических угроз в 2020 г. совпало и с принятием нового Федерального закона "О биологической безопасности в Российской Федерации" <3>.
(Шевырев Д.Н.)
("Медицинское право", 2022, N 1)В сознании граждан биологическая опасность стала прочно ассоциироваться с проблемами государственной системы здравоохранения, которая столкнулась с определенными трудностями по предоставлению экстренной помощи и стационарному лечению большого количества населения во время эпидемического процесса. Укрепилось мнение о существовании постоянно действующих скрытых угроз, враждебной окружающей среде, которое стало тиражироваться не только обывателями, но и специалистами, что вывело темы, связанные с безопасностью, в списки самых обсуждаемых. Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности определяют положения Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <2>. Нарастание биологических угроз в 2020 г. совпало и с принятием нового Федерального закона "О биологической безопасности в Российской Федерации" <3>.
Статья: Развитие экологического аудита в рамках реализации природоохранной политики России
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Вопросы экологии, рационального природопользования, развития технологий, передового опыта защиты и сохранения природных богатств давно стали дискуссионными в среде крупнейших объединений и ассоциаций, общественных организаций, они широко обсуждаются на важнейших форумах, сессиях, проводимых во всех городах России.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Вопросы экологии, рационального природопользования, развития технологий, передового опыта защиты и сохранения природных богатств давно стали дискуссионными в среде крупнейших объединений и ассоциаций, общественных организаций, они широко обсуждаются на важнейших форумах, сессиях, проводимых во всех городах России.
Статья: Экологическое законотворчество как часть социального планирования
(Шпаковский Ю.Г., Жаворонкова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Следует признать, что экологическое право и экологическая политика постепенно ушли из широкого общественного дискурса и перешли в разряд чисто "государственных экологических интересов", сугубо профессиональных, ведомственных обсуждений <4>. Но формирование экологической политики, ее планирование без широкого участия населения невозможно. В этом смысле экологическое право и является инструментом не только социального планирования, но и социально-экологического планирования развития государства.
(Шпаковский Ю.Г., Жаворонкова Н.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Следует признать, что экологическое право и экологическая политика постепенно ушли из широкого общественного дискурса и перешли в разряд чисто "государственных экологических интересов", сугубо профессиональных, ведомственных обсуждений <4>. Но формирование экологической политики, ее планирование без широкого участия населения невозможно. В этом смысле экологическое право и является инструментом не только социального планирования, но и социально-экологического планирования развития государства.