Общественные объединения потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные объединения потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Истцы по искам о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Истцами по искам о защите прав потребителей являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, прокурор, уполномоченные органы федерального госнадзора в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей со статусом юрлица и др.
(КонсультантПлюс, 2025)Истцами по искам о защите прав потребителей являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, прокурор, уполномоченные органы федерального госнадзора в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей со статусом юрлица и др.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность дел о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, поданные в защиту конкретного потребителя или группы потребителей, предъявляются в суд по правилам об альтернативной подсудности
(КонсультантПлюс, 2025)Заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, поданные в защиту конкретного потребителя или группы потребителей, предъявляются в суд по правилам об альтернативной подсудности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде штрафа, перечисляемого общественному объединению потребителей.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-03-07/71750)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде штрафа, перечисляемого общественному объединению потребителей.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-03-07/71750)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде штрафа, перечисляемого общественному объединению потребителей.
Ситуация: Когда и как можно подать групповой иск в гражданском процессе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ведение дела в интересах группы лиц, в том числе обращение с групповым иском, поручается истцу-представителю (гражданину или организации). Такое лицо действует от имени группы без доверенности на основании заявлений членов группы о присоединении к требованию о защите. В общем случае истец-представитель является членом защищаемой им группы лиц, однако может и не быть таковым в установленных федеральными законами случаях. Так, общественные объединения потребителей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав и законных интересов группы потребителей (ч. 3, 4 ст. 244.20, ч. 1 ст. 244.22 ГПК РФ; п. 2 ст. 45 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ведение дела в интересах группы лиц, в том числе обращение с групповым иском, поручается истцу-представителю (гражданину или организации). Такое лицо действует от имени группы без доверенности на основании заявлений членов группы о присоединении к требованию о защите. В общем случае истец-представитель является членом защищаемой им группы лиц, однако может и не быть таковым в установленных федеральными законами случаях. Так, общественные объединения потребителей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав и законных интересов группы потребителей (ч. 3, 4 ст. 244.20, ч. 1 ст. 244.22 ГПК РФ; п. 2 ст. 45 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
"ГОСТ Р 57055-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по проведению общественного контроля соблюдения прав потребителей жилищных и коммунальных услуг"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.09.2016 N 1088-ст)6 Порядок организации общественного контроля соблюдения прав потребителей жилищных и коммунальных услуг общественными объединениями потребителей
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.09.2016 N 1088-ст)6 Порядок организации общественного контроля соблюдения прав потребителей жилищных и коммунальных услуг общественными объединениями потребителей
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении непродовольственного товара надлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
Статья: Некоторые особенности уплаты государственной пошлины за обращение в суд с групповыми исками
(Еременко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Например, Роспотребнадзор и иные уполномоченные органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения потребителей в силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ полностью освобождены от уплаты государственной пошлины за обращение в суд с групповыми исками в защиту прав потребителей.
(Еременко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Например, Роспотребнадзор и иные уполномоченные органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения потребителей в силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ полностью освобождены от уплаты государственной пошлины за обращение в суд с групповыми исками в защиту прав потребителей.
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку (контрольное (надзорное) мероприятие)
(КонсультантПлюс, 2025)есть сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом установленных положений. Например, при осуществлении федерального госконтроля (надзора) в области защиты прав потребителей таким индикатором риска будет поступление от СМИ или общественных объединений потребителей сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых содержится (предположительно содержится) незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров) (п. 1 Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635);
(КонсультантПлюс, 2025)есть сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом установленных положений. Например, при осуществлении федерального госконтроля (надзора) в области защиты прав потребителей таким индикатором риска будет поступление от СМИ или общественных объединений потребителей сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых содержится (предположительно содержится) незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров) (п. 1 Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635);
Готовое решение: Как принять на работу по срочному трудовому договору
(КонсультантПлюс, 2025)поступает на работу к работодателю, который является некоммерческой организацией (за исключение государственных и муниципальных учреждений, госкорпораций, публично-правовых компаний, госкомпаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников у которого не превышает 35 человек.
(КонсультантПлюс, 2025)поступает на работу к работодателю, который является некоммерческой организацией (за исключение государственных и муниципальных учреждений, госкорпораций, публично-правовых компаний, госкомпаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников у которого не превышает 35 человек.
Статья: Структура системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Доктрина продовольственной безопасности определяет продовольственную безопасность как продовольственную независимость, являющуюся показателем социально-экономического развития страны. Данный документ в п. 2 вводит в научный и практический оборот понятие продовольственной независимости Российской Федерации - это самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Из этого следует сделать вывод о том, что реализация обозначенной стратегически важной задачи достигается путем организации работы системы административно-правового обеспечения рассматриваемого вида безопасности, функционирование которого невозможно без юридически оформленной работоспособной внутренней структуры заинтересованных органов и служб. Василий Михайлович Манохин справедливо отмечал, что "большой объем государственных, особенно административно-правовых полномочий по руководству делами общества неизбежно влечет увеличение численности и многообразие объектов воздействия со стороны государственных структур, в т.ч. по части обеспечения их безопасности" <19>. В рассматриваемом аспекте уместно говорить о четырехуровневой структуре системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России. Поскольку в нашей стране отсутствует централизованная система государственных органов, осуществляющих деятельность исключительно в области продовольственной безопасности, то в качестве первого уровня анализируемой структуры следует рассматривать профильные управления и отделы центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов власти, привлекаемые к решению обеспечения населения качественным продовольствием. На втором уровне задействованы территориальные подразделения указанных и иных органов исполнительной власти, функционирующие в субъектах Федерации. Третий уровень анализируемой структуры представлен профильными подразделениями, создаваемыми органами местного самоуправления. Четвертый уровень - объектовый, на нем сосредоточены все внутриструктурные звенья, созданные производителями, перевозчиками, ответственными за хранение и реализацию продуктов питания организациями, а также экспертные организации, специализированные лаборатории. В число звеньев этого уровня можно включить и общественные объединения потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" <20> имеют право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
(Галицкая Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Доктрина продовольственной безопасности определяет продовольственную безопасность как продовольственную независимость, являющуюся показателем социально-экономического развития страны. Данный документ в п. 2 вводит в научный и практический оборот понятие продовольственной независимости Российской Федерации - это самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Из этого следует сделать вывод о том, что реализация обозначенной стратегически важной задачи достигается путем организации работы системы административно-правового обеспечения рассматриваемого вида безопасности, функционирование которого невозможно без юридически оформленной работоспособной внутренней структуры заинтересованных органов и служб. Василий Михайлович Манохин справедливо отмечал, что "большой объем государственных, особенно административно-правовых полномочий по руководству делами общества неизбежно влечет увеличение численности и многообразие объектов воздействия со стороны государственных структур, в т.ч. по части обеспечения их безопасности" <19>. В рассматриваемом аспекте уместно говорить о четырехуровневой структуре системы административно-правового обеспечения продовольственной безопасности в России. Поскольку в нашей стране отсутствует централизованная система государственных органов, осуществляющих деятельность исключительно в области продовольственной безопасности, то в качестве первого уровня анализируемой структуры следует рассматривать профильные управления и отделы центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных федеральных органов власти, привлекаемые к решению обеспечения населения качественным продовольствием. На втором уровне задействованы территориальные подразделения указанных и иных органов исполнительной власти, функционирующие в субъектах Федерации. Третий уровень анализируемой структуры представлен профильными подразделениями, создаваемыми органами местного самоуправления. Четвертый уровень - объектовый, на нем сосредоточены все внутриструктурные звенья, созданные производителями, перевозчиками, ответственными за хранение и реализацию продуктов питания организациями, а также экспертные организации, специализированные лаборатории. В число звеньев этого уровня можно включить и общественные объединения потребителей, которые в соответствии со ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" <20> имеют право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
Статья: Спор о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае неполучения ответа на претензию в установленный срок или отказа в удовлетворении своих требований потребитель вправе обратиться за защитой своих прав, в частности, в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), Роспотребнадзор, а также в суд (ст. ст. 17, 40, 45 Закона N 2300-1, п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае неполучения ответа на претензию в установленный срок или отказа в удовлетворении своих требований потребитель вправе обратиться за защитой своих прав, в частности, в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), Роспотребнадзор, а также в суд (ст. ст. 17, 40, 45 Закона N 2300-1, п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, 50% определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
Статья: Законодательство о защите прав потребителей
(Никитин Н.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 1)Важно, что в компетенцию правовой системы защиты прав потребителей входит определение требований к товарам, направленных на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, а также контроль и надзор за их сохранностью. На сегодняшний день успешно функционируют множество правил сертификации и многоуровневых гарантий соблюдения законодательства о защите прав потребителей для продавцов и производителей. Общественную охрану осуществляют общественные объединения потребителей. Субъектами уголовной и административной ответственности являются должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения правил, направленных на защиту прав потребителей.
(Никитин Н.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 1)Важно, что в компетенцию правовой системы защиты прав потребителей входит определение требований к товарам, направленных на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, а также контроль и надзор за их сохранностью. На сегодняшний день успешно функционируют множество правил сертификации и многоуровневых гарантий соблюдения законодательства о защите прав потребителей для продавцов и производителей. Общественную охрану осуществляют общественные объединения потребителей. Субъектами уголовной и административной ответственности являются должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения правил, направленных на защиту прав потребителей.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, согласно абз. 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов, неопределенного круга потребителей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, согласно абз. 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов, неопределенного круга потребителей.