Общественные и публичные интересы
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные и публичные интересы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 126 АПК РФ "Документы, прилагаемые к исковому заявлению"2.1.1. Субъекты, выполняющие публично-правовые функции и выступающие в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (актуально до 18.11.2024 включительно) (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 333.37 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Арбитражный апелляционный суд вернул жалобу государственного органа по причине неуплаты государственной пошлины. Государственный орган обжаловал определение суда, считая, что в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ он освобожден от уплаты пошлины. Суд, отказывая в удовлетворении требований, указал, льгота по уплате госпошлины предоставляется государственным и муниципальным органам только в тех случаях, когда они участвуют в процессе в связи с защитой государственных и общественных (публичных) интересов в сфере возложенных на них функций. Однако в спорном случае госорган выступает в качестве ответчика по гражданско-правовому спору о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а не в защиту публичных интересов. При этом доказательств того, что участие госоргана в деле связано с выполнением государственных или общественных функций, предоставлено не было.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Арбитражный апелляционный суд вернул жалобу государственного органа по причине неуплаты государственной пошлины. Государственный орган обжаловал определение суда, считая, что в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ он освобожден от уплаты пошлины. Суд, отказывая в удовлетворении требований, указал, льгота по уплате госпошлины предоставляется государственным и муниципальным органам только в тех случаях, когда они участвуют в процессе в связи с защитой государственных и общественных (публичных) интересов в сфере возложенных на них функций. Однако в спорном случае госорган выступает в качестве ответчика по гражданско-правовому спору о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а не в защиту публичных интересов. При этом доказательств того, что участие госоргана в деле связано с выполнением государственных или общественных функций, предоставлено не было.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на наличие общественного интереса к теме указанных сюжетов, а именно к реорганизации городского рынка, направленной на его обновление и улучшение условий торговли, что в силу положений статьи 152 ГК РФ исключает ответственность распространителя информации. Доказательств распространения иной информации, отнесенной законом к частной жизни, и персональных данных, не относящихся к общественному и публичному интересу, не представлено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на наличие общественного интереса к теме указанных сюжетов, а именно к реорганизации городского рынка, направленной на его обновление и улучшение условий торговли, что в силу положений статьи 152 ГК РФ исключает ответственность распространителя информации. Доказательств распространения иной информации, отнесенной законом к частной жизни, и персональных данных, не относящихся к общественному и публичному интересу, не представлено.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Речь, например, может идти о компенсации указанного ущерба в случаях выкупа у частного собственника принадлежащего ему земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ, гл. VII.1 ЗК РФ) <561>. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 235 и ст. 306 ГК РФ собственнику возмещаются убытки, вызванные прекращением его права собственности на имущество в связи с национализацией, проведенной на основании федерального закона. Аналогичная ситуация может сложиться и в случае реквизиции принадлежащей собственнику вещи в общественных (публичных) интересах (ст. 242 ГК РФ). Однако во всех этих случаях право на компенсацию убытков принадлежит только собственнику, но не субъекту иного (ограниченного) вещного права. Исключение составляют ограниченные вещные права пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, субъекты которых вправе претендовать на компенсацию в соответствии с п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Речь, например, может идти о компенсации указанного ущерба в случаях выкупа у частного собственника принадлежащего ему земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ, гл. VII.1 ЗК РФ) <561>. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 235 и ст. 306 ГК РФ собственнику возмещаются убытки, вызванные прекращением его права собственности на имущество в связи с национализацией, проведенной на основании федерального закона. Аналогичная ситуация может сложиться и в случае реквизиции принадлежащей собственнику вещи в общественных (публичных) интересах (ст. 242 ГК РФ). Однако во всех этих случаях право на компенсацию убытков принадлежит только собственнику, но не субъекту иного (ограниченного) вещного права. Исключение составляют ограниченные вещные права пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, субъекты которых вправе претендовать на компенсацию в соответствии с п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ.
Статья: Проблемы определения правомерности использования изображения гражданина без его согласия в публичных интересах (на примере сотрудников полиции)
(Черепанова О.С.)
("Юрист", 2024, N 9)Сторонники данной позиции исходят из того, что свойство публичности лица априори предполагает, что информация о нем и его деятельности представляет общественный либо публичный интерес. И действительно, учитывая, к примеру, что Федеральный закон "О полиции" (ч. 6 ст. 9) устанавливает в качестве критерия официальной оценки деятельности полиции общественное мнение, очень сложно опровергнуть тезис о том, что интерес к каждому сотруднику имеет определенную общественную значимость и может быть причиной публичной дискуссии.
(Черепанова О.С.)
("Юрист", 2024, N 9)Сторонники данной позиции исходят из того, что свойство публичности лица априори предполагает, что информация о нем и его деятельности представляет общественный либо публичный интерес. И действительно, учитывая, к примеру, что Федеральный закон "О полиции" (ч. 6 ст. 9) устанавливает в качестве критерия официальной оценки деятельности полиции общественное мнение, очень сложно опровергнуть тезис о том, что интерес к каждому сотруднику имеет определенную общественную значимость и может быть причиной публичной дискуссии.
Статья: Гласность судебного разбирательства по уголовным делам: баланс публичных и частных интересов
(Марковичева Е.В., Рябинина Т.К.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Тем не менее отметим, что невключение в систему уголовно-процессуальных принципов отдельных норм не может быть оставлено без внимания именно в контексте тех задач, которые решает современное уголовное судопроизводство. Конструкция ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) четко ориентирует правоприменителя на поиск некоего оптимального баланса между публичным общественным интересом, который имманентно присущ уголовному процессу, и частными интересами отдельных участников процесса и иных лиц, права и свободы которых могут быть ограничены системой уголовно-процессуального принуждения. Публичность как основа всей уголовно-процессуальной деятельности получила специальное закрепление и на уровне ст. 21 УПК РФ [Каминский Э.С., 2018, с. 272].
(Марковичева Е.В., Рябинина Т.К.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Тем не менее отметим, что невключение в систему уголовно-процессуальных принципов отдельных норм не может быть оставлено без внимания именно в контексте тех задач, которые решает современное уголовное судопроизводство. Конструкция ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) четко ориентирует правоприменителя на поиск некоего оптимального баланса между публичным общественным интересом, который имманентно присущ уголовному процессу, и частными интересами отдельных участников процесса и иных лиц, права и свободы которых могут быть ограничены системой уголовно-процессуального принуждения. Публичность как основа всей уголовно-процессуальной деятельности получила специальное закрепление и на уровне ст. 21 УПК РФ [Каминский Э.С., 2018, с. 272].
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Вопрос о соблюдении принципа баланса публичных и частных интересов, по утверждению В.В. Страженецкого, является решающим, когда Европейский суд по правам человека выносит решение о соответствии действий государства положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., так как согласно принципу баланса публичных и частных интересов вмешательство государства в права частного лица возможно только с целью защиты общественных (публичных) интересов и при условии, что выбранные государством средства для ее достижения будут являться пропорциональными преследуемой цели <1>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Вопрос о соблюдении принципа баланса публичных и частных интересов, по утверждению В.В. Страженецкого, является решающим, когда Европейский суд по правам человека выносит решение о соответствии действий государства положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., так как согласно принципу баланса публичных и частных интересов вмешательство государства в права частного лица возможно только с целью защиты общественных (публичных) интересов и при условии, что выбранные государством средства для ее достижения будут являться пропорциональными преследуемой цели <1>.
Статья: Принципы права и перспективная модель принудительного лицензирования в контексте управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации
(Альбов А.П.)
("Современный юрист", 2025, N 1)<1> Материал подготовлен в рамках выполнения НИР 5-ГЗ-2023 РГАИС "Принудительное лицензирование по мотивам государственного, общественного и иного публичного интереса: правовой и социально-экономический аспект".
(Альбов А.П.)
("Современный юрист", 2025, N 1)<1> Материал подготовлен в рамках выполнения НИР 5-ГЗ-2023 РГАИС "Принудительное лицензирование по мотивам государственного, общественного и иного публичного интереса: правовой и социально-экономический аспект".
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Сфера наказания относится к общественным (публичным) интересам. Очевидно, что уголовное право, охраняя жизнь, здоровье, собственность или другие правовые блага, рассматривает их не применительно к конкретному их носителю. В этом случае посягательства на них расценивались бы как дело лишь самого потерпевшего или его близких, а государство выступало бы в этом случае в качестве третьей стороны. Особенностью уголовно-правовой охраны является именно то, что охраняемые ценности выступают в качестве правовых социальных благ, а случаи конкретных посягательств на них - как посягательства на интересы по обеспечению их неприкосновенности и защиты в целом. Соответственно, такие интересы тоже являются публичными и, кстати, не всегда совпадают даже с интересами потерпевших. Так, если у родителей убили единственного сына, то они стали бы настаивать на максимальном наказании для виновного. Однако суд обязан будет учесть все обстоятельства дела, в том числе и смягчающие наказание, например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо обстоятельств, исключающих преступность деяния. Таким образом, уголовное право обязывает суд принимать решение, руководствуясь не только целью возмездия за содеянное (что вполне логично с точки зрения потерпевших), а базовыми правовыми принципами (законности, справедливости, вины), декларируемыми целями наказания. В этой связи следует согласиться с высказываемым в литературе мнением о том, что "чем больше масштабы (степень обобщенности) коллектива, тем меньше его интересы связаны с волей индивида, и тем вернее противоречия между индивидуальными и коллективными интересами" <1>.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Сфера наказания относится к общественным (публичным) интересам. Очевидно, что уголовное право, охраняя жизнь, здоровье, собственность или другие правовые блага, рассматривает их не применительно к конкретному их носителю. В этом случае посягательства на них расценивались бы как дело лишь самого потерпевшего или его близких, а государство выступало бы в этом случае в качестве третьей стороны. Особенностью уголовно-правовой охраны является именно то, что охраняемые ценности выступают в качестве правовых социальных благ, а случаи конкретных посягательств на них - как посягательства на интересы по обеспечению их неприкосновенности и защиты в целом. Соответственно, такие интересы тоже являются публичными и, кстати, не всегда совпадают даже с интересами потерпевших. Так, если у родителей убили единственного сына, то они стали бы настаивать на максимальном наказании для виновного. Однако суд обязан будет учесть все обстоятельства дела, в том числе и смягчающие наказание, например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо обстоятельств, исключающих преступность деяния. Таким образом, уголовное право обязывает суд принимать решение, руководствуясь не только целью возмездия за содеянное (что вполне логично с точки зрения потерпевших), а базовыми правовыми принципами (законности, справедливости, вины), декларируемыми целями наказания. В этой связи следует согласиться с высказываемым в литературе мнением о том, что "чем больше масштабы (степень обобщенности) коллектива, тем меньше его интересы связаны с волей индивида, и тем вернее противоречия между индивидуальными и коллективными интересами" <1>.
Статья: Добросовестность: проблемы доктринального определения и практического применения
(Яровой А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Добросовестность - более сложная категория, чем характеристика поведения участников гражданских правоотношений в объективном и (или) субъективном смыслах. В настоящее время ее необходимо рассматривать в качестве принципа гражданского права. Закрепление его в ГК РФ позволяет добиваться целей правового регулирования в аспекте соблюдения моральных установок в общественных отношениях. Представляется, что поиск характеристики добросовестности лежит в плоскости соотношения морали и права. Несомненно, нормы права базируются на социальных установках о добре, справедливости, разумности, взаимопомощи, дружелюбии. Гражданские правовые нормы не исключение, однако их диспозитивность, наличие оценочных категорий, необходимых для широты правовой инициативы участников отношений, могут приводить к спорной ситуации, когда отношения, права и обязанности участников полностью соответствуют правовым предписаниям, но следование им приводит к несправедливому решению, ущемляет законные интересы отдельных лиц, а также общественные (публичные) интересы. Построение отношений, внешне соответствующих гражданскому праву, но по сути противоречащих его духу, приводит к существенному недостатку правового регулирования общественных отношений. Любой субъект надеется на добросовестность других участников гражданских правоотношений, учитывает интересы ближнего, оказывает доверие, ожидает соблюдения морально-нравственных основ оборота, уверен в известной доброжелательности контрагента и его добрых намерениях. Добрая совесть служит целям отрицания исключительного индивидуализма в таких правоотношениях.
(Яровой А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Добросовестность - более сложная категория, чем характеристика поведения участников гражданских правоотношений в объективном и (или) субъективном смыслах. В настоящее время ее необходимо рассматривать в качестве принципа гражданского права. Закрепление его в ГК РФ позволяет добиваться целей правового регулирования в аспекте соблюдения моральных установок в общественных отношениях. Представляется, что поиск характеристики добросовестности лежит в плоскости соотношения морали и права. Несомненно, нормы права базируются на социальных установках о добре, справедливости, разумности, взаимопомощи, дружелюбии. Гражданские правовые нормы не исключение, однако их диспозитивность, наличие оценочных категорий, необходимых для широты правовой инициативы участников отношений, могут приводить к спорной ситуации, когда отношения, права и обязанности участников полностью соответствуют правовым предписаниям, но следование им приводит к несправедливому решению, ущемляет законные интересы отдельных лиц, а также общественные (публичные) интересы. Построение отношений, внешне соответствующих гражданскому праву, но по сути противоречащих его духу, приводит к существенному недостатку правового регулирования общественных отношений. Любой субъект надеется на добросовестность других участников гражданских правоотношений, учитывает интересы ближнего, оказывает доверие, ожидает соблюдения морально-нравственных основ оборота, уверен в известной доброжелательности контрагента и его добрых намерениях. Добрая совесть служит целям отрицания исключительного индивидуализма в таких правоотношениях.
Статья: Ценностная аргументация в решениях органов конституционного правосудия
(Белов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Литовский Конституционный суд описывал соотношение конституционных ценностей и интересов в решениях 2006 и 2018 годов <73>. Суд указывал, что общественный (публичный) интерес и законные интересы личности относятся к основополагающим ценностям, они не должны противопоставляться друг другу, а между ними должен быть найден справедливый баланс. Вместе с тем общественный (публичный интерес), в свою очередь, может основываться только на фундаментальных ценностях общества, которые закреплены, а также защищены и отстаиваются Конституцией ("в частности, открытость и гармония общества, права и свободы человека, верховенство закона и т.д."). Таким образом, публичный интерес не может быть сформулирован произвольно, но только исходя из ценностей, которые стоят за конституционными положениями, и в то же время он выполняет роль идеи, служащей для обобщенного выражения защищаемых Конституцией ценностей, - консолидированной конституционной ценности, охватывающей разные отдельные ценности.
(Белов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Литовский Конституционный суд описывал соотношение конституционных ценностей и интересов в решениях 2006 и 2018 годов <73>. Суд указывал, что общественный (публичный) интерес и законные интересы личности относятся к основополагающим ценностям, они не должны противопоставляться друг другу, а между ними должен быть найден справедливый баланс. Вместе с тем общественный (публичный интерес), в свою очередь, может основываться только на фундаментальных ценностях общества, которые закреплены, а также защищены и отстаиваются Конституцией ("в частности, открытость и гармония общества, права и свободы человека, верховенство закона и т.д."). Таким образом, публичный интерес не может быть сформулирован произвольно, но только исходя из ценностей, которые стоят за конституционными положениями, и в то же время он выполняет роль идеи, служащей для обобщенного выражения защищаемых Конституцией ценностей, - консолидированной конституционной ценности, охватывающей разные отдельные ценности.
Статья: О соотношении публичных и частных интересов в уголовном судопроизводстве
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)В определении публичного интереса общепризнанной стала точка зрения, согласно которой это интерес социума, особое специфичное явление - нечто большее, чем просто сумма частных интересов, т.е. публичный интерес является таковым не потому, что отвечает совокупным интересам членов общества, а потому, что отвечает интересам всего общества, причем интересам наиболее важным (коренным). Суть человечества - в его многообразии и разности личных интересов. Единство личных интересов в этом многообразии достигается согласованием жизненно важных (коренных) интересов, что является необходимым условием развития личности, общества и государства, их безопасности. Помимо общественных, публичные интересы включают государственные интересы. При этом государство, обладая собственными интересами, играет роль арбитра целесообразного (правомерного, соответствующего праву) удовлетворения интересов всех, в том числе и самого себя, так как ограничивает себя правом, имеющим истоки в общей воле и индивидуальном интересе <6>. Публичность, как отмечает Б.С. Эбзеев, означает "юридизацию" в лице государства его социальной ответственности перед гражданами, поскольку выступает не только как носитель власти, но и как субъект определенных обязанностей по отношению к гражданам <7>. Значение публичных интересов заключается в том, что они раскрывают содержание общественных отношений, которые обеспечивают единство и целостность государства, принципы его организации и устройства, механизм управления социумом посредством властных полномочий, касаются всех сфер деятельности общества (политика, культура, экономика, духовная сфера и т.д.), составляют сущность каждого социума, закрепляют основы правового статуса субъектов общества и взаимосвязь с государством <8>.
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)В определении публичного интереса общепризнанной стала точка зрения, согласно которой это интерес социума, особое специфичное явление - нечто большее, чем просто сумма частных интересов, т.е. публичный интерес является таковым не потому, что отвечает совокупным интересам членов общества, а потому, что отвечает интересам всего общества, причем интересам наиболее важным (коренным). Суть человечества - в его многообразии и разности личных интересов. Единство личных интересов в этом многообразии достигается согласованием жизненно важных (коренных) интересов, что является необходимым условием развития личности, общества и государства, их безопасности. Помимо общественных, публичные интересы включают государственные интересы. При этом государство, обладая собственными интересами, играет роль арбитра целесообразного (правомерного, соответствующего праву) удовлетворения интересов всех, в том числе и самого себя, так как ограничивает себя правом, имеющим истоки в общей воле и индивидуальном интересе <6>. Публичность, как отмечает Б.С. Эбзеев, означает "юридизацию" в лице государства его социальной ответственности перед гражданами, поскольку выступает не только как носитель власти, но и как субъект определенных обязанностей по отношению к гражданам <7>. Значение публичных интересов заключается в том, что они раскрывают содержание общественных отношений, которые обеспечивают единство и целостность государства, принципы его организации и устройства, механизм управления социумом посредством властных полномочий, касаются всех сфер деятельности общества (политика, культура, экономика, духовная сфера и т.д.), составляют сущность каждого социума, закрепляют основы правового статуса субъектов общества и взаимосвязь с государством <8>.