Общественное объединение это
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественное объединение это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Истцы по искам о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Проверяя доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, при этом, руководствуясь ст. 46 ГПК РФ, ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1... п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17... п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 16... исходил из того, что законом предусмотрено право общественных объединений потребителей обращаться в суд с заявлениями в защиту не только группы потребителей или неопределенного круга потребителей, но и конкретного потребителя на основании его письменной просьбы. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется.
(КонсультантПлюс, 2025)Проверяя доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, при этом, руководствуясь ст. 46 ГПК РФ, ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1... п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17... п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 16... исходил из того, что законом предусмотрено право общественных объединений потребителей обращаться в суд с заявлениями в защиту не только группы потребителей или неопределенного круга потребителей, но и конкретного потребителя на основании его письменной просьбы. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Таким образом, положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов. Вне зависимости от даты строительства или реконструкции здания к обязанностям организаций независимо от организационно-правовых форм относится, в том числе создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры должны приниматься меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О равенстве граждан перед законом и судом при решении вопроса о применении меры пресечения
(Рудич В.В., Жилко И.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Приведенный текст, на наш взгляд, позволяет рассуждать о безусловном праве общественного объединения заниматься именно предпринимательской деятельностью с целью получения дохода в виде прибыли. При этом есть основания полагать, что в рамках осуществления руководящим органом общественного объединения этой разрешенной законом предпринимательской деятельности вполне может быть совершено преступление, указанное в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. В связи с этим, полагаем, имеет место дискуссионный вопрос об отличии преступления в сфере предпринимательской деятельности, совершенного руководящим органом коммерческой организации, от преступления в сфере предпринимательской деятельности, совершенного руководящим органом общественного объединения, поскольку оба приведенных примера обладают рядом схожих факторов, а различаются, на наш взгляд, лишь формой организации юридического лица [1].
(Рудич В.В., Жилко И.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Приведенный текст, на наш взгляд, позволяет рассуждать о безусловном праве общественного объединения заниматься именно предпринимательской деятельностью с целью получения дохода в виде прибыли. При этом есть основания полагать, что в рамках осуществления руководящим органом общественного объединения этой разрешенной законом предпринимательской деятельности вполне может быть совершено преступление, указанное в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. В связи с этим, полагаем, имеет место дискуссионный вопрос об отличии преступления в сфере предпринимательской деятельности, совершенного руководящим органом коммерческой организации, от преступления в сфере предпринимательской деятельности, совершенного руководящим органом общественного объединения, поскольку оба приведенных примера обладают рядом схожих факторов, а различаются, на наш взгляд, лишь формой организации юридического лица [1].
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Позиция заказчика и УФАС <53>: единственным учредителем ООО "Благомед" является Тюменская областная региональная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Поскольку органом статистики указанной организации присвоен код ОКОГУ 4220003 "Региональные и местные общественные объединения", это означает, что она является не общероссийской общественной организацией инвалидов, а региональной организацией, в связи с чем положения ст. 29 Закона N 44-ФЗ к ней неприменимы.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Позиция заказчика и УФАС <53>: единственным учредителем ООО "Благомед" является Тюменская областная региональная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Поскольку органом статистики указанной организации присвоен код ОКОГУ 4220003 "Региональные и местные общественные объединения", это означает, что она является не общероссийской общественной организацией инвалидов, а региональной организацией, в связи с чем положения ст. 29 Закона N 44-ФЗ к ней неприменимы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 5. Понятие общественного объединения
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 5. Понятие общественного объединения
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые работодатели от выполнения квоты освобождены. Это касается, например, случаев, когда они являются общественными объединениями инвалидов или когда численность работников уменьшилась до количества, при котором квота не устанавливается (ч. 9 ст. 38 Закона о занятости N 565-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 709).
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые работодатели от выполнения квоты освобождены. Это касается, например, случаев, когда они являются общественными объединениями инвалидов или когда численность работников уменьшилась до количества, при котором квота не устанавливается (ч. 9 ст. 38 Закона о занятости N 565-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 709).
Статья: Типы аргументативных операций в конституционном дискурсе
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Рассмотрим пример формулирования антитезиса и проанализируем, какие аргументативные усилия предпринимаются для опровержения главного тезиса. В одном из дел Конституционный Суд России усмотрел неконституционность в том, что, закрепив в Федеральном законе обязанность профсоюза, входящего в структуру общероссийских и межрегиональных профсоюзов, обеспечивать соответствие своего устава уставам названных профсоюзов, государство допустило необоснованное вмешательство в свободу деятельности общественных объединений. При этом сама возможность закреплять требование о соответствии уставов нижестоящих профсоюзов уставам вышестоящих профсоюзов была признана конституционно допустимой. Тем самым Конституционный Суд России, по сути, признал, что спорное нормативное положение имеет право на существование, однако может закрепляться не государством, а самими профсоюзами <55>.
(Чирнинов А.М.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Рассмотрим пример формулирования антитезиса и проанализируем, какие аргументативные усилия предпринимаются для опровержения главного тезиса. В одном из дел Конституционный Суд России усмотрел неконституционность в том, что, закрепив в Федеральном законе обязанность профсоюза, входящего в структуру общероссийских и межрегиональных профсоюзов, обеспечивать соответствие своего устава уставам названных профсоюзов, государство допустило необоснованное вмешательство в свободу деятельности общественных объединений. При этом сама возможность закреплять требование о соответствии уставов нижестоящих профсоюзов уставам вышестоящих профсоюзов была признана конституционно допустимой. Тем самым Конституционный Суд России, по сути, признал, что спорное нормативное положение имеет право на существование, однако может закрепляться не государством, а самими профсоюзами <55>.
Статья: Отдельные вопросы оптимизации правового статуса некоммерческих организаций в законодательстве Российской Федерации
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Применительно к характеристике субъектов корпоративных отношений с участием НКО требует своего решения вопрос о соотношении понятий "учредитель", "участник" и "член НКО". Следует обратить внимание, что в ст. 6 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об общественных объединениях" такая попытка разграничения имеется и правила о понятии учредителя, участника и члена общественного объединения закреплены. Суть этих правил в том, что учредитель - это тот, кто создал общественное объединение; член - это тот, кто может быть избран в органы управления, и тот, кто зафиксировал свое участие путем подачи заявления о вступлении в члены, а участник - тот, кто оказывает содействие общественному объединению.
(Лескова Ю.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Применительно к характеристике субъектов корпоративных отношений с участием НКО требует своего решения вопрос о соотношении понятий "учредитель", "участник" и "член НКО". Следует обратить внимание, что в ст. 6 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об общественных объединениях" такая попытка разграничения имеется и правила о понятии учредителя, участника и члена общественного объединения закреплены. Суть этих правил в том, что учредитель - это тот, кто создал общественное объединение; член - это тот, кто может быть избран в органы управления, и тот, кто зафиксировал свое участие путем подачи заявления о вступлении в члены, а участник - тот, кто оказывает содействие общественному объединению.
Ситуация: Какими правами обладают соотечественники, проживающие за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)регистрацию в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получение документов (свидетельств), подтверждающих членство в указанных объединениях;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)регистрацию в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получение документов (свидетельств), подтверждающих членство в указанных объединениях;
Статья: Профилактика экстремизма и обеспечение межконфессионального согласия как направление работы органов государственной власти и общественных объединений в субъектах России (опыт Тюменской области)
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Это опасность, способная расшатать даже самое стабильное и благополучное общество. Зачастую отправной точкой для нарастания напряженности и экстремизма являются межнациональные конфликты. Радикально настроенные экстремистские группы пытаются разжечь межрелигиозные конфликты всеми возможными путями. Росту экстремистской деятельности способствует и ряд острых проблем, связанных со сложными социально-политическими и экономическими условиями, таких как низкий уровень материального благосостояния граждан, высокий уровень безработицы, проблемы трудоустройства и досуга молодежи, социальное расслоение общества. Ключевая задача органов государственной власти и общественных объединений в этой связи - организовать противодействие экстремизму среди населения страны.
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Это опасность, способная расшатать даже самое стабильное и благополучное общество. Зачастую отправной точкой для нарастания напряженности и экстремизма являются межнациональные конфликты. Радикально настроенные экстремистские группы пытаются разжечь межрелигиозные конфликты всеми возможными путями. Росту экстремистской деятельности способствует и ряд острых проблем, связанных со сложными социально-политическими и экономическими условиями, таких как низкий уровень материального благосостояния граждан, высокий уровень безработицы, проблемы трудоустройства и досуга молодежи, социальное расслоение общества. Ключевая задача органов государственной власти и общественных объединений в этой связи - организовать противодействие экстремизму среди населения страны.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 2 ст. 218 КАС РФ).
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 2 ст. 218 КАС РФ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Статья: Общественные организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 20 Закона об общественных объединениях дополняет этот перечень, регламентируя, что, помимо вышеуказанных сведений, в уставе общественной организации также должны содержаться сведения:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 20 Закона об общественных объединениях дополняет этот перечень, регламентируя, что, помимо вышеуказанных сведений, в уставе общественной организации также должны содержаться сведения:
Статья: Конституционная политология как наука о конституционализации политической системы
(Денисов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Среди конституционалистов и части политологов распространен миф о том, что переход к конституционной демократической политической системе происходит по требованию масс. Из теории демократического транзита <12> конституционная политология заимствует элитаристский подход к проблеме. Согласно ему возникновение демократии связано с расколом элит, при котором ни одна из них не может править страной в одиночку. Они вынуждены делить власть, отказавшись от цели уничтожить друг друга. Обычно элита раскалывается на консерваторов и реформаторов. Там, где элита относительно едина (например, страны Центральной Азии, включая Россию), она только имитирует переход к конституционализации политической системы. Гарантом единства элиты является вождь, обладающий верховной властью. Для поддержания единства он создает партеобразное объединение бюрократии и ее клиентелы (ПОБиК), которое часто называется партией власти. На деле это объединение не является партией (общественным объединением). Это придаток государственного механизма, такой же, как государственные предприятия и учреждения. При отсутствии сильных конкурентов на политической сцене с помощью ПОБиКа правящая группа проводит управляемые выборы в представительные органы власти, заполняя их своей номенклатурой, устраняет разделение властей и самостоятельность региональных и местных органов власти. Все субъекты политической системы под руководством режиссера (правителя) играют спектакль под названием "Конституционная модель политической системы и конституционное государство". Стабильность доконституционной политической системы обеспечивается сырьедобывающим характером экономики страны. Правящая группа присваивает себе природную ренту, получаемую от продажи сырья за рубеж, и содержит на эти деньги большие группы населения, которое поддерживает это патерналистское государство. Отсутствие политической конкуренции и наличие незаменимого вождя неизбежно приводят к аристократизации политической элиты <13>. Она оказывается неспособной рационально и эффективно управлять страной. Изоляция от развитых стран мира приводит ее к экономическому и научно-техническому отставанию. Это вызывает кризис и возникновение сильной реформистской элиты внутри правящего слоя или вне его. Раскол элит дает шанс для перехода страны от имитационной демократии и республики к реально действующему политическому плюрализму и конституционной политической системе. Раскол элит часто связан со смертью старого правителя или его болезнью.
(Денисов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Среди конституционалистов и части политологов распространен миф о том, что переход к конституционной демократической политической системе происходит по требованию масс. Из теории демократического транзита <12> конституционная политология заимствует элитаристский подход к проблеме. Согласно ему возникновение демократии связано с расколом элит, при котором ни одна из них не может править страной в одиночку. Они вынуждены делить власть, отказавшись от цели уничтожить друг друга. Обычно элита раскалывается на консерваторов и реформаторов. Там, где элита относительно едина (например, страны Центральной Азии, включая Россию), она только имитирует переход к конституционализации политической системы. Гарантом единства элиты является вождь, обладающий верховной властью. Для поддержания единства он создает партеобразное объединение бюрократии и ее клиентелы (ПОБиК), которое часто называется партией власти. На деле это объединение не является партией (общественным объединением). Это придаток государственного механизма, такой же, как государственные предприятия и учреждения. При отсутствии сильных конкурентов на политической сцене с помощью ПОБиКа правящая группа проводит управляемые выборы в представительные органы власти, заполняя их своей номенклатурой, устраняет разделение властей и самостоятельность региональных и местных органов власти. Все субъекты политической системы под руководством режиссера (правителя) играют спектакль под названием "Конституционная модель политической системы и конституционное государство". Стабильность доконституционной политической системы обеспечивается сырьедобывающим характером экономики страны. Правящая группа присваивает себе природную ренту, получаемую от продажи сырья за рубеж, и содержит на эти деньги большие группы населения, которое поддерживает это патерналистское государство. Отсутствие политической конкуренции и наличие незаменимого вождя неизбежно приводят к аристократизации политической элиты <13>. Она оказывается неспособной рационально и эффективно управлять страной. Изоляция от развитых стран мира приводит ее к экономическому и научно-техническому отставанию. Это вызывает кризис и возникновение сильной реформистской элиты внутри правящего слоя или вне его. Раскол элит дает шанс для перехода страны от имитационной демократии и республики к реально действующему политическому плюрализму и конституционной политической системе. Раскол элит часто связан со смертью старого правителя или его болезнью.