Общественная организация это
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественная организация это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, установлено, что помещения объекта (клуба-ресторана) являлись едиными, перегородок или конструктивных разделений не имелось. Меню и обслуживающий персонал также были едиными. После завершения реконструкции достроены помещения для оказания услуг общественного питания и организации досуга. При этом имелся только один вход на объект, из которого посетитель попадал в общий холл, где располагались туалетные комнаты и гардероб, а также выходы в другие помещения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, установлено, что помещения объекта (клуба-ресторана) являлись едиными, перегородок или конструктивных разделений не имелось. Меню и обслуживающий персонал также были едиными. После завершения реконструкции достроены помещения для оказания услуг общественного питания и организации досуга. При этом имелся только один вход на объект, из которого посетитель попадал в общий холл, где располагались туалетные комнаты и гардероб, а также выходы в другие помещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие, статус и цели деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие, статус и цели деятельности
Вопрос: Генеральный директор ООО является единственным участником (учредителем) общества. Может ли он одновременно быть председателем общественной организации? Нужно ли для этого получать разрешение?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Генеральный директор ООО является единственным участником (учредителем) общества. Может ли он одновременно быть председателем общественной организации? Нужно ли для этого получать разрешение?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Генеральный директор ООО является единственным участником (учредителем) общества. Может ли он одновременно быть председателем общественной организации? Нужно ли для этого получать разрешение?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 8. Общественная организация
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Статья 8. Общественная организация
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для закупки иных аудиторских услуг заказчики проводят закупку в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном положением о закупке. При этом общественно значимые организации также должны учитывать требования Закона об аудиторской деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Для закупки иных аудиторских услуг заказчики проводят закупку в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном положением о закупке. При этом общественно значимые организации также должны учитывать требования Закона об аудиторской деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. Часть 2 комментируемой статьи определяет предмет осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, то есть Казначейством России внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, - это соблюдение аудиторскими организациями обязательных требований, а также исполнение решений уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2. Часть 2 комментируемой статьи определяет предмет осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, то есть Казначейством России внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, - это соблюдение аудиторскими организациями обязательных требований, а также исполнение решений уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности.
Готовое решение: Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимость компаний, в которых участвуют только общественные организации инвалидов. При этом у компании должно быть 50% и более работников-инвалидов и их доля в фонде оплаты труда должна составлять не менее 25%.
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимость компаний, в которых участвуют только общественные организации инвалидов. При этом у компании должно быть 50% и более работников-инвалидов и их доля в фонде оплаты труда должна составлять не менее 25%.
Статья: Финансово-правовой статус фондов поддержки сферы культуры в Российской Федерации
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Исходя из вышесказанного, следует констатировать, что правовая природа указанных фондов не является очевидной. С одной стороны, эти фонды создаются по воле государства - в лице высших органов государственной власти. С другой - учредителями данных фондов в ряде случаев выступают физические или юридические лица, в том числе общественные организации, как это организовано в Фонде-операторе и ПФКИ.
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Исходя из вышесказанного, следует констатировать, что правовая природа указанных фондов не является очевидной. С одной стороны, эти фонды создаются по воле государства - в лице высших органов государственной власти. С другой - учредителями данных фондов в ряде случаев выступают физические или юридические лица, в том числе общественные организации, как это организовано в Фонде-операторе и ПФКИ.
"Доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: гражданско-правовые проблемы правового режима и оборота"
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Статут", 2023)Как видим, Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" исходил из признания предприятия хозяйствующим субъектом, который может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных организаций. Следуя этой логике, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) определялось как объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд этого товарищества (общества) образовывался только за счет вкладов (акций) учредителей (п. 1 ст. 11). Имущество товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) формировалось за счет вкладов участников, полученных доходов, других законных источников и принадлежало его участникам на праве общей долевой собственности (абз. 2 п. 2 ст. 3).
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Статут", 2023)Как видим, Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" исходил из признания предприятия хозяйствующим субъектом, который может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных организаций. Следуя этой логике, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) определялось как объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд этого товарищества (общества) образовывался только за счет вкладов (акций) учредителей (п. 1 ст. 11). Имущество товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) формировалось за счет вкладов участников, полученных доходов, других законных источников и принадлежало его участникам на праве общей долевой собственности (абз. 2 п. 2 ст. 3).
Статья: Особенности определения воли юридических лиц на выбытие имущества из владения
(Мальбин Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)В рамках дискуссии о классификации органов исходя из их участия в формировании воли юридического лица следует обратить внимание на позицию Б.Б. Черепахина, который классифицировал органы юридического лица на представительные и непредставительные, признавая за каждым органом функцию образования воли: "При исследовании порядка и процесса волеобразования и волеизъявления юридического лица необходимо различать органы, волеобразующие и представляющие юридическое лицо вовне при совершении им правомерных юридических действий (правление и председатель, например), и органы волеобразующие, но не представляющие юридическое лицо вовне (например, общее собрание кооперативной или иной общественной организации). В этом смысле можно говорить об органах представительных и непредставительных" <4>. Современная цивилистическая наука также обоснованно предлагает классифицировать органы юридического лица: 1) на только волеобразующие; 2) волеизъявляющие и волеобразующие по отдельным вопросам, т.е. со смешанной функцией <5>.
(Мальбин Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)В рамках дискуссии о классификации органов исходя из их участия в формировании воли юридического лица следует обратить внимание на позицию Б.Б. Черепахина, который классифицировал органы юридического лица на представительные и непредставительные, признавая за каждым органом функцию образования воли: "При исследовании порядка и процесса волеобразования и волеизъявления юридического лица необходимо различать органы, волеобразующие и представляющие юридическое лицо вовне при совершении им правомерных юридических действий (правление и председатель, например), и органы волеобразующие, но не представляющие юридическое лицо вовне (например, общее собрание кооперативной или иной общественной организации). В этом смысле можно говорить об органах представительных и непредставительных" <4>. Современная цивилистическая наука также обоснованно предлагает классифицировать органы юридического лица: 1) на только волеобразующие; 2) волеизъявляющие и волеобразующие по отдельным вопросам, т.е. со смешанной функцией <5>.
Статья: Академические права и свободы - ключевой принцип взаимодействия государства и высших учебных заведений
(Гриб В.В.)
("Российский судья", 2021, N 4)В отечественной научной литературе разбирается множество принципов взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. Так, известный политолог З.М. Зотова выделяет следующие: принцип добровольности, предполагающий, что стороны строят свои взаимоотношения на добровольных началах; принцип информированности, согласно которому стороны определяют формы, содержание и сроки предоставления взаимной информации, например сведений о регистрации и перерегистрации, о ведении совместных договоров при получении социальных заказов, государственных грантов и других; принцип согласования, который предусматривает, что стороны согласуют содержание, структуры, механизмы реализации совместных программ и социальных заказов; принцип конкурсности при определении партнеров на участие в совместных программах, получение государственных грантов, социальных заказов; принцип взаимной поддержки (со стороны органов власти это разнообразные виды финансовой помощи через государственные гранты, социальные заказы и совместные программы, создание благоприятных условий для развития общественных организаций (льготы, снижение налогов, предоставление помещений, материальных и технических средств и т.д.); со стороны общественных организаций это выполнение социальных заказов и программ для достижения стабильности в обществе и государстве, создание атмосферы внимания к человеку, его нуждам, развитие гражданственности и ответственности россиян, поддержка как перспективных направлений развития России, так и сохранение ее культурных традиций и т.д.); принцип ответственности, который предусматривает, что каждая из сторон несет ответственность за взятые на себя обязательства в рамках действующего законодательства, условий договора, в выполнении социальных заказов и программ, при принятии совместных планов действий, проведении мероприятий, передаче ряда полномочий и функций от органов власти общественным организациям; а также принцип принятия совместных решений, согласно которому совместные документы вырабатываются в ходе обмена мнениями, идеями, предложениями, инициативами и требованиями.
(Гриб В.В.)
("Российский судья", 2021, N 4)В отечественной научной литературе разбирается множество принципов взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. Так, известный политолог З.М. Зотова выделяет следующие: принцип добровольности, предполагающий, что стороны строят свои взаимоотношения на добровольных началах; принцип информированности, согласно которому стороны определяют формы, содержание и сроки предоставления взаимной информации, например сведений о регистрации и перерегистрации, о ведении совместных договоров при получении социальных заказов, государственных грантов и других; принцип согласования, который предусматривает, что стороны согласуют содержание, структуры, механизмы реализации совместных программ и социальных заказов; принцип конкурсности при определении партнеров на участие в совместных программах, получение государственных грантов, социальных заказов; принцип взаимной поддержки (со стороны органов власти это разнообразные виды финансовой помощи через государственные гранты, социальные заказы и совместные программы, создание благоприятных условий для развития общественных организаций (льготы, снижение налогов, предоставление помещений, материальных и технических средств и т.д.); со стороны общественных организаций это выполнение социальных заказов и программ для достижения стабильности в обществе и государстве, создание атмосферы внимания к человеку, его нуждам, развитие гражданственности и ответственности россиян, поддержка как перспективных направлений развития России, так и сохранение ее культурных традиций и т.д.); принцип ответственности, который предусматривает, что каждая из сторон несет ответственность за взятые на себя обязательства в рамках действующего законодательства, условий договора, в выполнении социальных заказов и программ, при принятии совместных планов действий, проведении мероприятий, передаче ряда полномочий и функций от органов власти общественным организациям; а также принцип принятия совместных решений, согласно которому совместные документы вырабатываются в ходе обмена мнениями, идеями, предложениями, инициативами и требованиями.
Статья: Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, и их классификация
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Помимо свидетелей, которые дают показания в рамках расследования дел коррупционной направленности, схемы защиты обычно направлены на расширение круга лиц такой защиты. Например, в отношении информирования на рабочем месте <13>. Таких лиц принято называть Whistleblowers <14>, и в отличие от лиц, обязанных уведомлять (государственные служащие, например), для работников коммерческих организаций и членов общественных организаций это скорее этический вопрос: что-то пошло не так, и они хотят, чтобы это было исправлено на благо организации. Их раскрытие имеет тенденцию более широкой сферы применения - раскрываемое ими деяние может и не быть преступным, а иметь отношение, например, к эффективности корпоративного управления <15>. Сообщение о нарушениях Whistleblowers не должно наносить вред их карьере и интересам на рабочем месте. При сообщении о нарушениях основное внимание уделяется информации, а не лицу, сообщившему информацию. Часто их и не просят быть свидетелями. Положения о защите информаторов на рабочем месте включаются в общее трудовое законодательство. Так, в 2005 г. в норвежский Закон об условиях труда были внесены поправки, дающие работникам право информировать государственные органы об "условиях, заслуживающих порицания", и запрещающие преследование <16>.
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Помимо свидетелей, которые дают показания в рамках расследования дел коррупционной направленности, схемы защиты обычно направлены на расширение круга лиц такой защиты. Например, в отношении информирования на рабочем месте <13>. Таких лиц принято называть Whistleblowers <14>, и в отличие от лиц, обязанных уведомлять (государственные служащие, например), для работников коммерческих организаций и членов общественных организаций это скорее этический вопрос: что-то пошло не так, и они хотят, чтобы это было исправлено на благо организации. Их раскрытие имеет тенденцию более широкой сферы применения - раскрываемое ими деяние может и не быть преступным, а иметь отношение, например, к эффективности корпоративного управления <15>. Сообщение о нарушениях Whistleblowers не должно наносить вред их карьере и интересам на рабочем месте. При сообщении о нарушениях основное внимание уделяется информации, а не лицу, сообщившему информацию. Часто их и не просят быть свидетелями. Положения о защите информаторов на рабочем месте включаются в общее трудовое законодательство. Так, в 2005 г. в норвежский Закон об условиях труда были внесены поправки, дающие работникам право информировать государственные органы об "условиях, заслуживающих порицания", и запрещающие преследование <16>.
Статья: Проблемы законодательного моделирования бизнес-корпораций и корпоративных некоммерческих организаций в современную систему юридических лиц
(Шапиро И.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Таким образом, представляется, что ч. 3 ст. 50 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" следует синхронизировать. В частности, в ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" профессиональные союзы и территориальные общественные самоуправления указать в качестве самостоятельных организационно-правовых форм общественных объединений. В ч. 3 ст. 50 ГК РФ исключить политические партии, профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления из подп. 2 как виды общественной организации, закрепив их в качестве самостоятельных организационно-правовых форм общественных объединений, поскольку общественная организация - это тоже вид общественного объединения.
(Шапиро И.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)Таким образом, представляется, что ч. 3 ст. 50 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" следует синхронизировать. В частности, в ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" профессиональные союзы и территориальные общественные самоуправления указать в качестве самостоятельных организационно-правовых форм общественных объединений. В ч. 3 ст. 50 ГК РФ исключить политические партии, профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления из подп. 2 как виды общественной организации, закрепив их в качестве самостоятельных организационно-правовых форм общественных объединений, поскольку общественная организация - это тоже вид общественного объединения.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Похожий подход можно встретить и в иных источниках. Так, С.А. Иванова указывает, что "суд не связан при разрешении дела заключением органа государственного управления или общественной организации. Это заключение подлежит свободной оценке суда [курсив наш. - С.М.]" <5>. Отсюда закономерен вывод: если заключение - это только мнение органа, то оно оценке не подлежит, а лишь принимается к сведению. Свобода оценки проявляется именно в отношении доказательств.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Похожий подход можно встретить и в иных источниках. Так, С.А. Иванова указывает, что "суд не связан при разрешении дела заключением органа государственного управления или общественной организации. Это заключение подлежит свободной оценке суда [курсив наш. - С.М.]" <5>. Отсюда закономерен вывод: если заключение - это только мнение органа, то оно оценке не подлежит, а лишь принимается к сведению. Свобода оценки проявляется именно в отношении доказательств.