Общественная экспертиза законопроектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественная экспертиза законопроектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансформация основ местного самоуправления в контексте реформы 2020 года: проблемные аспекты
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Организационные основы местного самоуправления. Организационная структура местного самоуправления постоянно находится в поле зрения законодателей и правоприменителей. Конституционным Судом РФ неоднократно обращалось внимание на должную организацию определения структуры, статуса органов местного самоуправления, должностных лиц <16>. Вызывает вопросы ч. 18 ст. 19 законопроекта N 40361-8, согласно которой "в соответствии с принципом единства публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий администрацию, одновременно замещает должность субъекта РФ и муниципальную должность". Этот вопрос обсуждался на форуме, посвященном общественно-профессиональной экспертизе законопроекта, проводимом кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в феврале 2022 г. По справедливому замечанию экспертов, "формулировка ч. 18 ст. 19 законопроекта... не соответствует статье 12 Конституции и самому проекту (часть 6 ст. 1 "Органы местного самоуправления не входят в систему органов публичной власти" <17>. Статья 75 Закона N 131-ФЗ допускает осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов, перечень таких случаев здесь же поименован, но не наоборот. По мнению ученых, такая мера включает органы местного самоуправления данного муниципального образования в систему органов государственной власти, что сомнительно с точки зрения ее соответствия Конституции РФ, устанавливающей обособленность органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти <18>.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Организационные основы местного самоуправления. Организационная структура местного самоуправления постоянно находится в поле зрения законодателей и правоприменителей. Конституционным Судом РФ неоднократно обращалось внимание на должную организацию определения структуры, статуса органов местного самоуправления, должностных лиц <16>. Вызывает вопросы ч. 18 ст. 19 законопроекта N 40361-8, согласно которой "в соответствии с принципом единства публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий администрацию, одновременно замещает должность субъекта РФ и муниципальную должность". Этот вопрос обсуждался на форуме, посвященном общественно-профессиональной экспертизе законопроекта, проводимом кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в феврале 2022 г. По справедливому замечанию экспертов, "формулировка ч. 18 ст. 19 законопроекта... не соответствует статье 12 Конституции и самому проекту (часть 6 ст. 1 "Органы местного самоуправления не входят в систему органов публичной власти" <17>. Статья 75 Закона N 131-ФЗ допускает осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов, перечень таких случаев здесь же поименован, но не наоборот. По мнению ученых, такая мера включает органы местного самоуправления данного муниципального образования в систему органов государственной власти, что сомнительно с точки зрения ее соответствия Конституции РФ, устанавливающей обособленность органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти <18>.
Статья: Преемственность в сохранении исторической памяти как основа обеспечения государственного суверенитета России
(Петюкова О.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)<33> См.: Доклад ОП РФ "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год". URL: https://www.oprf.ru/activity_documents; Заключение ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 960545-7. URL: https://www.oprf.ru/public-examination-opinion (дата обращения: 10.04.2024).
(Петюкова О.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)<33> См.: Доклад ОП РФ "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год". URL: https://www.oprf.ru/activity_documents; Заключение ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 960545-7. URL: https://www.oprf.ru/public-examination-opinion (дата обращения: 10.04.2024).
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
(ред. от 31.07.2025)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Деятельность конституционного совета проистекает из контрольной функции парламента. В этой связи функционально конституционный совет должен реализовывать некий особый парламентский контроль за соблюдением конституционной законности в нормативных правовых актах. Его решения не обладают обязательной силой исполнения и для парламента выполняют роль "экспертных заключений", которые парламент может учитывать, внося изменения в нормативные правовые акты, тем самым исправляя выявленные пробелы и коллизии в правовом поле субъекта РФ. Здесь интересно мнение Г.Р. Хабибуллиной, которая, проведя анализ принципов деятельности и природы Конституционного совета Республики Адыгея, пришла к выводу, что сущность правовой деятельности данного органа "выражается в проведении квалифицированной общественной экспертизы проектов конституционных законов" <17>.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Деятельность конституционного совета проистекает из контрольной функции парламента. В этой связи функционально конституционный совет должен реализовывать некий особый парламентский контроль за соблюдением конституционной законности в нормативных правовых актах. Его решения не обладают обязательной силой исполнения и для парламента выполняют роль "экспертных заключений", которые парламент может учитывать, внося изменения в нормативные правовые акты, тем самым исправляя выявленные пробелы и коллизии в правовом поле субъекта РФ. Здесь интересно мнение Г.Р. Хабибуллиной, которая, проведя анализ принципов деятельности и природы Конституционного совета Республики Адыгея, пришла к выводу, что сущность правовой деятельности данного органа "выражается в проведении квалифицированной общественной экспертизы проектов конституционных законов" <17>.
Статья: Некоторые тенденции развития общественно-государственных органов России и Франции
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Общественной палате РФ законом предоставлена возможность проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Находят ли отражение в этих заключениях позиции политического меньшинства? Так, в заключении по результатам общественной экспертизы проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 г. указано, что "Общественная палата РФ поддерживает предложенные Президентом РФ законодательные инициативы" <19>. Однако Общественная палата РФ должна была обозначить и иные позиции. К сожалению, мнение меньшинства не нашло отражения в экспертном заключении Общественной палаты РФ.
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Общественной палате РФ законом предоставлена возможность проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Находят ли отражение в этих заключениях позиции политического меньшинства? Так, в заключении по результатам общественной экспертизы проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 г. указано, что "Общественная палата РФ поддерживает предложенные Президентом РФ законодательные инициативы" <19>. Однако Общественная палата РФ должна была обозначить и иные позиции. К сожалению, мнение меньшинства не нашло отражения в экспертном заключении Общественной палаты РФ.
Статья: Правовая природа контрольных полномочий общественных палат в Российской Федерации
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)При этом нельзя отрицать, что такие задачи, как проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов региональных законов, проектов нормативных правовых актов и правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно; осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации, стали важными элементами развития системы непосредственно общественного контроля в Российской Федерации, осуществляемого ОП РФ. Здесь же отметим задачу по выработке рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в нашей стране. Однако обязательность учета этих рекомендаций весьма расплывчата, а полноценный двусторонний контроль за учетом таких рекомендаций минимален.
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)При этом нельзя отрицать, что такие задачи, как проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов региональных законов, проектов нормативных правовых актов и правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно; осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации, стали важными элементами развития системы непосредственно общественного контроля в Российской Федерации, осуществляемого ОП РФ. Здесь же отметим задачу по выработке рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в нашей стране. Однако обязательность учета этих рекомендаций весьма расплывчата, а полноценный двусторонний контроль за учетом таких рекомендаций минимален.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Согласно ст. 2 свои цели и задачи Общественная палата РФ реализует путем: привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций; проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления; осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработки рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ; привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций и др.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Согласно ст. 2 свои цели и задачи Общественная палата РФ реализует путем: привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций; проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления; осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработки рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ; привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций и др.
Статья: Единый государственный реестр недвижимости как источник достоверной информации об объектах недвижимого имущества
(Батуева Э.Ц.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)<13> Письмо Общественной палаты РФ от 16 октября 2017 г. N 6ОП-2/2225 "Заключение по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 243975-7 "О внесении изменений в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)" // СПС "КонсультантПлюс".
(Батуева Э.Ц.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)<13> Письмо Общественной палаты РФ от 16 октября 2017 г. N 6ОП-2/2225 "Заключение по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 243975-7 "О внесении изменений в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Взаимодействие государства, бизнеса, общества в решении задач социального развития и социальной безопасности территории в современных условиях: экономические, правовые, кадровые аспекты
(Калмыкова И.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)- требуется формирование процедуры проведения общественной экспертизы проектов законов Российской Федерации и ее субъектов, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по направлениям видов деятельности СО НКО;
(Калмыкова И.Ю.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)- требуется формирование процедуры проведения общественной экспертизы проектов законов Российской Федерации и ее субъектов, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по направлениям видов деятельности СО НКО;
Статья: Проблемы компенсации вреда жизни и здоровью пассажиров легкового такси
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)<9> См.: Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 121564-8 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/121564-8, свободный (дата обращения: 25.09.2022).
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)<9> См.: Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 121564-8 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/121564-8, свободный (дата обращения: 25.09.2022).
Статья: О некоторых актуальных проблемах совершенствования общественного контроля в Российской Федерации
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Общественный совет при МВД России, реализуя свои контрольные полномочия, анализирует мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доводит полученную информацию до руководителей соответствующих органов внутренних дел, проводит общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам деятельности органов внутренних дел, осуществляет общественный контроль в иных, предусмотренных законом формах.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Общественный совет при МВД России, реализуя свои контрольные полномочия, анализирует мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доводит полученную информацию до руководителей соответствующих органов внутренних дел, проводит общественную экспертизу проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам деятельности органов внутренних дел, осуществляет общественный контроль в иных, предусмотренных законом формах.
Статья: Конституционно-правовые механизмы формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Можно сказать, что власть общественных палат является производной от власти общественных объединений, в ее установлении участвуют высшее должностное лицо и законодательный орган власти субъекта РФ. Вместе с тем общественная палата выступает по отношению к формирующим ее сторонам относительно самостоятельным органом общественной власти. Власть общественной палаты не обусловлена императивным мандатом. Ее члены не связаны каким-либо юридическим обязательством или требованиями выдвинувших их субъектов права по осуществлению тех или иных полномочий. Власть общественной палаты, основываясь на оказанном доверии представителям общественных формирований, становится самодостаточной. В пределах законодательно установленных полномочий общественная палата вправе, например, осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводить общественный мониторинг, общественные проверки, общественные (публичные) слушания, общественную экспертизу законопроектов, направлять запросы. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, которым направлены запросы, обязаны проинформировать общественную палату о результатах рассмотрения запроса в течение 30 дней со дня его регистрации.
(Чеботарев Г.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Можно сказать, что власть общественных палат является производной от власти общественных объединений, в ее установлении участвуют высшее должностное лицо и законодательный орган власти субъекта РФ. Вместе с тем общественная палата выступает по отношению к формирующим ее сторонам относительно самостоятельным органом общественной власти. Власть общественной палаты не обусловлена императивным мандатом. Ее члены не связаны каким-либо юридическим обязательством или требованиями выдвинувших их субъектов права по осуществлению тех или иных полномочий. Власть общественной палаты, основываясь на оказанном доверии представителям общественных формирований, становится самодостаточной. В пределах законодательно установленных полномочий общественная палата вправе, например, осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводить общественный мониторинг, общественные проверки, общественные (публичные) слушания, общественную экспертизу законопроектов, направлять запросы. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, которым направлены запросы, обязаны проинформировать общественную палату о результатах рассмотрения запроса в течение 30 дней со дня его регистрации.
Статья: Правовой статус консультативных советов в КНР и Республике Корее в контексте построения гражданского общества
(Рожкова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Общественная палата Российской Федерации, в отличие от Комиссии по экономическому развитию и труду Республики Кореи, по мнению автора, неэффективно выполняет и возложенные на нее полномочия по осуществлению общественной экспертизы законопроектов и общественного контроля. Объективная причина низкой эффективности работы Общественной палаты РФ и Экономического и социального совета КНР заключается в отсутствии их автономности, субъективная - в неразвитости гражданского общества в целом и незаинтересованности граждан в его построении в частности. "Игнорирование, попирание, откровенное нарушение прав и свобод личности имеет место не только в России, но когда большая часть наших граждан становится равнодушной к этой проблеме, то реализовать права и свободы будет невозможно, несмотря на их законодательное закрепление" <15>.
(Рожкова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Общественная палата Российской Федерации, в отличие от Комиссии по экономическому развитию и труду Республики Кореи, по мнению автора, неэффективно выполняет и возложенные на нее полномочия по осуществлению общественной экспертизы законопроектов и общественного контроля. Объективная причина низкой эффективности работы Общественной палаты РФ и Экономического и социального совета КНР заключается в отсутствии их автономности, субъективная - в неразвитости гражданского общества в целом и незаинтересованности граждан в его построении в частности. "Игнорирование, попирание, откровенное нарушение прав и свобод личности имеет место не только в России, но когда большая часть наших граждан становится равнодушной к этой проблеме, то реализовать права и свободы будет невозможно, несмотря на их законодательное закрепление" <15>.