Общее пользование водными объектами
Подборка наиболее важных документов по запросу Общее пользование водными объектами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Из положений частей 1, 2, 6 и 8 статьи 6 ВК РФ следует, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено этим Кодексом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 37. Общие положения о водопользовании
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 37. Общие положения о водопользовании
Статья: Правовые средства сохранения водных ресурсов в зарубежных странах
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)При дефиците водных ресурсов вследствие истощения водных объектов администрация бассейна вправе установить особый режим эксплуатации наземных водоемов и водоносных горизонтов, обеспечивающий координацию использования месторождений подземных вод. Кроме того, может быть установлен режим совместной эксплуатации поверхностных водных объектов и водоносных горизонтов. В качестве временной меры в целях рациональной эксплуатации водных объектов допускается ограничение общего водопользования.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)При дефиците водных ресурсов вследствие истощения водных объектов администрация бассейна вправе установить особый режим эксплуатации наземных водоемов и водоносных горизонтов, обеспечивающий координацию использования месторождений подземных вод. Кроме того, может быть установлен режим совместной эксплуатации поверхностных водных объектов и водоносных горизонтов. В качестве временной меры в целях рациональной эксплуатации водных объектов допускается ограничение общего водопользования.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 6. Водные объекты общего пользования
(ред. от 31.07.2025)Статья 6. Водные объекты общего пользования
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Готовое решение: Как заполнить декларацию по водному налогу (КНД 1151072)
(КонсультантПлюс, 2025)строка 030 - общую сумму налога по всем видам водопользования в рамках одного кода по ОКТМО. Для этого сложите показатели строк 160 подразделов 2.1 разд. 2 и строк 130 подразделов 2.2 разд. 2 с соответствующими кодами по ОКТМО (п. 4.4 Порядка заполнения декларации).
(КонсультантПлюс, 2025)строка 030 - общую сумму налога по всем видам водопользования в рамках одного кода по ОКТМО. Для этого сложите показатели строк 160 подразделов 2.1 разд. 2 и строк 130 подразделов 2.2 разд. 2 с соответствующими кодами по ОКТМО (п. 4.4 Порядка заполнения декларации).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Переход на прямые договоры при приготовлении воды с использованием общего имущества дома. Жилищный кодекс не содержит исключений относительно перехода собственников помещений в МКД на прямые договоры. В частности, жилищным законодательством не установлены основания для отказа РСО, регионального оператора от заключения договора с собственниками и нанимателями помещений в доме. Поэтому вполне возможен переход на прямые договоры по МКД, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества (Письма Минстроя России от 04.02.2019 N 3080-ОО/06, от 12.11.2018 N 45276-ОО/04, Апелляционное определение ВС Республики Коми от 29.04.2019 по делу N 33-2767/2019).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Переход на прямые договоры при приготовлении воды с использованием общего имущества дома. Жилищный кодекс не содержит исключений относительно перехода собственников помещений в МКД на прямые договоры. В частности, жилищным законодательством не установлены основания для отказа РСО, регионального оператора от заключения договора с собственниками и нанимателями помещений в доме. Поэтому вполне возможен переход на прямые договоры по МКД, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества (Письма Минстроя России от 04.02.2019 N 3080-ОО/06, от 12.11.2018 N 45276-ОО/04, Апелляционное определение ВС Республики Коми от 29.04.2019 по делу N 33-2767/2019).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Понятие "земельный участок" неоднородно. Можно выделить несколько видов земельных участков. Прежде всего предлагается обратить внимание на земельные участки общего пользования, однако необходимо подчеркнуть, что характеристики общего пользования присущи не только участкам, но и иным объектам земельных отношений. В ЗК РФ, ГрК РФ и других нормативных актах применительно к сфере общего пользования можно встретить следующие термины: "территории общего пользования", "земли общего пользования", "водные объекты общего пользования", "прилегающие территории общего пользования" и "земельные участки общего пользования". Определения этих объектов в нормах действующего законодательства сформулированы нечетко, что можно объяснить как несовершенством юридической техники, так и наличием нескольких отличающихся друг от друга видов объектов земельных отношений, на которые распространяется режим общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Понятие "земельный участок" неоднородно. Можно выделить несколько видов земельных участков. Прежде всего предлагается обратить внимание на земельные участки общего пользования, однако необходимо подчеркнуть, что характеристики общего пользования присущи не только участкам, но и иным объектам земельных отношений. В ЗК РФ, ГрК РФ и других нормативных актах применительно к сфере общего пользования можно встретить следующие термины: "территории общего пользования", "земли общего пользования", "водные объекты общего пользования", "прилегающие территории общего пользования" и "земельные участки общего пользования". Определения этих объектов в нормах действующего законодательства сформулированы нечетко, что можно объяснить как несовершенством юридической техники, так и наличием нескольких отличающихся друг от друга видов объектов земельных отношений, на которые распространяется режим общего пользования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом нужно иметь в виду, что п. 6 ст. 6 ВК РФ установлено также понятие береговой полосы - полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования - 20 метров. Исключение составляют каналы, реки и ручьи протяженностью от истока до устья не более 10 километров, ширина береговой полосы которых составляет 5 метров.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом нужно иметь в виду, что п. 6 ст. 6 ВК РФ установлено также понятие береговой полосы - полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования - 20 метров. Исключение составляют каналы, реки и ручьи протяженностью от истока до устья не более 10 километров, ширина береговой полосы которых составляет 5 метров.
Ситуация: Какие установлены правила и требования при осуществлении гражданами рыболовства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заниматься любительским рыболовством граждане РФ могут, как правило, свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования (ч. 1 ст. 6 Закона N 475-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заниматься любительским рыболовством граждане РФ могут, как правило, свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования (ч. 1 ст. 6 Закона N 475-ФЗ).
Статья: Разграничение хулиганства в уголовном и административном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность по ст. 213 УК РФ наступает не просто в случае нарушения общественного порядка с явным неуважением к обществу, а в случае грубого нарушения общественного порядка с учетом действий насильственного характера (применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия) или мотивов, связанных с ненавистью (национальной, религиозной и т.п.), либо на транспорте общего пользования (железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном и др.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность по ст. 213 УК РФ наступает не просто в случае нарушения общественного порядка с явным неуважением к обществу, а в случае грубого нарушения общественного порядка с учетом действий насильственного характера (применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия) или мотивов, связанных с ненавистью (национальной, религиозной и т.п.), либо на транспорте общего пользования (железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном и др.).
Статья: К вопросу о правовом режиме дна водного объекта
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 9)Тем самым имеется неопределенность в вопросе о существовании общего дозволения или общего запрета на предоставление водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по договору о передаче земельного участка. Из норм об общедоступности государственных и муниципальных водных объектов (ст. 6 ВК РФ) вытекает запрет на свободную передачу земельных участков с этими водными объектами, поскольку иное противоречило бы цели общего водопользования. Такие подразумеваемые ограничения прав хозяйствующих субъектов могут быть необходимыми для реализации принципа верховенства права или, по крайней мере, быть совместимыми с этим принципом <5>. Было бы правильно исходить из того, что подразумеваемый запрет предоставления права на водопокрытые земли по договору о передаче земельного участка, где находится государственный или муниципальный водный объект, в российском законодательстве действует. Но отсутствие прямо сформулированного нормативного запрета на такие действия и законодательная казуистика препятствуют установлению надежных правовых гарантий для публичных интересов и поэтому вынуждают применять иные меры противодействия недобросовестному распоряжению водопокрытыми землями, относящимся к публичной собственности.
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 9)Тем самым имеется неопределенность в вопросе о существовании общего дозволения или общего запрета на предоставление водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по договору о передаче земельного участка. Из норм об общедоступности государственных и муниципальных водных объектов (ст. 6 ВК РФ) вытекает запрет на свободную передачу земельных участков с этими водными объектами, поскольку иное противоречило бы цели общего водопользования. Такие подразумеваемые ограничения прав хозяйствующих субъектов могут быть необходимыми для реализации принципа верховенства права или, по крайней мере, быть совместимыми с этим принципом <5>. Было бы правильно исходить из того, что подразумеваемый запрет предоставления права на водопокрытые земли по договору о передаче земельного участка, где находится государственный или муниципальный водный объект, в российском законодательстве действует. Но отсутствие прямо сформулированного нормативного запрета на такие действия и законодательная казуистика препятствуют установлению надежных правовых гарантий для публичных интересов и поэтому вынуждают применять иные меры противодействия недобросовестному распоряжению водопокрытыми землями, относящимся к публичной собственности.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Применительно к водным объектам в Классификаторе содержатся два раздела: "Общее пользование водными объектами" и "Специальное пользование водными объектами", в которых приводятся виды разрешенного использования, устанавливаемые в отношении определенных земельных участков, именуемых участками, "примыкающими к водным объектам". Это понятие используется только в названных разделах и не применяется в иных положениях Классификатора. Очевидно, что под земельными участками, примыкающими к водным объектам, понимаются участки, образованные в границах береговой полосы. Согласно Классификатору (кроме водопользования) в отношении указанных земельных участков могут быть установлены лишь виды разрешенного использования, связанные с общим пользованием, рекреационной деятельностью, размещением гидротехнических сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений. Виды разрешенного использования, связанные с рыбоводством, представлены в разделе Классификатора "Сельскохозяйственное использование", то есть эти виды относятся к участкам сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Применительно к водным объектам в Классификаторе содержатся два раздела: "Общее пользование водными объектами" и "Специальное пользование водными объектами", в которых приводятся виды разрешенного использования, устанавливаемые в отношении определенных земельных участков, именуемых участками, "примыкающими к водным объектам". Это понятие используется только в названных разделах и не применяется в иных положениях Классификатора. Очевидно, что под земельными участками, примыкающими к водным объектам, понимаются участки, образованные в границах береговой полосы. Согласно Классификатору (кроме водопользования) в отношении указанных земельных участков могут быть установлены лишь виды разрешенного использования, связанные с общим пользованием, рекреационной деятельностью, размещением гидротехнических сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений. Виды разрешенного использования, связанные с рыбоводством, представлены в разделе Классификатора "Сельскохозяйственное использование", то есть эти виды относятся к участкам сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования.