Общее обрАзование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Общее обрАзование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 123.21 "Основные положения об учреждениях" ГК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1 и 2 статьи 50, статьи 120, пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 28, пункта 19 части 1, частей 1.1, 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", пунктов 1 и 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", действовавшего в спорный период, статьи 21, частей 1 и 4 статьи 22 части 7 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 1 и 8.1, пунктов 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подзаконными нормативно-правовыми актами, установив, что НОУ "Школа "Интеллект" является некоммерческой образовательной организацией и реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, при этом вид образовательной организации предусмотрен пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения спорного периода в стаж для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 259.1 "Право общей долевой собственности собственников недвижимых вещей на общее имущество" ГК РФ"По смыслу положений пункта 1 статьи 259.1 ГК РФ использование общего имущества предполагается для удовлетворения общих потребностей собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, в связи с чем, общее имущество может использоваться только в пределах, установленных гражданским и жилищным законодательством, при условии, что это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Принимая во внимание предназначение несущих стен здания, которое заключается в передаче нагрузок от верхних элементов здания, а также выполняет функции ограждающей конструкции, то размещение оборудования на фасаде, как внешней части несущей конструкции, не является прямым предназначением стены, а потому будет нарушать права физических и юридических лиц при отсутствии на то решения общего собрания собственников многоквартирного дома и разрешений из Комитета по градостроительству и архитектуре города Санкт-Петербурга."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каким образом организован образовательный процесс при получении общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее образование - вид образования, направленный на развитие личности ребенка, приобретение им знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее образование - вид образования, направленный на развитие личности ребенка, приобретение им знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее образование направлено на развитие личности ребенка, приобретение им знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее образование направлено на развитие личности ребенка, приобретение им знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья: О пределах осуществления родительских прав и охране детства
(Эрделевский А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, имея при этом преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2 ст. 63 СК РФ возлагает на родителей обязанность обеспечить получение детьми общего образования, при этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
(Эрделевский А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, имея при этом преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2 ст. 63 СК РФ возлагает на родителей обязанность обеспечить получение детьми общего образования, при этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Статья: Комплексы недвижимости, объединенные общим имуществом
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2023, N 7)Итак, количество различных комплексов имущества, связанных с недвижимыми вещами, весьма велико. Они находятся в сложном соотношении и взаимодействии, имеют разную структуру, составные части и правовой режим <6>. Задачей этой статьи является анализ признаков и правового режима этих комплексов, объединяющим фактором для которых выступает наличие в их составе имущества общего пользования. Эти образования имеют особую правовую природу. Входящие в них недвижимые вещи - земельные участки, здания, сооружения, помещения - не считаются единой недвижимой вещью, как предприятие или единый недвижимый комплекс. Находящиеся в индивидуальной собственности недвижимые вещи сохраняют свою самостоятельность, но их собственники вынуждены состоять в определенных правовых отношениях, связанных с тем, что имеется имущество, обслуживающее эти самостоятельные объекты недвижимости.
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2023, N 7)Итак, количество различных комплексов имущества, связанных с недвижимыми вещами, весьма велико. Они находятся в сложном соотношении и взаимодействии, имеют разную структуру, составные части и правовой режим <6>. Задачей этой статьи является анализ признаков и правового режима этих комплексов, объединяющим фактором для которых выступает наличие в их составе имущества общего пользования. Эти образования имеют особую правовую природу. Входящие в них недвижимые вещи - земельные участки, здания, сооружения, помещения - не считаются единой недвижимой вещью, как предприятие или единый недвижимый комплекс. Находящиеся в индивидуальной собственности недвижимые вещи сохраняют свою самостоятельность, но их собственники вынуждены состоять в определенных правовых отношениях, связанных с тем, что имеется имущество, обслуживающее эти самостоятельные объекты недвижимости.
Ситуация: Каковы права и обязанности родителей, а также ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обязанность родителей обеспечивать получение детьми общего образования. При этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Также им предоставлено право инициировать создание совета родителей в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов (включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обязанность родителей обеспечивать получение детьми общего образования. При этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. Также им предоставлено право инициировать создание совета родителей в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии ею локальных нормативных актов (включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. Пункт 4 комментируемой статьи в качестве общего правила устанавливает, что при внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность России, субъекта РФ или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и законодательством РФ об оценочной деятельности.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. Пункт 4 комментируемой статьи в качестве общего правила устанавливает, что при внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность России, субъекта РФ или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и законодательством РФ об оценочной деятельности.
Ситуация: Каковы права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование или высшее образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Совершеннолетние студенты, получающие среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются в установленном порядке к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования. Для этого необходимо предоставить в образовательную организацию требующиеся документы, пройти собеседование и при принятии решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности заключить трудовой договор (ч. 3.1, 6 ст. 46 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1, 2, 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 16.10.2023 N 771).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Совершеннолетние студенты, получающие среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются в установленном порядке к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования. Для этого необходимо предоставить в образовательную организацию требующиеся документы, пройти собеседование и при принятии решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности заключить трудовой договор (ч. 3.1, 6 ст. 46 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1, 2, 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 16.10.2023 N 771).
Статья: Противодействие коррупции: социальный и правовой аспекты
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 4)В наш век большое распространение получили компьютерные технологии, которые стали также одним из путей распространения коррупционных схем. Цифровые и облачные технологии внедряются в социальную среду, для оптимизации работы научно-исследовательских институтов, вузов и других образовательных учреждений основного и среднего общего образования. Это приводит к возникновению новой проблемы - угрозе появления новых коррупционных схем, реализуемых с использованием цифровых технологий.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 4)В наш век большое распространение получили компьютерные технологии, которые стали также одним из путей распространения коррупционных схем. Цифровые и облачные технологии внедряются в социальную среду, для оптимизации работы научно-исследовательских институтов, вузов и других образовательных учреждений основного и среднего общего образования. Это приводит к возникновению новой проблемы - угрозе появления новых коррупционных схем, реализуемых с использованием цифровых технологий.
Ситуация: Каковы уровни и формы получения общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. В отдельных случаях такое обучение возможно и по достижении совершеннолетия (ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 80 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. В отдельных случаях такое обучение возможно и по достижении совершеннолетия (ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 80 Закона N 273-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6. Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ в комментируемую статью была введена ч. 5.1, в которой было сформулировано новое требование, адресованное ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования. Это требование заключается в том, что данные стандарты должны обеспечивать возможность:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6. Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ в комментируемую статью была введена ч. 5.1, в которой было сформулировано новое требование, адресованное ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования. Это требование заключается в том, что данные стандарты должны обеспечивать возможность:
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)достигли возраста 14 лет и получают общее образование. В этом случае работа должна выполняться в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы. Обязательным условием для заключения трудового договора также является письменное согласие одного из родителей (попечителя) (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)достигли возраста 14 лет и получают общее образование. В этом случае работа должна выполняться в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы. Обязательным условием для заключения трудового договора также является письменное согласие одного из родителей (попечителя) (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);
Статья: Образовательные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 6.5, 6.6 ст. 12 Закона об образовании федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 6.5, 6.6 ст. 12 Закона об образовании федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.