Обратная сила налогового законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Обратная сила налогового законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"В силу статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ"Принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)При всей очевидности обратной силы данных норм процессуального механизма реализации обратной силы налогового законодательства не предусмотрено <1>, что, впрочем, не должно быть препятствием для реализации положений ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон", поскольку нормы Конституции РФ обладают прямым действием (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)При всей очевидности обратной силы данных норм процессуального механизма реализации обратной силы налогового законодательства не предусмотрено <1>, что, впрочем, не должно быть препятствием для реализации положений ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой "если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон", поскольку нормы Конституции РФ обладают прямым действием (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Готовое решение: Что означает принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
(КонсультантПлюс, 2025)Этот принцип означает, что изменения налогового законодательства, нормативных правовых актов и актов, формирующих судебную практику, не имеют обратной силы и не распространяются на отношения, возникшие до их вступления в силу.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<1> Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)НК РФ допускает возможность придания обратной силы акту законодательства о налогах и сборах, иным образом улучшающего положение налогоплательщика, если прямо предусматривает это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Конституционный Суд РФ не признавал неконституционной нереализацию законодателем такого полномочия <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)НК РФ допускает возможность придания обратной силы акту законодательства о налогах и сборах, иным образом улучшающего положение налогоплательщика, если прямо предусматривает это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Конституционный Суд РФ не признавал неконституционной нереализацию законодателем такого полномочия <1>.
Статья: Влияние Конституции Российской Федерации на системообразующие категории финансового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)е) правила обратной силы налоговых законов и их взаимосвязь с бюджетным законодательством.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)е) правила обратной силы налоговых законов и их взаимосвязь с бюджетным законодательством.
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная выгода
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, если у налогоплательщика есть подтверждение права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья за 2024 г., то в указанном году доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование соответствующими заемными средствами не возникает (Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 (направлено Письмом ФНС России от 24.09.2024 N БС-4-11/10885@)). Данный вывод Минфин России сделал на основании п. 2 ст. 5 НК РФ, где сказано, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России, если у налогоплательщика есть подтверждение права на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение жилья за 2024 г., то в указанном году доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование соответствующими заемными средствами не возникает (Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-07/89666 (направлено Письмом ФНС России от 24.09.2024 N БС-4-11/10885@)). Данный вывод Минфин России сделал на основании п. 2 ст. 5 НК РФ, где сказано, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. п. 2, 5 ст. 5 НК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. п. 2, 5 ст. 5 НК РФ);
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Наличие разъяснения финансового, налогового, иного уполномоченного органа государственной власти согласно ч. 3 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и, соответственно, привлечение к налоговой ответственности, за исключением случая, если такие письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа были основаны на неполной или недостоверной информации, поступившей от налогоплательщика <1>. Пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ устанавливают, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, в ст. 111 НК РФ государство закрепило механизм защиты добросовестного налогоплательщика от непоследовательного поведения налоговых органов <2>, что, по сути, является одним из механизмов по предотвращению ситуаций эстоппель <3> в налоговых правоотношениях, способом защиты законных ожиданий налогоплательщика <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Наличие разъяснения финансового, налогового, иного уполномоченного органа государственной власти согласно ч. 3 ст. 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и, соответственно, привлечение к налоговой ответственности, за исключением случая, если такие письменные разъяснения или мотивированное мнение налогового органа были основаны на неполной или недостоверной информации, поступившей от налогоплательщика <1>. Пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ устанавливают, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, а акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, в ст. 111 НК РФ государство закрепило механизм защиты добросовестного налогоплательщика от непоследовательного поведения налоговых органов <2>, что, по сути, является одним из механизмов по предотвращению ситуаций эстоппель <3> в налоговых правоотношениях, способом защиты законных ожиданий налогоплательщика <4>.
Статья: Обратная сила закона, отменяющего административную ответственность (норма, доктрина, практика)
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<2> Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к соответствующему отраслевому законодательству. Так, согласно ст. 10 (ч. 1) УК Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. В то же время аналогичная норма КоАП РФ (ч. 2 ст. 1.7) ограничивает возможность обратного применения закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, только случаями, когда не исполнено постановление о назначении лицу, совершившему административное правонарушение до вступления данного закона в силу, административного наказания. Статья же 5 (п. 3) Налогового кодекса РФ вовсе не закрепляет никаких темпоральных параметров обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<2> Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к соответствующему отраслевому законодательству. Так, согласно ст. 10 (ч. 1) УК Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. В то же время аналогичная норма КоАП РФ (ч. 2 ст. 1.7) ограничивает возможность обратного применения закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, только случаями, когда не исполнено постановление о назначении лицу, совершившему административное правонарушение до вступления данного закона в силу, административного наказания. Статья же 5 (п. 3) Налогового кодекса РФ вовсе не закрепляет никаких темпоральных параметров обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.