Обращения граждан ЯНАО
Подборка наиболее важных документов по запросу Обращения граждан ЯНАО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 64.1 "Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""При этом, необходимо отметить, что пункт 5.1 статьи 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающий рассмотрение заявлений и ходатайств в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лишь в случае, если они не содержат просьб о совершении конкретных исполнительных действий и/или применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, был введен в действие Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лишь 20 июня 2022 года. То есть, намного позже поступления в ОСП по г. Лабытнанги УФССП России по ЯНАО заявления П.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.2024 по делу N 33-278/2024 (УИД 89RS0001-01-2023-002085-20)
Категория спора: Адвокатские организации.
Требование: О компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он в адрес президента адвокатской палаты направил заявление о заключении договора для обеспечения защиты и предоставления квалифицированной юридической помощи в составлении и отправке надзорной жалобы. Однако ответы на заявления истца не даны, консультативная помощь ему не оказана.
Решение: Удовлетворено в части.Из смысла приведенных норм следует, что на Адвокатскую палату ЯНАО возложена обязанность по обеспечению оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, реализуемая в том числе путем рассмотрения обращений (заявлений) граждан и направления им ответов.
Категория спора: Адвокатские организации.
Требование: О компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он в адрес президента адвокатской палаты направил заявление о заключении договора для обеспечения защиты и предоставления квалифицированной юридической помощи в составлении и отправке надзорной жалобы. Однако ответы на заявления истца не даны, консультативная помощь ему не оказана.
Решение: Удовлетворено в части.Из смысла приведенных норм следует, что на Адвокатскую палату ЯНАО возложена обязанность по обеспечению оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, реализуемая в том числе путем рассмотрения обращений (заявлений) граждан и направления им ответов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Следует отметить сформированный в субъектах РФ УФО подход в части вопроса, касающегося субъектного состава правоотношений по реализации гражданами конституционного права на обращения, - он соответствует установленному Законом об обращениях граждан. Закон ЯНАО при этом закрепляет в качестве дополнительных гарантий льготные категории граждан, обладающих исследуемой правоспособностью: среди них граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, удостоенные звания "Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа", беременные женщины, граждане старше 70 лет и пр. Вместе с тем уже обозначенный Порядок организации рассмотрения обращений граждан в Аппарате Губернатора и Правительства Челябинской области дополняет субъектный состав правоотношений следующими категориями - заявитель, круг заявителей, должностное лицо (в трактовке, отличной от Закона об обращениях граждан).
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Следует отметить сформированный в субъектах РФ УФО подход в части вопроса, касающегося субъектного состава правоотношений по реализации гражданами конституционного права на обращения, - он соответствует установленному Законом об обращениях граждан. Закон ЯНАО при этом закрепляет в качестве дополнительных гарантий льготные категории граждан, обладающих исследуемой правоспособностью: среди них граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, удостоенные звания "Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа", беременные женщины, граждане старше 70 лет и пр. Вместе с тем уже обозначенный Порядок организации рассмотрения обращений граждан в Аппарате Губернатора и Правительства Челябинской области дополняет субъектный состав правоотношений следующими категориями - заявитель, круг заявителей, должностное лицо (в трактовке, отличной от Закона об обращениях граждан).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Нормы Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Ямало-Ненецком автономном округе" предусматривают направление гражданину после регистрации обращения уведомления о его принятии с указанием входящих реквизитов обращения и телефона для справок о рассмотрении обращения <201>. Аналогичная норма содержится в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Нормы Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Ямало-Ненецком автономном округе" предусматривают направление гражданину после регистрации обращения уведомления о его принятии с указанием входящих реквизитов обращения и телефона для справок о рассмотрении обращения <201>. Аналогичная норма содержится в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения в 2023 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Суды оставляли такие заявления без движения и предоставляли заявителям разумный срок (не менее месяца) для устранения выявленных недостатков. Если заявители не выполняли в установленный срок указания судьи об исправлении недостатков заявления, то оно на основании части 3 статьи 136 ГПК РФ возвращалось заявителям. По данному основанию заявления возвращались Верховным Судом Республики Дагестан, Верховным Судом Республики Саха (Якутия), Верховным Судом Республики Татарстан, судом Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермским краевым судом, Владимирским, Ивановским, Иркутским, Кемеровским, Ленинградским, Московским и Свердловским областными судами, Московским и Санкт-Петербургским городскими судами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Суды оставляли такие заявления без движения и предоставляли заявителям разумный срок (не менее месяца) для устранения выявленных недостатков. Если заявители не выполняли в установленный срок указания судьи об исправлении недостатков заявления, то оно на основании части 3 статьи 136 ГПК РФ возвращалось заявителям. По данному основанию заявления возвращались Верховным Судом Республики Дагестан, Верховным Судом Республики Саха (Якутия), Верховным Судом Республики Татарстан, судом Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермским краевым судом, Владимирским, Ивановским, Иркутским, Кемеровским, Ленинградским, Московским и Свердловским областными судами, Московским и Санкт-Петербургским городскими судами.
Статья: Компенсация морального вреда, причиненного гражданину животными без владельца
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)Во-вторых, наиболее типичными являются иски о компенсации морального вреда в случае ухудшения здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних граждан. Так, прокурор Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к администрации района о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска он указал, что прокуратурой района на основании заявления Г. проведена проверка по факту укуса безнадзорным животным (собакой) несовершеннолетнего ребенка. В результате укуса ребенку причинены телесные повреждения в виде укушенной раны правой голени. Ребенок был вынужден пройти курс лечения (были назначены уколы). В результате ребенок боится собак, испытывает сильный страх, не хочет выходить на улицу самостоятельно. При нажатии на место укуса нога по-прежнему болит, ребенка продолжают лечить. Установить хозяина собаки не представилось возможным, из чего следует, что собака являлась безнадзорной.
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)Во-вторых, наиболее типичными являются иски о компенсации морального вреда в случае ухудшения здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних граждан. Так, прокурор Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к администрации района о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска он указал, что прокуратурой района на основании заявления Г. проведена проверка по факту укуса безнадзорным животным (собакой) несовершеннолетнего ребенка. В результате укуса ребенку причинены телесные повреждения в виде укушенной раны правой голени. Ребенок был вынужден пройти курс лечения (были назначены уколы). В результате ребенок боится собак, испытывает сильный страх, не хочет выходить на улицу самостоятельно. При нажатии на место укуса нога по-прежнему болит, ребенка продолжают лечить. Установить хозяина собаки не представилось возможным, из чего следует, что собака являлась безнадзорной.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)- обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде. В тех случаях, когда Роскомнадзор представляет интересы в суде конкретных субъектов персональных данных, в суд должны быть представлены обращения указанных граждан с просьбой о защите их прав в суде, в противном случае иск Роскомнадзора подлежит оставлению без движения (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2016 г. по делу N 33-608/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 29 декабря 2014 г. по делу N 33-42233/14). Такое заявление, поданное Роскомнадзором в защиту законных интересов других лиц, рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, даже если в качестве требования фигурирует признание информации, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2020 г. N 58-КГ20-2). Роскомнадзор при этом пользуется всеми процессуальными правами истца, в том числе правом выбора подсудности, предусмотренным п. 6.1 ст. 29 ГПК РФ (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 12 ноября 2014 г. по делу N 33-6400). Кроме того, положения п. 10 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ наделяют Роскомнадзор правом выбора подсудности и в тех случаях, когда ответчиком выступает иностранное лицо (Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. по делу N 33-40431/2014);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)- обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде. В тех случаях, когда Роскомнадзор представляет интересы в суде конкретных субъектов персональных данных, в суд должны быть представлены обращения указанных граждан с просьбой о защите их прав в суде, в противном случае иск Роскомнадзора подлежит оставлению без движения (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2016 г. по делу N 33-608/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 29 декабря 2014 г. по делу N 33-42233/14). Такое заявление, поданное Роскомнадзором в защиту законных интересов других лиц, рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, даже если в качестве требования фигурирует признание информации, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2020 г. N 58-КГ20-2). Роскомнадзор при этом пользуется всеми процессуальными правами истца, в том числе правом выбора подсудности, предусмотренным п. 6.1 ст. 29 ГПК РФ (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 12 ноября 2014 г. по делу N 33-6400). Кроме того, положения п. 10 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ наделяют Роскомнадзор правом выбора подсудности и в тех случаях, когда ответчиком выступает иностранное лицо (Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. по делу N 33-40431/2014);
Статья: Правовая природа требований кредиторов по текущим платежам и основания неосвобождения гражданина-должника от их исполнения после завершения процедуры банкротства
(Ильченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Ильченко Иван Владимирович, эксперт департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву.
(Ильченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Ильченко Иван Владимирович, эксперт департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву.
Статья: Соотношение интересов лиц, которым предоставляется "арктический гектар", и коренных малочисленных народов
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<2> URL: https://надальнийвосток.рф/news/detail?id=784 (дата обращения: 13.06.2024). Наибольшее количество заявлений поступило на земельные участки в Мурманской области (2 440), Архангельской области (876) и Ямало-Ненецком автономном округе (553), а также в Республике Карелия (420).
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)<2> URL: https://надальнийвосток.рф/news/detail?id=784 (дата обращения: 13.06.2024). Наибольшее количество заявлений поступило на земельные участки в Мурманской области (2 440), Архангельской области (876) и Ямало-Ненецком автономном округе (553), а также в Республике Карелия (420).
Статья: Требования кредиторов, указанные в абз. 3 п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве, как субъективные основания неосвобождения гражданина-должника от исполнения обязательств
(Ильченко И.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)Ильченко Иван Владимирович, эксперт департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву.
(Ильченко И.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)Ильченко Иван Владимирович, эксперт департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву.
Информация: Представлен порядок пилота по оценке оборотов по счетам для единого пособия
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Согласно проекту постановления в эксперименте будут участвовать 3 региона: Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Согласно проекту постановления в эксперименте будут участвовать 3 региона: Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Статья: Компетенция российских судов по делам о трансграничной несостоятельности
(Ярков В.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В силу ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно ст. 1196 ГК РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о банкротстве отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются данным Законом. Под должником ФЗ о банкротстве понимает гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо, оказавшихся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного ФЗ о банкротстве (ст. 2 ФЗ о банкротстве). Таким образом, ФЗ о банкротстве не связывает определение понятия гражданина-должника с наличием у него статуса гражданина РФ.
(Ярков В.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В силу ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно ст. 1196 ГК РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о банкротстве отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются данным Законом. Под должником ФЗ о банкротстве понимает гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо, оказавшихся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного ФЗ о банкротстве (ст. 2 ФЗ о банкротстве). Таким образом, ФЗ о банкротстве не связывает определение понятия гражданина-должника с наличием у него статуса гражданина РФ.
Статья: Требования кредиторов, указанные в п. 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве, как объективные основания неосвобождения гражданина-должника от исполнения обязательств
(Ильченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Ильченко Иван Владимирович, эксперт департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву.
(Ильченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Ильченко Иван Владимирович, эксперт департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Специалист по гражданскому и предпринимательскому праву.
Статья: Обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны в условиях негативного мира
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)<21> Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 г. N 478 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года". URL: https://docs.cntd.ru/document/574785875?section=status (дата обращения: 22.10.2022).
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)<21> Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2021 г. N 478 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года". URL: https://docs.cntd.ru/document/574785875?section=status (дата обращения: 22.10.2022).
Статья: Теоретико-правовые основы информирования о фактах коррупции: сравнительно-правовое исследование
(Трунцевский Ю.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Проведенный анализ показал, что с методической точки зрения вопросы взаимодействия ОГВ и МСУ с гражданами в части получения от последних информации о возможных коррупционных правонарушениях достаточно разработаны. На порталах государственных и муниципальных органов представлена информация о возможных методах сотрудничества с гражданами в борьбе с коррупцией, включая правовые основы такого сотрудничества, предоставлены методические и информативные ресурсы. Предусмотрены следующие пути поступления обращений граждан в ОГВ и МСУ: письменно; по горячей линии (телефону доверия); на личном приеме граждан должностными лицами; с использованием информационно-коммуникационных сетей и др. Отметим, однако, что нередко граждане сообщают о правонарушении, считая его коррупционным, тогда как на самом деле оно таковым не является. На это указывают данные, содержащиеся в отчетах, докладах о противодействии коррупции в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе по большинству из 28 рассмотренных за отчетный период обращений граждан по фактам коррупции содержались субъективные выводы заявителей, не основанные на конкретных фактах. Из 14 обращений, содержащих конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, подтвердились только три факта. Двенадцать обращений направлены в иные государственные органы. И лишь по 5 обращениям информация послужила основанием для проведения проверочных мероприятий <2>. В Приморском крае в 2021 г. в большинстве поступивших обращений также были приведены не конкретные факты коррупционных проявлений, а субъективное мнение заявителя, в ряде случаев отсутствовала информация о лицах, к ним причастных <3>.
(Трунцевский Ю.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Проведенный анализ показал, что с методической точки зрения вопросы взаимодействия ОГВ и МСУ с гражданами в части получения от последних информации о возможных коррупционных правонарушениях достаточно разработаны. На порталах государственных и муниципальных органов представлена информация о возможных методах сотрудничества с гражданами в борьбе с коррупцией, включая правовые основы такого сотрудничества, предоставлены методические и информативные ресурсы. Предусмотрены следующие пути поступления обращений граждан в ОГВ и МСУ: письменно; по горячей линии (телефону доверия); на личном приеме граждан должностными лицами; с использованием информационно-коммуникационных сетей и др. Отметим, однако, что нередко граждане сообщают о правонарушении, считая его коррупционным, тогда как на самом деле оно таковым не является. На это указывают данные, содержащиеся в отчетах, докладах о противодействии коррупции в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе по большинству из 28 рассмотренных за отчетный период обращений граждан по фактам коррупции содержались субъективные выводы заявителей, не основанные на конкретных фактах. Из 14 обращений, содержащих конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, подтвердились только три факта. Двенадцать обращений направлены в иные государственные органы. И лишь по 5 обращениям информация послужила основанием для проведения проверочных мероприятий <2>. В Приморском крае в 2021 г. в большинстве поступивших обращений также были приведены не конкретные факты коррупционных проявлений, а субъективное мнение заявителя, в ряде случаев отсутствовала информация о лицах, к ним причастных <3>.