Обход тепловых сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Обход тепловых сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2024 N 14АП-3364/2024 по делу N А66-15184/2023
Требование: О взыскании задолженности по договорам на теплоснабжение и горячее водоснабжение, пени.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд обоснованно не принял в качестве доказательства теплоснабжения здания спортивной школы записи, сделанные в журнале обхода тепловых сетей по котельной N 8 относительно прорыва отопления, поскольку не отражен конкретный участок сетей, на котором произошел прорыв (на территории либо в здании). Кроме того, как видно из дела на одном земельном участке расположены два здания, одно из которых функционирует, по нему Обществом заключен договор теплоснабжения с иной организацией.
Требование: О взыскании задолженности по договорам на теплоснабжение и горячее водоснабжение, пени.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд обоснованно не принял в качестве доказательства теплоснабжения здания спортивной школы записи, сделанные в журнале обхода тепловых сетей по котельной N 8 относительно прорыва отопления, поскольку не отражен конкретный участок сетей, на котором произошел прорыв (на территории либо в здании). Кроме того, как видно из дела на одном земельном участке расположены два здания, одно из которых функционирует, по нему Обществом заключен договор теплоснабжения с иной организацией.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 по делу N 88-4337/2023 (УИД 62RS0002-01-2020-001450-74)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с ДТП.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП принадлежащему ему транспортному средству были причинены механические повреждения. Место аварийного участка дороги не было ни огорожено, ни обозначено техническими средствами организации дорожного движения. Ответчик не обеспечил содержание и поддержание в исправном техническом состоянии смотрового колодца и тепловой камеры, хотя эта обязанность лежит именно на собственнике в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.С приведенными выводами суд апелляционной инстанции не согласился, предложив сторонам в обоснование своей позиции по делу представить дополнительные доказательства. Приняв во внимание пояснения инспектора ФИО15, допрошенного в качестве свидетеля, Техническое заключение об осмотре смотровой тепловой камеры и дополнение к нему, составленные ООО "Дауда-Траст", доводы стороны ответчика о том, что учреждение осуществляет обходы и осмотры тепловых сетей, в том числе и люков, и данные осмотров фиксируются в журналах учета обхода тепловых сетей, согласно которым по спорному люку никаких замечаний не имеется, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчиком не представлено доказательств выполнения обязательств по надлежащему содержанию своего имущества, что явилось причиной дорожно-транспортного происшествия и получения повреждений транспортным средством истца.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с ДТП.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП принадлежащему ему транспортному средству были причинены механические повреждения. Место аварийного участка дороги не было ни огорожено, ни обозначено техническими средствами организации дорожного движения. Ответчик не обеспечил содержание и поддержание в исправном техническом состоянии смотрового колодца и тепловой камеры, хотя эта обязанность лежит именно на собственнике в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.С приведенными выводами суд апелляционной инстанции не согласился, предложив сторонам в обоснование своей позиции по делу представить дополнительные доказательства. Приняв во внимание пояснения инспектора ФИО15, допрошенного в качестве свидетеля, Техническое заключение об осмотре смотровой тепловой камеры и дополнение к нему, составленные ООО "Дауда-Траст", доводы стороны ответчика о том, что учреждение осуществляет обходы и осмотры тепловых сетей, в том числе и люков, и данные осмотров фиксируются в журналах учета обхода тепловых сетей, согласно которым по спорному люку никаких замечаний не имеется, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчиком не представлено доказательств выполнения обязательств по надлежащему содержанию своего имущества, что явилось причиной дорожно-транспортного происшествия и получения повреждений транспортным средством истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Владелец тепловой сети вправе взимать плату за услуги по передаче тепловой энергии через принадлежащие ему сети только после установления тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства (см. Определение СКЭС ВС РФ от 3 апреля 2017 г. N 304-ЭС16-16267). При этом фактический размер затрат на оказание услуг по передаче тепловой энергии в данном случае не имеет правового значения, так как правоустанавливающим документом для установления размера платы за оказываемые организацией услуги является соответствующий нормативный акт, обоснованность которого не может быть пересмотрена в рамках спора между данной организацией и теплоснабжающей организацией - потребителем услуг по передаче тепловой энергии (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2022 г. N Ф06-21687/22 по делу N А55-27819/2021). Опять же, взыскать такую компенсацию можно со дня установления тарифа, что исключается по основаниям, изложенным выше.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Владелец тепловой сети вправе взимать плату за услуги по передаче тепловой энергии через принадлежащие ему сети только после установления тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства (см. Определение СКЭС ВС РФ от 3 апреля 2017 г. N 304-ЭС16-16267). При этом фактический размер затрат на оказание услуг по передаче тепловой энергии в данном случае не имеет правового значения, так как правоустанавливающим документом для установления размера платы за оказываемые организацией услуги является соответствующий нормативный акт, обоснованность которого не может быть пересмотрена в рамках спора между данной организацией и теплоснабжающей организацией - потребителем услуг по передаче тепловой энергии (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2022 г. N Ф06-21687/22 по делу N А55-27819/2021). Опять же, взыскать такую компенсацию можно со дня установления тарифа, что исключается по основаниям, изложенным выше.
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, ФАС России указала также, что последовательная передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение и дальнейшее отчуждение этого имущества без торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции (Письмо от 29.12.2021 N ГМ/112800/21).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, ФАС России указала также, что последовательная передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение и дальнейшее отчуждение этого имущества без торгов, несмотря на отсутствие формальных признаков нарушения законодательства о приватизации, может расцениваться как обход конкурентных процедур и являться нарушением ст. ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции (Письмо от 29.12.2021 N ГМ/112800/21).
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 20.07.2020 N 278
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения (тепловые установки и тепловые сети), с использованием риск-ориентированного подхода"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения, при осуществлении федерального государственного энергетического надзора с использованием риск-ориентированного подхода")графиков обхода тепловых сетей с установленной периодичностью в течение отопительного сезона и в межотопительный период и данных об их выполнении;
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения (тепловые установки и тепловые сети), с использованием риск-ориентированного подхода"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения, при осуществлении федерального государственного энергетического надзора с использованием риск-ориентированного подхода")графиков обхода тепловых сетей с установленной периодичностью в течение отопительного сезона и в межотопительный период и данных об их выполнении;
Приказ Ростехнадзора от 05.03.2020 N 97
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению плановых проверок субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность по производству электрической энергии на тепловых электрических станциях, с использованием риск-ориентированного подхода"5.43. При обходе тепловых сетей ТЭС проверяется наличие следующей документации:
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению плановых проверок субъектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность по производству электрической энергии на тепловых электрических станциях, с использованием риск-ориентированного подхода"5.43. При обходе тепловых сетей ТЭС проверяется наличие следующей документации: