Обеспечительные меры в отношении третьего лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечительные меры в отношении третьего лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139 "Основания для обеспечения иска" ГПК РФТак, по смыслу вышеуказанных норм обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта. Указанные меры не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод участников судебного разбирательства и иных лиц, создавать препятствия к осуществлению ими деятельности, не запрещенной законодательством, обеспечивать баланс интересов заинтересованных сторон; не нарушать при принятии обеспечительных мер интересов третьих лиц.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 140 "Меры по обеспечению иска" ГПК РФ"Из содержания указанных положений закона следует, что обеспечение исполнения решения суда представляет собой применение судом предусмотренных законом мер в целях гарантии исполнения постановленного по делу судебного решения. При этом меры по обеспечению иска не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод участников судебного разбирательства, иных лиц, создавать препятствия к осуществлению деятельности, не запрещенной законодательством, обеспечивать баланс интересов сторон; не нарушать при принятии обеспечительных мер интересов третьих лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение обеспечительных мер в третейском разбирательстве
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)Если постановление о применении обеспечительных мер необходимо адресовать третьим лицам или обеспечить его принудительное исполнение, сторонам надлежит обращаться в компетентный государственный суд. Помимо возможности немедленного принудительного исполнения определения о принятии обеспечительных мер, очевидны и процедурные преимущества государственной юрисдикции. Так, при обращении к депонированным правилам арбитража на сайте Минюста России становится очевидным более оперативный характер применения обеспечительных мер государственными судами (не позднее следующего дня против трех, пяти дней или "в наиболее короткие сроки", декларируемые институциональными арбитражами), а также финансовая экономия (размер госпошлины составляет 300 руб. при обращении с заявлением в суд общей юрисдикции (подп. 12 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ) и 3 000 руб. при обращении с заявлением в арбитражный суд (подп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ)).
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 10)Если постановление о применении обеспечительных мер необходимо адресовать третьим лицам или обеспечить его принудительное исполнение, сторонам надлежит обращаться в компетентный государственный суд. Помимо возможности немедленного принудительного исполнения определения о принятии обеспечительных мер, очевидны и процедурные преимущества государственной юрисдикции. Так, при обращении к депонированным правилам арбитража на сайте Минюста России становится очевидным более оперативный характер применения обеспечительных мер государственными судами (не позднее следующего дня против трех, пяти дней или "в наиболее короткие сроки", декларируемые институциональными арбитражами), а также финансовая экономия (размер госпошлины составляет 300 руб. при обращении с заявлением в суд общей юрисдикции (подп. 12 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ) и 3 000 руб. при обращении с заявлением в арбитражный суд (подп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ)).
Статья: Обеспечительные меры арбитражного суда в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Романов А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Вместе с тем кроме обычных норм о компенсации убытков, допущенных принятием обеспечительных мер, которые зачастую или весьма сложно, или порой невозможно доказать в суде, закон не предусматривает каких-либо иных компенсаций за негативные последствия наложения обеспечительных мер на имущество третьих лиц. Кроме того, сам факт наличия у лица статуса участника или акционера коммерческой организации не гарантирует в будущем обязательного наделения такого субъекта имуществом данного общества - долю либо акцию вполне можно продать или подарить, утратив статус, не вмешиваясь в титул имущества корпорации.
(Романов А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 4)Вместе с тем кроме обычных норм о компенсации убытков, допущенных принятием обеспечительных мер, которые зачастую или весьма сложно, или порой невозможно доказать в суде, закон не предусматривает каких-либо иных компенсаций за негативные последствия наложения обеспечительных мер на имущество третьих лиц. Кроме того, сам факт наличия у лица статуса участника или акционера коммерческой организации не гарантирует в будущем обязательного наделения такого субъекта имуществом данного общества - долю либо акцию вполне можно продать или подарить, утратив статус, не вмешиваясь в титул имущества корпорации.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78
<Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер>Суду не было представлено доказательств, что фирма А (ответчик по морскому требованию) является фрахтователем или собственником судна. При таких обстоятельствах суд вопреки требованиям статьи 3 Конвенции неправомерно вынес определение о применении предварительных обеспечительных мер, которым были затронуты права третьего лица - норвежской фирмы S.
<Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер>Суду не было представлено доказательств, что фирма А (ответчик по морскому требованию) является фрахтователем или собственником судна. При таких обстоятельствах суд вопреки требованиям статьи 3 Конвенции неправомерно вынес определение о применении предварительных обеспечительных мер, которым были затронуты права третьего лица - норвежской фирмы S.
Статья: ИФНС не вправе взыскивать налоговые долги с дебиторов должника
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)В этом деле налоговая по результатам выездной проверки доначислила компании налоги и вынесла решение о введении обеспечительных мер, среди которых был запрет на продажу автомобиля, передачу третьему лицу прав на истребование дебиторской задолженности без согласия инспекции.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)В этом деле налоговая по результатам выездной проверки доначислила компании налоги и вынесла решение о введении обеспечительных мер, среди которых был запрет на продажу автомобиля, передачу третьему лицу прав на истребование дебиторской задолженности без согласия инспекции.
Статья: Совпадение испрашиваемых обеспечительных мер с предметом заявленных исковых требований в делах об установлении сервитута на земельный участок
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 6)Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, в том числе принимает во внимание: (1) разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; (2) связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; (3) вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; (4) необходимость обеспечения баланса интересов сторон; (5) а также необходимость в предотвращении нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами (п. 14 Пленума ВС РФ N 15) <7>.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 6)Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, в том числе принимает во внимание: (1) разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; (2) связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; (3) вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; (4) необходимость обеспечения баланса интересов сторон; (5) а также необходимость в предотвращении нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами (п. 14 Пленума ВС РФ N 15) <7>.
Статья: Приостановление действия решений налоговых органов о принятии обеспечительных мер
(Барыкин М.Ю.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" разъяснено, что суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия. При оценке доводов заявителя в числе прочего судам следует учитывать вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечение баланса интересов сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
(Барыкин М.Ю.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" разъяснено, что суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия. При оценке доводов заявителя в числе прочего судам следует учитывать вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечение баланса интересов сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Статья: Обеспечительные меры по корпоративным спорам
(Бирюков Д.О.)
("Статут", 2024)- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц;
(Бирюков Д.О.)
("Статут", 2024)- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц;
Статья: Новое Постановление Пленума ВС РФ об обеспечительных мерах: что пришло на смену устаревшему регулированию
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 2)3) предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов и интересов третьих лиц;
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 2)3) предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов и интересов третьих лиц;
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Следует учитывать, что меры обеспечения иска должны соответствовать заявленному предмету иска.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Следует учитывать, что меры обеспечения иска должны соответствовать заявленному предмету иска.
Готовое решение: Какие действия может предпринять инспекция, если выявит недоимку по налогу
(КонсультантПлюс, 2025)если у инспекции есть сомнения, что вы исполните решение, то она может наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия инспекции, а также при определенных условиях заблокировать счета в банке и счета цифрового рубля. Однако по вашей просьбе инспекция может заменить такие обеспечительные меры, например, на поручительство за вас третьего лица;
(КонсультантПлюс, 2025)если у инспекции есть сомнения, что вы исполните решение, то она может наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия инспекции, а также при определенных условиях заблокировать счета в банке и счета цифрового рубля. Однако по вашей просьбе инспекция может заменить такие обеспечительные меры, например, на поручительство за вас третьего лица;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)10. С учетом положений п. 14 - 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 при оценке доводов изложенных в заявлении о принятии мер предварительной защиты, а равно и в случае принятия такого решения по собственной инициативе, судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность принимаемых обеспечительных мер; объективную связь таких мер с предметом заявленного административного требования; вероятность причинения значительного ущерба конституционно значимым интересам в случае непринятия обеспечительных мер; необходимость обеспечения баланса интересов сторон (независимо от наличия установленного административного ответчика); необходимость предотвращения вследствие принятия обеспечительных мер нарушения публичных интересов, интересов третьих лиц (п. 14).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)10. С учетом положений п. 14 - 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 при оценке доводов изложенных в заявлении о принятии мер предварительной защиты, а равно и в случае принятия такого решения по собственной инициативе, судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность принимаемых обеспечительных мер; объективную связь таких мер с предметом заявленного административного требования; вероятность причинения значительного ущерба конституционно значимым интересам в случае непринятия обеспечительных мер; необходимость обеспечения баланса интересов сторон (независимо от наличия установленного административного ответчика); необходимость предотвращения вследствие принятия обеспечительных мер нарушения публичных интересов, интересов третьих лиц (п. 14).