Обеспечение жильем инвалидов и семей имеющих детей инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем инвалидов и семей имеющих детей инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)"...публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий... является субъект Российской Федерации...
(КонсультантПлюс, 2025)"...публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий... является субъект Российской Федерации...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расходные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не относится к расходным обязательствам РФ и финансируется за счет ее субъектов
(КонсультантПлюс, 2025)Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не относится к расходным обязательствам РФ и финансируется за счет ее субъектов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какая неденежная помощь полагается семьям с детьми-инвалидами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 17 Закона N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 17 Закона N 181-ФЗ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Представляется, что комментируемая статья могла бы указывать и на другие законные интересы, которые обычно учитываются на практике и которые предусмотрены другими правовыми актами. Так, согласно действующей практике жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Обычно указанным лицам предоставляются жилые помещения на первых этажах.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Представляется, что комментируемая статья могла бы указывать и на другие законные интересы, которые обычно учитываются на практике и которые предусмотрены другими правовыми актами. Так, согласно действующей практике жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Обычно указанным лицам предоставляются жилые помещения на первых этажах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенном Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (пункт 1 данных правил).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в порядке, определенном Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 (пункт 1 данных правил).
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Другой пример - все основные меры социальной поддержки инвалидов отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. Реализация таких мер поддержки выявила многочисленные недоработки, которые в отдельных субъектах РФ решаются за счет средств этих субъектов. Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов <30>. То есть закон дифференцирует меры поддержки в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду. Конституционный Суд РФ установил, что такая дифференциация не может считаться необоснованной, поскольку принцип равенства не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в регулировании <31>. На решение данного вопроса направлены многочисленные проекты федеральных законов <32>, в обоснование отклонения которых включалась ссылка на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки. Такой же довод высказывался при отклонении предложений по расширению льгот на федеральном уровне в части мер поддержки гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы и инвалидом I группы <33>. Также субъекты РФ принимают обязательства по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., так как федеральный закон такие расходные обязательства не урегулировал. По этой проблеме также имеется существенная судебная практика, и ее неоднократно предлагалось решить законодательным путем <34>.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Другой пример - все основные меры социальной поддержки инвалидов отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. Реализация таких мер поддержки выявила многочисленные недоработки, которые в отдельных субъектах РФ решаются за счет средств этих субъектов. Например, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов <30>. То есть закон дифференцирует меры поддержки в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду. Конституционный Суд РФ установил, что такая дифференциация не может считаться необоснованной, поскольку принцип равенства не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в регулировании <31>. На решение данного вопроса направлены многочисленные проекты федеральных законов <32>, в обоснование отклонения которых включалась ссылка на право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки. Такой же довод высказывался при отклонении предложений по расширению льгот на федеральном уровне в части мер поддержки гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы и инвалидом I группы <33>. Также субъекты РФ принимают обязательства по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., так как федеральный закон такие расходные обязательства не урегулировал. По этой проблеме также имеется существенная судебная практика, и ее неоднократно предлагалось решить законодательным путем <34>.
Статья: О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Неурегулированность поставленного вопроса на законодательном уровне (вероятно, речь может вестись и о квалифицированном молчании законодателя) не могла не сказаться и на правоприменительной практике. Так, если изначально финансирование мероприятий по обеспечению жильем инвалидов вне зависимости от даты их постановки на учет суды относили к статьям расходов федерального бюджета, то уже с 2016 г. распространение получила позиция, согласно которой обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации <6>. Впрочем, уже в 2018 г. в очередном Обзоре судебной практики нашла отражение противоположная позиция, согласно которой гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местными властями. Согласно обстоятельствам дела К. поставлена в льготный список нуждающихся в жилом помещении в 2015 г., длительное время жильем фактически обеспечена не была. Судами сделан вывод о том, что К. подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от бюджетной обеспеченности муниципального образования <7>.
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Неурегулированность поставленного вопроса на законодательном уровне (вероятно, речь может вестись и о квалифицированном молчании законодателя) не могла не сказаться и на правоприменительной практике. Так, если изначально финансирование мероприятий по обеспечению жильем инвалидов вне зависимости от даты их постановки на учет суды относили к статьям расходов федерального бюджета, то уже с 2016 г. распространение получила позиция, согласно которой обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации <6>. Впрочем, уже в 2018 г. в очередном Обзоре судебной практики нашла отражение противоположная позиция, согласно которой гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местными властями. Согласно обстоятельствам дела К. поставлена в льготный список нуждающихся в жилом помещении в 2015 г., длительное время жильем фактически обеспечена не была. Судами сделан вывод о том, что К. подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от бюджетной обеспеченности муниципального образования <7>.
Статья: Имеет ли право инвалид после выхода из психоневрологического интерната на жилье, из которого он был взят в ПНИ?
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Ответчик утверждал, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Ф.И.О. удовлетворению не подлежат. По мнению представителя ответчика, администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, т.к. расходы на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются расходными обязательствами субъектов РФ и не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования. В случае исполнения администрацией г. Томска решения суда, будут причинены убытки бюджету МО "Город Томск" вследствие исполнения государственных полномочий, которые в установленном законом порядке не переданы муниципалитету. Кроме того, отсутствуют доказательства признания истца малоимущей, что исключает возможность удовлетворения требований прокурора. Необоснованно заявленным полагает требование о предоставлении 2-комнатной квартиры общей площадью не менее 50 кв. м, т.к. не указано правовое основание предоставления жилого помещения, состоящего именно из двух комнат.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 8)Ответчик утверждал, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Ф.И.О. удовлетворению не подлежат. По мнению представителя ответчика, администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, т.к. расходы на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются расходными обязательствами субъектов РФ и не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования. В случае исполнения администрацией г. Томска решения суда, будут причинены убытки бюджету МО "Город Томск" вследствие исполнения государственных полномочий, которые в установленном законом порядке не переданы муниципалитету. Кроме того, отсутствуют доказательства признания истца малоимущей, что исключает возможность удовлетворения требований прокурора. Необоснованно заявленным полагает требование о предоставлении 2-комнатной квартиры общей площадью не менее 50 кв. м, т.к. не указано правовое основание предоставления жилого помещения, состоящего именно из двух комнат.
Ситуация: Как инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется жилье?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Постановление Администрации Архангельской области от 2 апреля 2007 г. N 58-па "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий";
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Постановление Администрации Архангельской области от 2 апреля 2007 г. N 58-па "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий";