Обеспечение свободного доступа к водному объекту
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение свободного доступа к водному объекту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда береговой полосы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 4 статьи 39.8 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 4 статьи 39.8 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключение составляют случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(КонсультантПлюс, 2025)проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключение составляют случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: актуальные проблемы обеспечения
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Ценность какого-либо из неотъемлемых прав, в том числе и конституционного права на благоприятную окружающую среду, наиболее отчетливо осознается человеком лишь в тот момент, когда оно нарушается тем или иным образом, вызывая моральный и физический дискомфорт, создавая угрозу жизни и здоровью. Наиболее часто граждане протестуют против строительства полигонов захоронения отходов и мусоросжигательных заводов, а также вырубки деревьев и уничтожения иной растительности, приводящих к сокращению площади зеленых насаждений на территории населенных пунктов, а также против планируемой застройки на особо охраняемых природных территориях. Большую озабоченность у населения вызывают также качество атмосферного воздуха и проблема обеспечения свободного доступа к водным объектам. Представляется, что одними из немаловажных задач совершенствования правового регулирования и государственного управления являются достижение баланса экономических и экологических интересов общества, а также минимизация такого рода конфликтов и устранение противоречий между экологическими целями и задачами.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Ценность какого-либо из неотъемлемых прав, в том числе и конституционного права на благоприятную окружающую среду, наиболее отчетливо осознается человеком лишь в тот момент, когда оно нарушается тем или иным образом, вызывая моральный и физический дискомфорт, создавая угрозу жизни и здоровью. Наиболее часто граждане протестуют против строительства полигонов захоронения отходов и мусоросжигательных заводов, а также вырубки деревьев и уничтожения иной растительности, приводящих к сокращению площади зеленых насаждений на территории населенных пунктов, а также против планируемой застройки на особо охраняемых природных территориях. Большую озабоченность у населения вызывают также качество атмосферного воздуха и проблема обеспечения свободного доступа к водным объектам. Представляется, что одними из немаловажных задач совершенствования правового регулирования и государственного управления являются достижение баланса экономических и экологических интересов общества, а также минимизация такого рода конфликтов и устранение противоречий между экологическими целями и задачами.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Статья: Роль прокуратуры в защите экономического суверенитета Российской Федерации
(Милосердов Н.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Во-вторых, прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики, играет ключевую роль в предотвращении нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения в различных сферах, в том числе вопросы, связанные с использованием и распоряжением государственным имуществом, которое является фундаментом экономического развития Российской Федерации. Более того, такие имущественные объекты, как защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают безопасность населения в чрезвычайных ситуациях; береговые полосы водных объектов, находящиеся в собственности государства или муниципальных образований, дают возможность гражданам беспрепятственно получать доступ к соответствующему водному объекту.
(Милосердов Н.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Во-вторых, прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики, играет ключевую роль в предотвращении нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения в различных сферах, в том числе вопросы, связанные с использованием и распоряжением государственным имуществом, которое является фундаментом экономического развития Российской Федерации. Более того, такие имущественные объекты, как защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают безопасность населения в чрезвычайных ситуациях; береговые полосы водных объектов, находящиеся в собственности государства или муниципальных образований, дают возможность гражданам беспрепятственно получать доступ к соответствующему водному объекту.
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступ граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступ граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)1) проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)1) проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Некоторые перечисляемые полномочия порой дублируются либо в чем-то не совпадают: в этих случаях применяются ч. 2 ст. 2 "Водное законодательство" и другие нормы ВК РФ. Так, к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Некоторые перечисляемые полномочия порой дублируются либо в чем-то не совпадают: в этих случаях применяются ч. 2 ст. 2 "Водное законодательство" и другие нормы ВК РФ. Так, к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)- для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования;
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)- для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования;