Обеспечение граждан средствами индивидуальной защиты
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение граждан средствами индивидуальной защиты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Вопрос о соблюдении обязанностей работодателями в области охраны здоровья граждан, а также дополнительных обязательств, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, широко изучался отечественными исследователями в период пандемии 2020 г. [4, с. 38 - 49]. На основе анализа судебной практики стоит отметить, что отдельные проблемы по обеспечению охраны здоровья граждан работодателями вызваны отказом работодателей в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты за счет финансовых средств организации [5].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Вопрос о соблюдении обязанностей работодателями в области охраны здоровья граждан, а также дополнительных обязательств, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, широко изучался отечественными исследователями в период пандемии 2020 г. [4, с. 38 - 49]. На основе анализа судебной практики стоит отметить, что отдельные проблемы по обеспечению охраны здоровья граждан работодателями вызваны отказом работодателей в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты за счет финансовых средств организации [5].
Статья: Семь изменений 2023 года, которые требуют корректировки ЛНА
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)<6> См. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)<6> См. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"Об альтернативной гражданской службе"4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.
(ред. от 04.08.2023)
"Об альтернативной гражданской службе"4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.
Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 N 1023
(ред. от 04.09.2012)
"О создании федерального резервного запаса лекарственных средств и средств индивидуальной защиты"5. Обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными средствами и средствами индивидуальной защиты из федерального резервного запаса осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(ред. от 04.09.2012)
"О создании федерального резервного запаса лекарственных средств и средств индивидуальной защиты"5. Обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными средствами и средствами индивидуальной защиты из федерального резервного запаса осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Методические рекомендации 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1 "Профилактика инфекционных болезней". 3.5 "Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" (Письмо от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32).
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Методические рекомендации 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1 "Профилактика инфекционных болезней". 3.5 "Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" (Письмо от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32).
Готовое решение: Обязанности работодателей в г. Москве в связи с вакцинацией сотрудников от коронавируса (не актуализируется с 19 июня 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Работники (исполнители по ГПД) вправе отказаться от прививки (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ). Поэтому в первую очередь акцентируйте их внимание на необходимости профилактических прививок, поскольку вакцинация - наиболее эффективное профилактическое мероприятие. Они должны понимать, что отказ от прививки влечет риск для здоровья и жизни других граждан.
(КонсультантПлюс, 2023)Работники (исполнители по ГПД) вправе отказаться от прививки (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ). Поэтому в первую очередь акцентируйте их внимание на необходимости профилактических прививок, поскольку вакцинация - наиболее эффективное профилактическое мероприятие. Они должны понимать, что отказ от прививки влечет риск для здоровья и жизни других граждан.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется возврат спецодежды и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) при увольнении работника
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем закрепить срок возврата работниками СИЗ (в том числе спецодежды) в локальном нормативном акте, например в акте, которым устанавливается порядок обеспечения работников СИЗ (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ, п. п. 10, 77 Правил обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами).
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем закрепить срок возврата работниками СИЗ (в том числе спецодежды) в локальном нормативном акте, например в акте, которым устанавливается порядок обеспечения работников СИЗ (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ, п. п. 10, 77 Правил обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами).
Статья: Законные и публичные интересы в административном судопроизводстве в России: проблемы толкования
(Павлова М.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)В рамках исследования данного вопроса можно привести ряд примеров из разных категорий дел. В одном из рассмотренных примеров в мотивировочной части постановления суд указывает следующее: "...в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья: обязать граждан... использовать надлежащим образом... средства индивидуальной защиты органов дыхания... при нахождении в местах общего пользования..." <22>. Как видно, в данном случае речь идет о законных интересах граждан в сфере здравоохранения, при этом суд не уточняет, каким интересам непосредственно нужно предоставить защиту. В другом случае суд указывает: "Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ... предусматривающих увеличение количества социально значимых проектов, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц" <23>. Очевидно, что здесь речь идет об интересах в сфере социального обслуживания.
(Павлова М.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)В рамках исследования данного вопроса можно привести ряд примеров из разных категорий дел. В одном из рассмотренных примеров в мотивировочной части постановления суд указывает следующее: "...в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья: обязать граждан... использовать надлежащим образом... средства индивидуальной защиты органов дыхания... при нахождении в местах общего пользования..." <22>. Как видно, в данном случае речь идет о законных интересах граждан в сфере здравоохранения, при этом суд не уточняет, каким интересам непосредственно нужно предоставить защиту. В другом случае суд указывает: "Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ... предусматривающих увеличение количества социально значимых проектов, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц" <23>. Очевидно, что здесь речь идет об интересах в сфере социального обслуживания.
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В наиболее сложном положении при обеспечении права на охрану труда находятся граждане, реализующие свои способности к труду на интернет-платформах, поскольку осуществление такой деятельности не получило должного правового регулирования. Возникающие на интернет-платформах отношения, как правило, не охватываются трудовым законодательством. В связи с этим "у работников цифровых платформ наблюдается наихудшее управление охраной труда, в том числе неудовлетворительная система оценки рисков или ее полное отсутствие" <33>. Такие работники не имеют доступа к предоставляемым работодателем оборудованию и средствам индивидуальной защиты, они не охватываются системами страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, им не предоставляются предусмотренные законодательством гарантии.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В наиболее сложном положении при обеспечении права на охрану труда находятся граждане, реализующие свои способности к труду на интернет-платформах, поскольку осуществление такой деятельности не получило должного правового регулирования. Возникающие на интернет-платформах отношения, как правило, не охватываются трудовым законодательством. В связи с этим "у работников цифровых платформ наблюдается наихудшее управление охраной труда, в том числе неудовлетворительная система оценки рисков или ее полное отсутствие" <33>. Такие работники не имеют доступа к предоставляемым работодателем оборудованию и средствам индивидуальной защиты, они не охватываются системами страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, им не предоставляются предусмотренные законодательством гарантии.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Такая информация должна предоставляться работодателем как при приеме гражданина на работу, так и в последующее время. Так, например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются гарантии и компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Такая информация должна предоставляться работодателем как при приеме гражданина на работу, так и в последующее время. Так, например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются гарантии и компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).
Статья: Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Работа органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показала возможность обеспечения баланса интересов. При этом деятельность органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в этих условиях была нацелена не только на принятие мер для обеспечения безопасности населения, но и на защиту трудовых, социальных и иных прав граждан. Так, в суды направлялись иски о взыскании заработной платы и выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных задач медработниками, оказывающими помощь заболевшим гражданам; признании отношений трудовыми; возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами, об оснащении медицинских организаций и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты; запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от COVID-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки; приостановлении деятельности по предоставлению услуг и др. <8>. Права граждан защищались прокурорами и при реализации полномочий по участию в делах, в том числе по искам органов Роспотребнадзора о принудительной госпитализации в медицинские учреждения, принудительной изоляции по месту пребывания (жительства), а также при вступлении в процесс в порядке ч. 7 ст. 39 КАС для дачи заключения.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Работа органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показала возможность обеспечения баланса интересов. При этом деятельность органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в этих условиях была нацелена не только на принятие мер для обеспечения безопасности населения, но и на защиту трудовых, социальных и иных прав граждан. Так, в суды направлялись иски о взыскании заработной платы и выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных задач медработниками, оказывающими помощь заболевшим гражданам; признании отношений трудовыми; возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами, об оснащении медицинских организаций и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты; запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от COVID-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки; приостановлении деятельности по предоставлению услуг и др. <8>. Права граждан защищались прокурорами и при реализации полномочий по участию в делах, в том числе по искам органов Роспотребнадзора о принудительной госпитализации в медицинские учреждения, принудительной изоляции по месту пребывания (жительства), а также при вступлении в процесс в порядке ч. 7 ст. 39 КАС для дачи заключения.
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Практика показала, что КС РФ в некоторых случаях использует усеченную версию теста на пропорциональность, выявляя правомерные цели, стоящие за ограничением, но не оценивая отдельно - по крайней мере, в текстуально выраженной форме - соразмерность (справедливость) этого ограничения. Так, в ряде определений Суд справедливо отметил, что установленный субъектами РФ запрет на проведение публичных мероприятий в период распространения COVID-19 преследует конституционные цели защиты жизни и здоровья граждан <69>. Однако в этих делах Суд не стал оценивать соразмерность такого запрета, который (а) распространяется как на коллективные, так и на одиночные публичные мероприятия, (б) касается мероприятий, проводимых как в помещении, так и на открытом воздухе, (в) не учитывает обеспечения организатором участников средствами индивидуальной защиты, (г) не делает исключений для мероприятий, носящих спонтанный характер. Учет этих и (или) иных факторов региональными законодателями снял бы всякие претензии к соразмерности указанного запрета.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Практика показала, что КС РФ в некоторых случаях использует усеченную версию теста на пропорциональность, выявляя правомерные цели, стоящие за ограничением, но не оценивая отдельно - по крайней мере, в текстуально выраженной форме - соразмерность (справедливость) этого ограничения. Так, в ряде определений Суд справедливо отметил, что установленный субъектами РФ запрет на проведение публичных мероприятий в период распространения COVID-19 преследует конституционные цели защиты жизни и здоровья граждан <69>. Однако в этих делах Суд не стал оценивать соразмерность такого запрета, который (а) распространяется как на коллективные, так и на одиночные публичные мероприятия, (б) касается мероприятий, проводимых как в помещении, так и на открытом воздухе, (в) не учитывает обеспечения организатором участников средствами индивидуальной защиты, (г) не делает исключений для мероприятий, носящих спонтанный характер. Учет этих и (или) иных факторов региональными законодателями снял бы всякие претензии к соразмерности указанного запрета.