Обеспечение безопасности туристов
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение безопасности туристов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"Таким образом, если после заключения договора о реализации туристского продукта стало очевидным, что этот продукт не может быть реализован в предусмотренный договором срок, в том числе из-за невозможности обеспечить личную безопасность туристов, в том числе обусловленную санитарно-эпидемиологической ситуацией в стране пребывания, турист вправе отказаться от исполнения названного договора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое обеспечение безопасности туристов при угрозах природного характера
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)"Туризм: право и экономика", 2022, N 2
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)"Туризм: право и экономика", 2022, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)16. Непредоставление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или инструктором-проводником, планирующими оказание услуг по сопровождению туристов (экскурсантов) и обеспечению их безопасности на туристских маршрутах, требующих специального сопровождения, в целях неотнесения туристского маршрута (части туристского маршрута) к туристским маршрутам, требующим специального сопровождения, сведений о наличии на таком туристском маршруте препятствий, включая сведения об условиях погружения (для подводных туристских маршрутов), которые предусмотрены критериями отнесения туристских маршрутов к соответствующей категории сложности (в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов) и наличие которых на туристском маршруте относит такой маршрут к туристским маршрутам, требующим специального сопровождения, -
(ред. от 04.11.2025)16. Непредоставление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или инструктором-проводником, планирующими оказание услуг по сопровождению туристов (экскурсантов) и обеспечению их безопасности на туристских маршрутах, требующих специального сопровождения, в целях неотнесения туристского маршрута (части туристского маршрута) к туристским маршрутам, требующим специального сопровождения, сведений о наличии на таком туристском маршруте препятствий, включая сведения об условиях погружения (для подводных туристских маршрутов), которые предусмотрены критериями отнесения туристских маршрутов к соответствующей категории сложности (в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов) и наличие которых на туристском маршруте относит такой маршрут к туристским маршрутам, требующим специального сопровождения, -
Статья: Уголовная ответственность организаторов туризма за небезопасные туристические услуги (ст. 238 УК РФ): вопросы объективной стороны преступления в правоприменительной практике
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2024, N 10)<9> Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 744-р "Об утверждении перечня видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности и критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов" // СЗ РФ. 2022. N 15. Ст. 2560.
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2024, N 10)<9> Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 744-р "Об утверждении перечня видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности и критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов" // СЗ РФ. 2022. N 15. Ст. 2560.
Статья: Юридический комплаенс в туризме: вопросы теории и практики
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В бизнесе комплаенс может включать в себя соблюдение налогового законодательства, правил по защите персональных данных, норм трудового законодательства, правил по предотвращению коррупции и мошенничества, а также других требований, которые могут применяться к данной компании или отрасли <5>. Юридический комплаенс в туризме имеет цель обеспечить соблюдение законодательных и нормативных требований, связанных с оказанием туристических услуг, защитой прав потребителей и обеспечением безопасности туристов. В туризме комплаенс может включать следующие области:
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В бизнесе комплаенс может включать в себя соблюдение налогового законодательства, правил по защите персональных данных, норм трудового законодательства, правил по предотвращению коррупции и мошенничества, а также других требований, которые могут применяться к данной компании или отрасли <5>. Юридический комплаенс в туризме имеет цель обеспечить соблюдение законодательных и нормативных требований, связанных с оказанием туристических услуг, защитой прав потребителей и обеспечением безопасности туристов. В туризме комплаенс может включать следующие области:
Статья: Политико-правовые меры по развитию внутреннего туризма в России посредством разработки маршрутов посещения экстраординарных локаций
(Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)Изложенное позволяет выделить три типа политико-правовых мер, которые необходимо принять для развития указанной туристической деятельности: 1) предварительные - организация конкурсов на разработку разных вариантов маршрутов по экстраординарным местам, мониторинг имеющейся туристической инфраструктуры и определение направлений ее совершенствования; подготовка информационных материалов по трансляции в СМИ сведений о новом маршруте, о том, в чем именно состоят особенности локации; подготовка гидов; 2) текущие - обеспечение безопасности туристов при посещении экстраординарных локаций; 3) последующие - определение направлений дальнейшего совершенствования маршрутов и инфраструктуры по результатам опроса туристов. Как отмечают М.Г. Воронцова, А.В. Кучумов, "отдельное значение для развития культурно-познавательного туризма является принятие правительством программ городского развития с позиционированием их как туристских центров" <6>.
(Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)Изложенное позволяет выделить три типа политико-правовых мер, которые необходимо принять для развития указанной туристической деятельности: 1) предварительные - организация конкурсов на разработку разных вариантов маршрутов по экстраординарным местам, мониторинг имеющейся туристической инфраструктуры и определение направлений ее совершенствования; подготовка информационных материалов по трансляции в СМИ сведений о новом маршруте, о том, в чем именно состоят особенности локации; подготовка гидов; 2) текущие - обеспечение безопасности туристов при посещении экстраординарных локаций; 3) последующие - определение направлений дальнейшего совершенствования маршрутов и инфраструктуры по результатам опроса туристов. Как отмечают М.Г. Воронцова, А.В. Кучумов, "отдельное значение для развития культурно-познавательного туризма является принятие правительством программ городского развития с позиционированием их как туристских центров" <6>.
Статья: Совершенствование законодательства об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
(Савичев А.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Устойчивое развитие туризма, выполнение им социальной функции, обеспечение безопасности туристов возможны только при наличии административно-правовых механизмов, сдерживающих стихийное развитие отрасли и направляющих его в цивилизованное русло. Одним из таких механизмов является институт административной ответственности, применение которого выступает средством превенции правонарушений в сфере туризма, обеспечения правомерного поведения субъектов туристской деятельности и повышения уровня безопасности туристов [1, с. 58 - 59].
(Савичев А.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Устойчивое развитие туризма, выполнение им социальной функции, обеспечение безопасности туристов возможны только при наличии административно-правовых механизмов, сдерживающих стихийное развитие отрасли и направляющих его в цивилизованное русло. Одним из таких механизмов является институт административной ответственности, применение которого выступает средством превенции правонарушений в сфере туризма, обеспечения правомерного поведения субъектов туристской деятельности и повышения уровня безопасности туристов [1, с. 58 - 59].
Статья: Угроза безопасности жизни и здоровья туриста как основание расторжения договора о реализации туристского продукта
(Курбанов Д.А., Улимаев Р.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<3> ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов". См.: Приказ Росстандарта от 26 марта 2014 г. N 228-ст "Об утверждении межгосударственного стандарта" // СПС "КонсультантПлюс".
(Курбанов Д.А., Улимаев Р.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<3> ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов". См.: Приказ Росстандарта от 26 марта 2014 г. N 228-ст "Об утверждении межгосударственного стандарта" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Уголовная ответственность организаторов туризма за небезопасные туристические услуги (ст. 238 УК РФ): признаки субъекта преступления в правоприменительной практике
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 3)В связи с этим представляется, что субъект преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является специальным: это лицо, которое на систематической основе фактически осуществляет функции туроператора, турагента, инструктора-проводника или иных участников туристической индустрии, на которых законом возложены обязанности по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), вне зависимости от того, отвечает ли такое лицо закрепленным в законодательстве о туризме формальным требованиям, прошло ли оно аттестацию и внесены ли о нем сведения в реестр.
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 3)В связи с этим представляется, что субъект преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является специальным: это лицо, которое на систематической основе фактически осуществляет функции туроператора, турагента, инструктора-проводника или иных участников туристической индустрии, на которых законом возложены обязанности по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), вне зависимости от того, отвечает ли такое лицо закрепленным в законодательстве о туризме формальным требованиям, прошло ли оно аттестацию и внесены ли о нем сведения в реестр.
Статья: Договор о реализации туристского продукта как инструмент обеспечения прав потребителей
(Чеботарева И.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)4. Обязательства по обеспечению безопасности туриста.
(Чеботарева И.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)4. Обязательства по обеспечению безопасности туриста.
Статья: Предупреждение нарушения требований пожарной безопасности на предприятиях гостиничного бизнеса
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Возможно, противопожарная профилактика только бы выиграла от того, если бы заинтересованными службами на системной основе проводилась аттестация всех руководителей рассматриваемых предприятий на знание противопожарных норм и требований. Во многом это важно и потому, что в первую очередь от знаний и умения руководителей принимать правильные решения в сложных ситуациях может зависеть обеспечение безопасности туристов.
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Возможно, противопожарная профилактика только бы выиграла от того, если бы заинтересованными службами на системной основе проводилась аттестация всех руководителей рассматриваемых предприятий на знание противопожарных норм и требований. Во многом это важно и потому, что в первую очередь от знаний и умения руководителей принимать правильные решения в сложных ситуациях может зависеть обеспечение безопасности туристов.
Статья: Обеспечение безопасности туризма - важнейшее условие развития туристической индустрии Российской Федерации
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Конференция обсудила ряд накопившихся проблемных вопросов, в том числе роль членов парламентов в деятельности по развитию международной туристической сферы, ее экономические и социальные аспекты, в том числе имеющийся потенциал, который мог быть направлен на устранение имеющихся преград, мешающих развитию туристического комплекса. Также были обсуждены актуальные проблемы, связанные с обеспечением безопасности туристов и объектов туристического комплекса.
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Конференция обсудила ряд накопившихся проблемных вопросов, в том числе роль членов парламентов в деятельности по развитию международной туристической сферы, ее экономические и социальные аспекты, в том числе имеющийся потенциал, который мог быть направлен на устранение имеющихся преград, мешающих развитию туристического комплекса. Также были обсуждены актуальные проблемы, связанные с обеспечением безопасности туристов и объектов туристического комплекса.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего туризма
(Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)Так, результатом формирования туристского продукта (тура) по внутреннему туризму в Свердловской области являются проектно-технологические документы: программа обслуживания и технологическая карта туристского маршрута путешествия. В свою очередь, при осуществлении деятельности в сфере въездного туризма в Свердловской области туроператор и турагент обязаны иметь проектно-технологическую документацию, оформленную в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ней при осуществлении туристской деятельности по внутреннему туризму; в случае непосредственного оказания услуг, входящих в тур, выполнять требования по обеспечению безопасности туристов в соответствии с законодательством <14>.
(Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)Так, результатом формирования туристского продукта (тура) по внутреннему туризму в Свердловской области являются проектно-технологические документы: программа обслуживания и технологическая карта туристского маршрута путешествия. В свою очередь, при осуществлении деятельности в сфере въездного туризма в Свердловской области туроператор и турагент обязаны иметь проектно-технологическую документацию, оформленную в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ней при осуществлении туристской деятельности по внутреннему туризму; в случае непосредственного оказания услуг, входящих в тур, выполнять требования по обеспечению безопасности туристов в соответствии с законодательством <14>.