Объем муниципального долга

Подборка наиболее важных документов по запросу Объем муниципального долга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Современные проблемы правового регулирования муниципального долга
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)
Необходимость обеспечения устойчивости бюджетной системы явилась причиной принятия в 2019 г. поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования правового регулирования муниципальных заимствований. Законодательные новеллы предусматривают два основных механизма улучшения системы управления муниципальным долгом. Во-первых, речь идет об инструменте оценки долговой устойчивости муниципального образования. Такая оценка производится финансовым органом субъекта РФ. Одним из основных показателей долговой устойчивости, исходя из толкования ст. 107.1 БК РФ, следует признать долю краткосрочных обязательств в общем объеме долга. По результатам оценки муниципальное образование подлежит отнесению к одной из групп заемщиков: с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. В зависимости от группы варьируется степень регуляторного воздействия. Так, муниципальные образования с низким и средним уровнем долговой устойчивости обязаны предоставлять в финансовый орган субъекта РФ программу муниципальных внутренних и внешних заимствований и иные документы, предусмотренные статьей 107.1 БК РФ. Следует положительно оценить данную новеллу, так как она соответствует требованиям риск-ориентированного подхода к управлению публичными финансами, устанавливая взаимосвязь между степенью регуляторного воздействия и уровнем долговой устойчивости муниципального образования.
Статья: К вопросу о соразмерности финансовых ресурсов органов местного самоуправления их полномочиям (на примере Ульяновской области)
(Окутина Н.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)
Приведем ряд показателей, свидетельствующих об этом. В частности, в 2019 г. в Ульяновской области объем доходной части местных бюджетов достиг порядка 25 млрд рублей, из которых почти половина - доходы городских округов, более четверти - муниципальных районов и менее 10% приходится на долю городских и сельских поселений. Немаловажным является и то, что в сравнении с показателями 2018 г. объем доходов местных бюджетов сократился более чем на 280 млн рублей. Общероссийские показатели отражают общую картину возрастающего с каждым годом дефицита бюджетов муниципальных образований. В масштабах страны общий объем долговых обязательств муниципалитетов на 1 января 2020 г. определен в размере 380 млрд рублей. Анализ состояния уровня муниципального долга в Ульяновске свидетельствует о его ежегодном росте. По данным на 1 декабря 2019 г., он составлял 3,6 млрд рублей, на 1 декабря 2020 г. - 3,8 млрд рублей, на 1 декабря 2021 г. данный показатель уже превысил 4 млрд рублей.

Нормативные акты

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
Статья 111. Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Указанная ответственность гаранта по своему объему носит неопределенный характер. Условие о недопустимости принятия публично-правовым образованием обязательств по гарантии в неопределенном объеме следует из положений БК РФ о включении обязательств по предоставленным государственным (муниципальным) гарантиям в объем государственного (муниципального) долга (пункт 4 статьи 98, пункт 4 статьи 99, пункт 4 статьи 100 БК РФ), что предполагает обязательность установления максимального предела ответственности гаранта в твердой сумме.