Объекты гчп
Подборка наиболее важных документов по запросу Объекты гчп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 "Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое ГЧП (МЧП) и как его реализуют
(КонсультантПлюс, 2025)3. Каковы элементы, объекты, существенные условия (в том числе срок действия) соглашения о ГЧП (МЧП)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Каковы элементы, объекты, существенные условия (в том числе срок действия) соглашения о ГЧП (МЧП)
Статья: Объекты социальной сферы в государственно-частном партнерстве в Российской Федерации
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 7. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 7. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Объекты ГЧП-соглашений <27> - это специфический актив, поскольку экономическая ценность (рыночная стоимость) таких объектов ниже их ценности для сторон ГЧП-соглашений <28>, следовательно, ГЧП-соглашения должны поддерживаться гарантиями возвратности инвестиций <29>. Публично-правовые образования вправе исполнять собственные обязательства исключительно за счет средств бюджета <30>, однако срок ГЧП-соглашений превышает срок бюджетного планирования. В связи с этим необходимо обеспечить наиболее надежные гарантии включения расходов на исполнение обязательств, возникших на основании ранее заключенных ГЧП-соглашений, в бюджет очередного финансового года.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Объекты ГЧП-соглашений <27> - это специфический актив, поскольку экономическая ценность (рыночная стоимость) таких объектов ниже их ценности для сторон ГЧП-соглашений <28>, следовательно, ГЧП-соглашения должны поддерживаться гарантиями возвратности инвестиций <29>. Публично-правовые образования вправе исполнять собственные обязательства исключительно за счет средств бюджета <30>, однако срок ГЧП-соглашений превышает срок бюджетного планирования. В связи с этим необходимо обеспечить наиболее надежные гарантии включения расходов на исполнение обязательств, возникших на основании ранее заключенных ГЧП-соглашений, в бюджет очередного финансового года.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Отметим, что аналогичным образом возможно использование механизмов ГЧП в отношении объектов инфраструктуры, обязанность по созданию которых отнесена к публичному субъекту в рамках договора о КРТ. В таком случае, надо полагать, при исполнении данной обязанности публично-правовое образование также вправе использовать всю полноту имеющегося у него публично-правового инструментария. В этом смысле исполнение обязанности по созданию инфраструктуры, лежащей на публичном субъекте по договору о КРТ, не имеет отличий от самостоятельной реализации решения о КРТ. Нужно отметить, что в таком случае лицо, реализующее договор о КРТ, и лицо, реализующее концессионное соглашение или соглашение о государственном (муниципальном) частном партнерстве, могут быть разными. При этом лицо, реализующее договор о КРТ, в общем порядке может участвовать в конкурсе на право заключения соответствующего соглашения, тем самым может принять участие в исполнении обязанности публичного субъекта по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Отметим, что аналогичным образом возможно использование механизмов ГЧП в отношении объектов инфраструктуры, обязанность по созданию которых отнесена к публичному субъекту в рамках договора о КРТ. В таком случае, надо полагать, при исполнении данной обязанности публично-правовое образование также вправе использовать всю полноту имеющегося у него публично-правового инструментария. В этом смысле исполнение обязанности по созданию инфраструктуры, лежащей на публичном субъекте по договору о КРТ, не имеет отличий от самостоятельной реализации решения о КРТ. Нужно отметить, что в таком случае лицо, реализующее договор о КРТ, и лицо, реализующее концессионное соглашение или соглашение о государственном (муниципальном) частном партнерстве, могут быть разными. При этом лицо, реализующее договор о КРТ, в общем порядке может участвовать в конкурсе на право заключения соответствующего соглашения, тем самым может принять участие в исполнении обязанности публичного субъекта по созданию инфраструктуры в рамках договора о КРТ.
Статья: Понятие и правовые формы экономической солидарности в предпринимательском праве
(Ситдикова Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Развивая идею об экономическом сотрудничестве, следует рассмотреть сотрудничество частного и публичного интереса, которое может проявляться в государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП). ГЧП, по мнению автора, можно рассматривать как проявление солидарности между государством и предпринимательством. Легальное определение ГЧП дается в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <19> и звучит так: "юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве...". Экономический интерес государства в ГЧП объясняется тем, что бизнес путем привлечения инвестиций развивает те направления, в которых государству требуется поддержка частного сектора (например, из-за дефицита бюджета или специфики определенной территории). Кроме того, зачастую инфраструктурные проекты, реализацией которых государство занимается самостоятельно, испытывают ряд трудностей: срыв сроков реализации и многократное увеличение стоимости проекта, что "не только увеличивает нагрузку на бюджетную систему, но и создает определенную социальную напряженность и негативно отражается на имидже органов государственной власти" <20>. При этом объектом ГЧП может быть не только инфраструктура. Например, в рамках ГЧП было локализовано производство лекарственных препаратов и детского питания. Так, бенефициарами экономической солидарности в форме партнерства государства и предпринимательства являются не только участники ГЧП, но и рядовые граждане, пользующиеся благами сотрудничества.
(Ситдикова Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Развивая идею об экономическом сотрудничестве, следует рассмотреть сотрудничество частного и публичного интереса, которое может проявляться в государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП). ГЧП, по мнению автора, можно рассматривать как проявление солидарности между государством и предпринимательством. Легальное определение ГЧП дается в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <19> и звучит так: "юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве...". Экономический интерес государства в ГЧП объясняется тем, что бизнес путем привлечения инвестиций развивает те направления, в которых государству требуется поддержка частного сектора (например, из-за дефицита бюджета или специфики определенной территории). Кроме того, зачастую инфраструктурные проекты, реализацией которых государство занимается самостоятельно, испытывают ряд трудностей: срыв сроков реализации и многократное увеличение стоимости проекта, что "не только увеличивает нагрузку на бюджетную систему, но и создает определенную социальную напряженность и негативно отражается на имидже органов государственной власти" <20>. При этом объектом ГЧП может быть не только инфраструктура. Например, в рамках ГЧП было локализовано производство лекарственных препаратов и детского питания. Так, бенефициарами экономической солидарности в форме партнерства государства и предпринимательства являются не только участники ГЧП, но и рядовые граждане, пользующиеся благами сотрудничества.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)8.2. К вопросу об отдельных особенностях правового режима
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)8.2. К вопросу об отдельных особенностях правового режима
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В России есть также и регулирование, связанное с ГЧП. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные проекты Российской Федерации" одним из видов объектов государственно-частного партнерства являются информационные технологии, которые подразумевают под собой программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы либо их совокупность [332]. Соответственно, в данное понятие включены технологии ИИ, в отношение которых может быть заключено соглашение государственно-частного партнерства или договор концессии, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования таких объектов информационных технологий. При этом отсутствуют комплексные правовые механизмы, учитывающие специфику и особенности применения технологий ИИ в различных инфраструктурных сферах [333].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В России есть также и регулирование, связанное с ГЧП. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные проекты Российской Федерации" одним из видов объектов государственно-частного партнерства являются информационные технологии, которые подразумевают под собой программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы либо их совокупность [332]. Соответственно, в данное понятие включены технологии ИИ, в отношение которых может быть заключено соглашение государственно-частного партнерства или договор концессии, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования таких объектов информационных технологий. При этом отсутствуют комплексные правовые механизмы, учитывающие специфику и особенности применения технологий ИИ в различных инфраструктурных сферах [333].
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2008 N 393 "О заключении соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2008 N 393 "О заключении соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково".
Статья: К вопросу об уплате взносов на капитальный ремонт при концессии нежилого помещения в составе многоквартирного дома
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Объектами государственно-частного партнерства в социальной сфере могут быть нежилые помещения в составе многоквартирного дома (далее - МКД), передаваемые концессионеру для реконструкции и дальнейшей эксплуатации, в частности в медицинских целях.
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Объектами государственно-частного партнерства в социальной сфере могут быть нежилые помещения в составе многоквартирного дома (далее - МКД), передаваемые концессионеру для реконструкции и дальнейшей эксплуатации, в частности в медицинских целях.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)а) проект предусматривает создание нового производства, расширение или модернизацию имеющихся производственных мощностей, строительство мощностей иных этапов производственного цикла (передела) на базе существующего производственного комплекса действующего предприятия или реконструкцию либо создание новых социально ориентированных (образование, медицина, культура, туризм, спорт, переработка ТКО) объектов или объектов инфраструктуры, в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства;
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)а) проект предусматривает создание нового производства, расширение или модернизацию имеющихся производственных мощностей, строительство мощностей иных этапов производственного цикла (передела) на базе существующего производственного комплекса действующего предприятия или реконструкцию либо создание новых социально ориентированных (образование, медицина, культура, туризм, спорт, переработка ТКО) объектов или объектов инфраструктуры, в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства;