Объект экономической концентрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект экономической концентрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)3.1. Объект государственного контроля за экономической
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)3.1. Объект государственного контроля за экономической
Статья: К вопросу о реализации антимонопольного регулирования и контроля за экономической концентрацией в высокотехнологичном секторе в новых условиях развития цифровых технологий
(Гриб В.В., Егорова М.А.)
("Юрист", 2025, N 2)Ответом на совершение сделок с невысокой балансовой стоимостью активов, но имеющих ценность для приобретающего такие технологии бизнеса стал "пятый антимонопольный пакет", которым был дополнен перечень критериев для подпадания сделки под контроль за экономической концентрацией - в виде цены сделки, эффективность применения которого не всеми оценивается позитивно <11>. Мы бы хотели отметить тот факт, что с внесением в закон нового критерия законодатель никак не уточнил, каким образом эта цена должна определяться - договором сторон или по результатам рыночной оценки актива независимым оценщиком. И если имеется в виду последнее, то эта оценка должна касаться именно актива, в котором заинтересован субъект экономической концентрации без корректировок на задолженность объекта экономической концентрации перед кредиторами, например банками, и иных параметров актива, которые могут влиять на его стоимость, занижая его выкупную цену. Представляется, что для обеспечения правовой определенности законодателю или антимонопольному органу необходимо дать явно выраженный ответ на указанный вопрос, принимая при этом во внимание, что возложение на компании, особенно применительно к внутригрупповым сделкам, проведения независимой оценки стоимости активов, для включения этой цены в договор, является серьезным обременением и усложнением операционной деятельности компаний.
(Гриб В.В., Егорова М.А.)
("Юрист", 2025, N 2)Ответом на совершение сделок с невысокой балансовой стоимостью активов, но имеющих ценность для приобретающего такие технологии бизнеса стал "пятый антимонопольный пакет", которым был дополнен перечень критериев для подпадания сделки под контроль за экономической концентрацией - в виде цены сделки, эффективность применения которого не всеми оценивается позитивно <11>. Мы бы хотели отметить тот факт, что с внесением в закон нового критерия законодатель никак не уточнил, каким образом эта цена должна определяться - договором сторон или по результатам рыночной оценки актива независимым оценщиком. И если имеется в виду последнее, то эта оценка должна касаться именно актива, в котором заинтересован субъект экономической концентрации без корректировок на задолженность объекта экономической концентрации перед кредиторами, например банками, и иных параметров актива, которые могут влиять на его стоимость, занижая его выкупную цену. Представляется, что для обеспечения правовой определенности законодателю или антимонопольному органу необходимо дать явно выраженный ответ на указанный вопрос, принимая при этом во внимание, что возложение на компании, особенно применительно к внутригрупповым сделкам, проведения независимой оценки стоимости активов, для включения этой цены в договор, является серьезным обременением и усложнением операционной деятельности компаний.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)22) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, - лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)22) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, - лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, и лица, являющегося объектом экономической концентрации (в данном случае - АО), и его группы лиц превышает 7 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 400 млн руб. либо
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, и лица, являющегося объектом экономической концентрации (в данном случае - АО), и его группы лиц превышает 7 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 400 млн руб. либо
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией1) суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд руб. или их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. При этом в обоих случаях суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 800 млн руб.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В связи с этим можно обратить внимание на проблему установления в законодательстве абсолютных экономических показателей, которые предопределяют правовые последствия. Поскольку данные показатели не обусловлены общим состоянием экономики страны, а изменяются весьма произвольно в ручном режиме, могут возникать проблемы адекватности правового регулирования. В качестве примера можно привести экономические показатели, при достижении которых лица обязаны предварительно согласовать с антимонопольным органом сделки и иные действия, которые являются объектом экономической концентрации (см. гл. 7 Закона о защите конкуренции <1>).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)В связи с этим можно обратить внимание на проблему установления в законодательстве абсолютных экономических показателей, которые предопределяют правовые последствия. Поскольку данные показатели не обусловлены общим состоянием экономики страны, а изменяются весьма произвольно в ручном режиме, могут возникать проблемы адекватности правового регулирования. В качестве примера можно привести экономические показатели, при достижении которых лица обязаны предварительно согласовать с антимонопольным органом сделки и иные действия, которые являются объектом экономической концентрации (см. гл. 7 Закона о защите конкуренции <1>).
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерного общества в форме присоединения- нотариально заверенные копии учредительных документов лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на дату представления ходатайства либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими документами не располагает;
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерных обществ в форме слияния- нотариально заверенные копии учредительных документов лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на дату представления ходатайства либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими документами не располагает;
Статья: Пятый антимонопольный пакет: научно-практический комментарий новелл
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)"В случае если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации (таргетом), и его группы лиц превышает восемьсот миллионов рублей ЛИБО цена сделки превышает 7 миллиардов рублей (выделено нами. - С.С., А.М.), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом..."
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)"В случае если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации (таргетом), и его группы лиц превышает восемьсот миллионов рублей ЛИБО цена сделки превышает 7 миллиардов рублей (выделено нами. - С.С., А.М.), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом..."
Статья: Государственный контроль за внутригрупповыми сделками с активами стратегического хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)- если заявителем выступает иностранный инвестор, а объект экономической концентрации осуществляет виды деятельности, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) <3>. При этом сделки, для осуществления которых необходимо получать предварительное согласие, поименованы в ст. 7 названного Закона;
(Мазуренко В.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)- если заявителем выступает иностранный инвестор, а объект экономической концентрации осуществляет виды деятельности, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) <3>. При этом сделки, для осуществления которых необходимо получать предварительное согласие, поименованы в ст. 7 названного Закона;
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Такому контролю подлежат не все сделки, планируемые к совершению участниками рынка, а лишь те, которые признаются Законом о защите конкуренции (п. 21 ст. 4) экономической концентрацией, под которой понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. При этом объектом экономической концентрации признается лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются (п. 22 ст. 4 указанного Закона). В данной связи не представляется возможным согласиться с утверждением М.А. Егоровой о том, что российским антимонопольным законодательством не предусмотрено понятие "экономическая концентрация" [7, с 656].
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Такому контролю подлежат не все сделки, планируемые к совершению участниками рынка, а лишь те, которые признаются Законом о защите конкуренции (п. 21 ст. 4) экономической концентрацией, под которой понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. При этом объектом экономической концентрации признается лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются (п. 22 ст. 4 указанного Закона). В данной связи не представляется возможным согласиться с утверждением М.А. Егоровой о том, что российским антимонопольным законодательством не предусмотрено понятие "экономическая концентрация" [7, с 656].
Статья: Доминирующее положение как признак стратегического значения хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Вместе с тем если в случае с российскими хозяйственными обществами в лице приобретателя и объекта экономической концентрации не требуется установление других негативных последствий для экономики, нежели чем влияние сделки на состояние конкуренции, то в случае с привлечением иностранных инвестиций в российские хозяйственные общества предусмотрен ряд ограничений, связанных с наличием в российской юрисдикции таких понятий, как "стратегические отрасли" или "хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Вместе с тем если в случае с российскими хозяйственными обществами в лице приобретателя и объекта экономической концентрации не требуется установление других негативных последствий для экономики, нежели чем влияние сделки на состояние конкуренции, то в случае с привлечением иностранных инвестиций в российские хозяйственные общества предусмотрен ряд ограничений, связанных с наличием в российской юрисдикции таких понятий, как "стратегические отрасли" или "хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В настоящее время активно обсуждается применение кластерного подхода к развитию сельского хозяйства. На заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ было указано на необходимость формирования зон по поддержке определенных видов сельского хозяйства и создания территориальных агропромышленных кластеров для обеспечения развития перерабатывающей промышленности. Выделение средств из федерального бюджета было предложено осуществлять на инвестиционные проекты, направленные на создание оптово-логистических центров, территориально-отраслевых кластеров с учетом климатических, социальных и экономических особенностей региона <1>. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ отмечается, что кластерная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых муниципальными и государственными органами власти, включающих меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы и информационную поддержку. При этом под кластером понимается группа взаимосвязанных экономических объектов, территориальная концентрация которых обеспечивает кластерным предприятиям преимущества по сравнению с иными организациями <2>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В настоящее время активно обсуждается применение кластерного подхода к развитию сельского хозяйства. На заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ было указано на необходимость формирования зон по поддержке определенных видов сельского хозяйства и создания территориальных агропромышленных кластеров для обеспечения развития перерабатывающей промышленности. Выделение средств из федерального бюджета было предложено осуществлять на инвестиционные проекты, направленные на создание оптово-логистических центров, территориально-отраслевых кластеров с учетом климатических, социальных и экономических особенностей региона <1>. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ отмечается, что кластерная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых муниципальными и государственными органами власти, включающих меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы и информационную поддержку. При этом под кластером понимается группа взаимосвязанных экономических объектов, территориальная концентрация которых обеспечивает кластерным предприятиям преимущества по сравнению с иными организациями <2>.