Об исполнительном производстве 1997
Подборка наиболее важных документов по запросу Об исполнительном производстве 1997 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 120 "Прекращение алиментных обязательств" СК РФ"Так, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в "Ответах на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов", утвержденных Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005 года, согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается в случае истечения установленного законом срока для данного вида взыскания. Как следует из пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание сумм алиментов в судебном порядке прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Таким образом, при наступлении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание алиментов не производится. Вместе с тем исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа (подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Следовательно, прекращение исполнительного производства по выплате алиментов при наступлении условий, определенных в пункте 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, но при наличии задолженности неправомерно.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Задачи исполнительного производства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Отменяя решение районного суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в неосуществлении мер по розыску транспортного средства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 36, 64, 65 Закона об исполнительном производстве, статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", обосновал свой вывод тем, что в материалах исполнительного производства имеется постановление судебного пристава-исполнителя от 17 июня 2022 года об исполнительном розыске транспортного средства, однако, несмотря на то, что местонахождение транспортного средства при выходе по месту жительства должника не установлено, задолженность по исполнительному производству не погашена, должных мер, направленных на розыск транспортного средства должника, судебным приставом-исполнителем не принято, что свидетельствует о допущенном им незаконном бездействии, нарушающем права административного истца, как взыскателя по исполнительному производству."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Ранее существовал внебюджетный фонд развития исполнительного производства, который был создан в соответствии с действовавшим в тот период Законом об исполнительном производстве 1997 г. и был предназначен для финансирования развития исполнительного производства. Средства из него направлялись как на совершение отдельных исполнительных действий, так и на выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям. Внебюджетный фонд развития исполнительного производства упразднен в 2004 г. с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. Споры о целесообразности его упразднения и возможности возврата ведутся по настоящее время.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Ранее существовал внебюджетный фонд развития исполнительного производства, который был создан в соответствии с действовавшим в тот период Законом об исполнительном производстве 1997 г. и был предназначен для финансирования развития исполнительного производства. Средства из него направлялись как на совершение отдельных исполнительных действий, так и на выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям. Внебюджетный фонд развития исполнительного производства упразднен в 2004 г. с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. Споры о целесообразности его упразднения и возможности возврата ведутся по настоящее время.
Статья: О предмете и методе правового регулирования и самостоятельности исполнительного права сквозь призму общетеоретических исследований и взглядов А.Т. Боннера: новый виток дискуссии
(Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Идеи А.Т. Боннера, А.К. Сергун активно поддерживает и развивает Е.Г. Стрельцова, обратившаяся к научной общественности с призывом еще раз обдумать вопрос: нужно ли сохранить отделенное от процесса исполнительное производство или включить в процессуальный кодекс нормы, регулирующие принудительное исполнение? Названный автор идет дальше, четко формулирует свою позицию и предлагает вернуть в компетенцию суда фактически право осуществления текущего (повседневного) контроля за ходом и результатом исполнения, поскольку иное решение вопроса, утверждает она, "уничтожает силу судебной власти" <80>, мотивируя это тем, что суды якобы после реформы исполнительного производства 1997 г. изменили отношение к контролю за постановленным решением, отказываются разъяснять действия, которые должен совершать судебный пристав при осуществлении взыскания, а также иногда оставляют без рассмотрения заявления или отказывают в замене правопреемника. Не отрицая отдельных имеющихся негативных фактов в деятельности судов, которые перечисляет Е.Г. Стрельцова, вряд ли можно согласиться с ее радикальным предложением о возвращении к модели судебного пристава как "подсобного судебного органа", в соответствии с которой "функцией судебного пристава в исполнительном производстве будет осуществление указаний суда и распоряжений взыскателя" <81>.
(Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Идеи А.Т. Боннера, А.К. Сергун активно поддерживает и развивает Е.Г. Стрельцова, обратившаяся к научной общественности с призывом еще раз обдумать вопрос: нужно ли сохранить отделенное от процесса исполнительное производство или включить в процессуальный кодекс нормы, регулирующие принудительное исполнение? Названный автор идет дальше, четко формулирует свою позицию и предлагает вернуть в компетенцию суда фактически право осуществления текущего (повседневного) контроля за ходом и результатом исполнения, поскольку иное решение вопроса, утверждает она, "уничтожает силу судебной власти" <80>, мотивируя это тем, что суды якобы после реформы исполнительного производства 1997 г. изменили отношение к контролю за постановленным решением, отказываются разъяснять действия, которые должен совершать судебный пристав при осуществлении взыскания, а также иногда оставляют без рассмотрения заявления или отказывают в замене правопреемника. Не отрицая отдельных имеющихся негативных фактов в деятельности судов, которые перечисляет Е.Г. Стрельцова, вряд ли можно согласиться с ее радикальным предложением о возвращении к модели судебного пристава как "подсобного судебного органа", в соответствии с которой "функцией судебного пристава в исполнительном производстве будет осуществление указаний суда и распоряжений взыскателя" <81>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1) Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591);
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1) Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591);
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006)
(Извлечение)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006)
(Извлечение)В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве" (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.
Статья: Как трактуются нормы законодательства с использованием союза "а также"
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Отметим, что и у компаний, и у судов иногда возникают трудности с пониманием норм, где используется союз "а также". Так, Верховный Суд РФ в Определении от 13.01.2003 N 14-Г02-35 разъяснил, как следует трактовать положения ст. 59 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", в которой использован союз "а также". Согласно этой норме арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в следующей очередности:
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Отметим, что и у компаний, и у судов иногда возникают трудности с пониманием норм, где используется союз "а также". Так, Верховный Суд РФ в Определении от 13.01.2003 N 14-Г02-35 разъяснил, как следует трактовать положения ст. 59 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", в которой использован союз "а также". Согласно этой норме арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в следующей очередности:
Статья: Разъяснение арбитражного решения
(Габов А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> До принятия ГПК РФ законодатель обратился к вопросам разъяснения судебного акта в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591 (в настоящее время утратил силу). Подход, реализованный в указанной норме, может быть описан следующим образом:
(Габов А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<7> До принятия ГПК РФ законодатель обратился к вопросам разъяснения судебного акта в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591 (в настоящее время утратил силу). Подход, реализованный в указанной норме, может быть описан следующим образом:
Статья: Становление и развитие системы принудительного исполнения
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Законодательство об исполнительном производстве 1997 г. впервые закрепило общий порядок исполнения исполнительных документов в отношении должников-организаций, ввело понятие очередности обращения взыскания на имущество. После вступления в силу Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФЗИП вводит порядок работы с должниками - юридическими лицами в случаях обращения взыскания на имущество третьей очереди, налоговые органы во взаимодействии с судебными исполнителями выявляют неплатежеспособные предприятия, своевременно инициируя процедуру банкротства. Одновременно был установлен механизм исполнения в отношении организаций, находящихся в стадии реорганизации или ликвидации.
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Законодательство об исполнительном производстве 1997 г. впервые закрепило общий порядок исполнения исполнительных документов в отношении должников-организаций, ввело понятие очередности обращения взыскания на имущество. После вступления в силу Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФЗИП вводит порядок работы с должниками - юридическими лицами в случаях обращения взыскания на имущество третьей очереди, налоговые органы во взаимодействии с судебными исполнителями выявляют неплатежеспособные предприятия, своевременно инициируя процедуру банкротства. Одновременно был установлен механизм исполнения в отношении организаций, находящихся в стадии реорганизации или ликвидации.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Комментируемая статья определяет круг лиц, участвующих в исполнительном производстве (разумеется, иных, нежели СПИ и другие должностные лица ССП), в зависимости от их статуса в исполнительном производстве. Закон 1997 г. об исполнительном производстве подобной статьи не содержал, его гл. II "Лица, участвующие в исполнительном производстве" открывала статья 29, посвященная сторонам исполнительного производства. Наряду с прочим комментируемая статья решает юридико-техническую задачу обозначения в комментируемом Законе понятием "лица, участвующие в исполнительном производстве" тех лиц, которые в данной статье перечислены.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Комментируемая статья определяет круг лиц, участвующих в исполнительном производстве (разумеется, иных, нежели СПИ и другие должностные лица ССП), в зависимости от их статуса в исполнительном производстве. Закон 1997 г. об исполнительном производстве подобной статьи не содержал, его гл. II "Лица, участвующие в исполнительном производстве" открывала статья 29, посвященная сторонам исполнительного производства. Наряду с прочим комментируемая статья решает юридико-техническую задачу обозначения в комментируемом Законе понятием "лица, участвующие в исполнительном производстве" тех лиц, которые в данной статье перечислены.
Статья: Цифровой цивилистический процесс: взгляд в будущее
(Загидуллин М.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)<18> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591 (утратил силу).
(Загидуллин М.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)<18> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591 (утратил силу).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законодательство об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Закона об исполнительном производстве", ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" <1> и иных федеральных законах, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст. 3 Закона об исполнительном производстве). К числу "иных федеральных законов" относится также Закон о банкротстве, которым установлено, что судебные акты по делам о банкротстве подлежат исполнению арбитражными управляющими в соответствии с Законом о банкротстве в рамках процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве. Исполнительное производство, регламентируемое нормами Закона об исполнительном производстве, соответственно, приостанавливается (на основании определения суда о возбуждении дела о банкротстве) или прекращается (на основании решения суда о признании должника банкротом).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законодательство об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Закона об исполнительном производстве", ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" <1> и иных федеральных законах, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ст. 3 Закона об исполнительном производстве). К числу "иных федеральных законов" относится также Закон о банкротстве, которым установлено, что судебные акты по делам о банкротстве подлежат исполнению арбитражными управляющими в соответствии с Законом о банкротстве в рамках процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве. Исполнительное производство, регламентируемое нормами Закона об исполнительном производстве, соответственно, приостанавливается (на основании определения суда о возбуждении дела о банкротстве) или прекращается (на основании решения суда о признании должника банкротом).