Об административно-территориальном устройстве Белгородской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Об административно-территориальном устройстве Белгородской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)3. Закон Белгородской области от 15.12.2008 N 248 (ред. от 07.11.2017) "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области".
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)3. Закон Белгородской области от 15.12.2008 N 248 (ред. от 07.11.2017) "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области".
"Территория в публичном праве"
(Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)В Законе Белгородской области от 15 декабря 2008 г. N 248 "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области" используется два разных термина: "административно-территориальные единицы Белгородской области" и "административно-территориальные единицы муниципального образования". Административно-территориальные единицы Белгородской области - части ее территории, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти и иных государственных органов Белгородской области. Кроме того, в их границах осуществляются функции федеральных органов государственной власти, выполняется кадастровое деление территории РФ, уточняется юрисдикция районных судов, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц. Административно-территориальные единицы муниципального образования - части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования согласно структуре администрации соответствующего муниципального образования.
(Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)В Законе Белгородской области от 15 декабря 2008 г. N 248 "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области" используется два разных термина: "административно-территориальные единицы Белгородской области" и "административно-территориальные единицы муниципального образования". Административно-территориальные единицы Белгородской области - части ее территории, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти и иных государственных органов Белгородской области. Кроме того, в их границах осуществляются функции федеральных органов государственной власти, выполняется кадастровое деление территории РФ, уточняется юрисдикция районных судов, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц. Административно-территориальные единицы муниципального образования - части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования согласно структуре администрации соответствующего муниципального образования.
Нормативные акты
"Изменение 529/2025 ОКАТО Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95"
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 04.06.2025 N 522-ст)Первый раздел "Объекты административно-территориального
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 04.06.2025 N 522-ст)Первый раздел "Объекты административно-территориального
Статья: Правовое регулирование территориального развития СССР в период Великой Отечественной войны
(Чертков А.Н.)
("Журнал российского права", 2010, N 5)Данная тенденция продолжилась в послевоенные годы: в 50-х гг. XX в. в РСФСР в целях повышения эффективности управления развитием агропромышленного комплекса были выделены Белгородская и Липецкая области. Создавались и иные области, выделение которых, однако, не дало социально-экономического эффекта, и они были упразднены (в частности, Арзамасская и Балашовская области).
(Чертков А.Н.)
("Журнал российского права", 2010, N 5)Данная тенденция продолжилась в послевоенные годы: в 50-х гг. XX в. в РСФСР в целях повышения эффективности управления развитием агропромышленного комплекса были выделены Белгородская и Липецкая области. Создавались и иные области, выделение которых, однако, не дало социально-экономического эффекта, и они были упразднены (в частности, Арзамасская и Балашовская области).
Статья: О гарантиях участия представительных органов муниципальных образований в законодательном процессе субъекта РФ
(Курманов М.М., Хасанов М.Х.)
("Журнал российского права", 2005, N 8)Обратимся к практике. В Ростовской области и Ставропольском крае предусмотрено направление в представительные органы местного самоуправления законопроектов, затрагивающих интересы местного самоуправления. А в Законе Костромской области "О законодательном процессе в Костромской области" закреплено предписание, в соответствии с которым проекты законов по вопросам, затрагивающим интересы муниципальных образований, регулирующие межбюджетные отношения, изменяющие границы муниципальных образований, административно-территориальное устройство, не позднее одного месяца до дня рассмотрения областной Думой по решению Совета областной Думы должны направляться в представительные органы местного самоуправления для обсуждения. В Белгородской области законопроект, включенный в проект повестки дня очередного заседания областной Думы, направляется представительным органам местного самоуправления и главам муниципальных образований. Соответственно, можно сделать вывод, что в законодательстве субъектов РФ случаи обязательного направления проектов законов субъектов РФ в представительные органы муниципальных образований единичны.
(Курманов М.М., Хасанов М.Х.)
("Журнал российского права", 2005, N 8)Обратимся к практике. В Ростовской области и Ставропольском крае предусмотрено направление в представительные органы местного самоуправления законопроектов, затрагивающих интересы местного самоуправления. А в Законе Костромской области "О законодательном процессе в Костромской области" закреплено предписание, в соответствии с которым проекты законов по вопросам, затрагивающим интересы муниципальных образований, регулирующие межбюджетные отношения, изменяющие границы муниципальных образований, административно-территориальное устройство, не позднее одного месяца до дня рассмотрения областной Думой по решению Совета областной Думы должны направляться в представительные органы местного самоуправления для обсуждения. В Белгородской области законопроект, включенный в проект повестки дня очередного заседания областной Думы, направляется представительным органам местного самоуправления и главам муниципальных образований. Соответственно, можно сделать вывод, что в законодательстве субъектов РФ случаи обязательного направления проектов законов субъектов РФ в представительные органы муниципальных образований единичны.
Статья: Вопросы методологии конституционно-правовых исследований
(Шарнина Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 4)В Белгородской области выделяется административно-территориальное устройство Белгородской области и административно-территориальное устройство муниципальных образований Белгородской области. Административно-территориальные единицы Белгородской области - это части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц. Административно-территориальные единицы муниципального образования - это части территории муниципального образования, в пределах которых функционируют территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой его администрации <3>. При этом подходе наряду с административно-территориальным делением существует муниципально-территориальное деление. Каждый вид территориального деления устанавливает территориальные пределы юрисдикции для разных органов власти. При этом, однако, не исключено совпадение границ административно-территориальных единиц области с границами муниципальных образований.
(Шарнина Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 4)В Белгородской области выделяется административно-территориальное устройство Белгородской области и административно-территориальное устройство муниципальных образований Белгородской области. Административно-территориальные единицы Белгородской области - это части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц. Административно-территориальные единицы муниципального образования - это части территории муниципального образования, в пределах которых функционируют территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой его администрации <3>. При этом подходе наряду с административно-территориальным делением существует муниципально-территориальное деление. Каждый вид территориального деления устанавливает территориальные пределы юрисдикции для разных органов власти. При этом, однако, не исключено совпадение границ административно-территориальных единиц области с границами муниципальных образований.
Статья: Реформа территориальной организации местного самоуправления в регионах Центрального федерального округа
(Колпаков Н.В.)
("Право и политика", 2006, N 12)При детальном анализе сложившейся территориальной организации местного самоуправления обращает на себя внимание ряд явлений, связанных с нерациональным административно-территориальным устройством и нерациональной территориальной организацией местного самоуправления, который можно условно охарактеризовать как территориальные аномалии. Проблема аномальных явлений в административно-территориальном устройстве и территориальной организации местного самоуправления представляется практически неисследованной. Не имея возможности в рамках данной работы сформулировать и обосновать критерии аномальности муниципальных образований, остановимся лишь на некоторых из них.
(Колпаков Н.В.)
("Право и политика", 2006, N 12)При детальном анализе сложившейся территориальной организации местного самоуправления обращает на себя внимание ряд явлений, связанных с нерациональным административно-территориальным устройством и нерациональной территориальной организацией местного самоуправления, который можно условно охарактеризовать как территориальные аномалии. Проблема аномальных явлений в административно-территориальном устройстве и территориальной организации местного самоуправления представляется практически неисследованной. Не имея возможности в рамках данной работы сформулировать и обосновать критерии аномальности муниципальных образований, остановимся лишь на некоторых из них.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Данная норма связывает территориальное устройство муниципальных образований в субъекте РФ и административно-территориальное устройство субъектов РФ, хотя в целом, исходя из Конституции РФ, а также системного анализа норм Закона, можно сделать вывод о независимости муниципального и административно-территориального устройства. Данной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ (см. Постановление от 3 ноября 1997 г. N 15-П). В Определении от 15 мая 2007 г. N 406-О-П Конституционный Суд РФ отметил, что устанавливаемое субъектом РФ правовое регулирование его административно-территориального устройства не может подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления. Таким образом, в целом определенная независимость муниципально-территориального и административно-территориального устройства позволяет формировать территорию муниципального образования без установления условий со стороны соответствующего субъекта РФ. Однако в случае с комментируемой нормой жесткая привязка муниципально-территориального и административно-территориального устройства вызвана тем, что одна и та же территория (городского округа) является одновременно и муниципальным образованием, и административно-территориальной единицей.
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Данная норма связывает территориальное устройство муниципальных образований в субъекте РФ и административно-территориальное устройство субъектов РФ, хотя в целом, исходя из Конституции РФ, а также системного анализа норм Закона, можно сделать вывод о независимости муниципального и административно-территориального устройства. Данной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ (см. Постановление от 3 ноября 1997 г. N 15-П). В Определении от 15 мая 2007 г. N 406-О-П Конституционный Суд РФ отметил, что устанавливаемое субъектом РФ правовое регулирование его административно-территориального устройства не может подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления. Таким образом, в целом определенная независимость муниципально-территориального и административно-территориального устройства позволяет формировать территорию муниципального образования без установления условий со стороны соответствующего субъекта РФ. Однако в случае с комментируемой нормой жесткая привязка муниципально-территориального и административно-территориального устройства вызвана тем, что одна и та же территория (городского округа) является одновременно и муниципальным образованием, и административно-территориальной единицей.
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)В федеративном государстве, где субъекты являются его органической составной частью, в основных законах субъектов должен быть определен их конституционно-правовой статус. Это, например, раздел III Конституции Адыгеи - "О государстве"; гл. 3 Конституции Бурятии - "Государственно-правовой статус Республики Бурятия"; гл. 3 Конституции Кабардино-Балкарии - "Государственное устройство"; гл. 3 Конституции Мордовии - "Государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Мордовия"; гл. 3 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутии) - "Национально-государственный статус, административно-территориальное устройство"; гл. 3 Конституции Северной Осетии - Алании - "Государственное и административно-территориальное устройство Республики Северная Осетия - Алания"; разд. III Конституции Татарстана - "Административно-территориальное устройство"; гл. 3 Конституции Удмуртии - "Удмуртская Республика - государство в составе Российской Федерации"; гл. 3 Конституции Чувашии - "Статус Чувашской Республики в составе Российской Федерации"; гл. 3 Конституции Хакасии - "Статус и административно-территориальное устройство Республики Хакасия"; разд. I Устава Краснодарского края - "Краснодарский край в составе Российской Федерации"; разд. II Устава Красноярского края - "Конституционно-правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации"; гл. 1 Устава Белгородской области - "Статус Белгородской области"; гл. 4 Устава Магаданской области - "Статус Магаданской области в составе Российской Федерации"; гл. 2 Устава (Основного закона) Оренбургской области - "Статус Оренбургской области"; гл. 1 Устава Пензенской области - "Статус и административно-территориальное устройство Пензенской области. Общие положения"; гл. 5 Устава Ростовской области - "Основы государственного устройства в Ростовской области"; гл. 2 и 3 Устава г. Москвы - "Полномочия города Москвы" и "Территориальное деление города Москвы"; гл. 3 Устава г. Санкт-Петербурга - "Основы территориального устройства Санкт-Петербурга" и др.
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)В федеративном государстве, где субъекты являются его органической составной частью, в основных законах субъектов должен быть определен их конституционно-правовой статус. Это, например, раздел III Конституции Адыгеи - "О государстве"; гл. 3 Конституции Бурятии - "Государственно-правовой статус Республики Бурятия"; гл. 3 Конституции Кабардино-Балкарии - "Государственное устройство"; гл. 3 Конституции Мордовии - "Государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Мордовия"; гл. 3 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутии) - "Национально-государственный статус, административно-территориальное устройство"; гл. 3 Конституции Северной Осетии - Алании - "Государственное и административно-территориальное устройство Республики Северная Осетия - Алания"; разд. III Конституции Татарстана - "Административно-территориальное устройство"; гл. 3 Конституции Удмуртии - "Удмуртская Республика - государство в составе Российской Федерации"; гл. 3 Конституции Чувашии - "Статус Чувашской Республики в составе Российской Федерации"; гл. 3 Конституции Хакасии - "Статус и административно-территориальное устройство Республики Хакасия"; разд. I Устава Краснодарского края - "Краснодарский край в составе Российской Федерации"; разд. II Устава Красноярского края - "Конституционно-правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации"; гл. 1 Устава Белгородской области - "Статус Белгородской области"; гл. 4 Устава Магаданской области - "Статус Магаданской области в составе Российской Федерации"; гл. 2 Устава (Основного закона) Оренбургской области - "Статус Оренбургской области"; гл. 1 Устава Пензенской области - "Статус и административно-территориальное устройство Пензенской области. Общие положения"; гл. 5 Устава Ростовской области - "Основы государственного устройства в Ростовской области"; гл. 2 и 3 Устава г. Москвы - "Полномочия города Москвы" и "Территориальное деление города Москвы"; гл. 3 Устава г. Санкт-Петербурга - "Основы территориального устройства Санкт-Петербурга" и др.
Статья: Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт"
(Шугрина Е.С.)
("Городское управление", 2013, N 1)<1> Закон Белгородской области от 15 декабря 2008 года N 248 (в ред. от 18 декабря 2009 года) "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области".
(Шугрина Е.С.)
("Городское управление", 2013, N 1)<1> Закон Белгородской области от 15 декабря 2008 года N 248 (в ред. от 18 декабря 2009 года) "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области".
Статья: Актуальные вопросы правового статуса избирательных комиссий
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2016, N 7)Законодательство субъектов РФ в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает собственную систему избирательных органов. Так, в Краснодарском крае принят специальный закон, регулирующий порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, - Закон Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. N 571-КЗ "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", в соответствии с которым на территории края сформированы и действуют три избирательные комиссии муниципальных образований - в городах Краснодаре, Новороссийске и Сочи, имеющие статус муниципальных органов. Сформированы также 59 территориальных избирательных комиссий, из них 37 - в муниципальных районах, на эти территориальные комиссии возлагаются полномочия избирательных комиссий муниципальных образований по проведению выборов глав и депутатов представительных органов не только муниципального района, но и всех поселений, образованных в составе района (кроме глав районов и глав административных центров районов, которые не избираются путем прямых выборов). Территориальные комиссии, сформированные в городских округах, не имеющих административно-территориального деления, в ходе муниципальных выборов действуют в качестве избирательных комиссий соответствующих муниципальных образований по выборам депутатов представительных органов. В городских округах края, имеющих административно-территориальное деление, территориальные избирательные комиссии сформированы в каждом из внутригородских округов (районов): на территории г. Краснодара - 4; на территории г. Новороссийска - 5 и дополнительно - территориальная избирательная комиссия судов загранплавания; на территории г. Сочи - 4. В ходе муниципальных выборов эти комиссии выполняют функции, характерные лишь для территориальных комиссий, не выступая в качестве комиссий, организующих выборы.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2016, N 7)Законодательство субъектов РФ в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливает собственную систему избирательных органов. Так, в Краснодарском крае принят специальный закон, регулирующий порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, - Закон Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. N 571-КЗ "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", в соответствии с которым на территории края сформированы и действуют три избирательные комиссии муниципальных образований - в городах Краснодаре, Новороссийске и Сочи, имеющие статус муниципальных органов. Сформированы также 59 территориальных избирательных комиссий, из них 37 - в муниципальных районах, на эти территориальные комиссии возлагаются полномочия избирательных комиссий муниципальных образований по проведению выборов глав и депутатов представительных органов не только муниципального района, но и всех поселений, образованных в составе района (кроме глав районов и глав административных центров районов, которые не избираются путем прямых выборов). Территориальные комиссии, сформированные в городских округах, не имеющих административно-территориального деления, в ходе муниципальных выборов действуют в качестве избирательных комиссий соответствующих муниципальных образований по выборам депутатов представительных органов. В городских округах края, имеющих административно-территориальное деление, территориальные избирательные комиссии сформированы в каждом из внутригородских округов (районов): на территории г. Краснодара - 4; на территории г. Новороссийска - 5 и дополнительно - территориальная избирательная комиссия судов загранплавания; на территории г. Сочи - 4. В ходе муниципальных выборов эти комиссии выполняют функции, характерные лишь для территориальных комиссий, не выступая в качестве комиссий, организующих выборы.
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Ю.А. Тихомирова)
("ИНФРА-М-НОРМА", 1999)Комментируемый Федеральный закон не определяет орган, полномочный принять решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Данный вопрос решается самостоятельно субъектами Российской Федерации. Например, в ст. 13 Закона Белгородской области "О местном самоуправлении в Белгородской области" установлено, что границы муниципального образования, если они не совпадают с границами конкретных сельских и городских населенных пунктов, устанавливаются представительным органом государственной власти области с учетом мнения населения и исторических границ мест компактного проживания в рамках административно - территориального деления области.
(постатейный)
(под ред. Ю.А. Тихомирова)
("ИНФРА-М-НОРМА", 1999)Комментируемый Федеральный закон не определяет орган, полномочный принять решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Данный вопрос решается самостоятельно субъектами Российской Федерации. Например, в ст. 13 Закона Белгородской области "О местном самоуправлении в Белгородской области" установлено, что границы муниципального образования, если они не совпадают с границами конкретных сельских и городских населенных пунктов, устанавливаются представительным органом государственной власти области с учетом мнения населения и исторических границ мест компактного проживания в рамках административно - территориального деления области.
Статья: Реформа территориальной организации местного самоуправления в регионах Центрального федерального округа
(Колпаков Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 11)При детальном анализе сложившейся территориальной организации местного самоуправления обращают на себя внимание ряд явлений, связанных с нерациональным административно-территориальным устройством и нерациональной территориальной организацией местного самоуправления, которые можно условно охарактеризовать как территориальные аномалии. Проблема аномальных явлений в административно-территориальном устройстве и территориальной организации местного самоуправления представляется практически не исследованной. Не имея возможности в рамках данной работы сформулировать и обосновать критерии аномальности муниципальных образований, остановимся лишь на некоторых из них.
(Колпаков Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 11)При детальном анализе сложившейся территориальной организации местного самоуправления обращают на себя внимание ряд явлений, связанных с нерациональным административно-территориальным устройством и нерациональной территориальной организацией местного самоуправления, которые можно условно охарактеризовать как территориальные аномалии. Проблема аномальных явлений в административно-территориальном устройстве и территориальной организации местного самоуправления представляется практически не исследованной. Не имея возможности в рамках данной работы сформулировать и обосновать критерии аномальности муниципальных образований, остановимся лишь на некоторых из них.