О статусе депутата Иркутск
Подборка наиболее важных документов по запросу О статусе депутата Иркутск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Подлежат ли налогообложению депутатские расходы, установленные Законом Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области"?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2002)Вопрос: Подлежат ли налогообложению депутатские расходы, установленные Законом Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области"?
(Консультация эксперта, МНС РФ, 2002)Вопрос: Подлежат ли налогообложению депутатские расходы, установленные Законом Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области"?
Статья: Соотношение индивидуальных и коллегиальных начал парламентского контроля (на примере парламентских расследований в субъектах Российской Федерации)
(Лобков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)В Иркутской области возможность проведения депутатских расследований была предусмотрена ст. 15 Закона Иркутской области от 11 октября 1995 г. N 258 "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области" <19> задолго до принятия специального Закона Иркутской области от 12 января 2006 г. N 1-оз "О депутатской проверке в Иркутской области" <20>.
(Лобков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)В Иркутской области возможность проведения депутатских расследований была предусмотрена ст. 15 Закона Иркутской области от 11 октября 1995 г. N 258 "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области" <19> задолго до принятия специального Закона Иркутской области от 12 января 2006 г. N 1-оз "О депутатской проверке в Иркутской области" <20>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"2. Вопрос о неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации затрагивался Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, от 20 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности положений статей 18, 19 и 20 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, а также в Определениях по запросам о проверке конституционности статей 37 и 39 Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР" (от 8 января 1998 года N 3-О), статей 19 и 20 Закона Воронежской области "О статусе депутата Воронежской областной Думы" (от 4 июня 1998 года N 96-О), ряда положений Закона Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области" (от 5 ноября 1998 года N 147-О).
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"2. Вопрос о неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации затрагивался Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, от 20 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности положений статей 18, 19 и 20 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, а также в Определениях по запросам о проверке конституционности статей 37 и 39 Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР" (от 8 января 1998 года N 3-О), статей 19 и 20 Закона Воронежской области "О статусе депутата Воронежской областной Думы" (от 4 июня 1998 года N 96-О), ряда положений Закона Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области" (от 5 ноября 1998 года N 147-О).
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"Федеральный законодатель может предусмотреть осуществление судами общей юрисдикции - вне связи с рассмотрением какого-либо другого конкретного дела - проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона (в том числе, следовательно, и законов субъектов Российской Федерации) иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации. Данная правовая позиция была изложена в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в определении от 5 ноября 1998 года N 147-О по запросу Иркутского областного суда о проверке конституционности ряда положений Закона Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области".
"По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"Федеральный законодатель может предусмотреть осуществление судами общей юрисдикции - вне связи с рассмотрением какого-либо другого конкретного дела - проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона (в том числе, следовательно, и законов субъектов Российской Федерации) иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации. Данная правовая позиция была изложена в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в определении от 5 ноября 1998 года N 147-О по запросу Иркутского областного суда о проверке конституционности ряда положений Закона Иркутской области "О статусе депутата Законодательного собрания Иркутской области".
Статья: Конституционная география России: как не заблудиться в лабиринтах особых режимов и статусов территорий?
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)<18> Эта особая роль административных центров (столиц) субъектов РФ, предопределяющая особенности осуществления местного самоуправления на их территории, не раз отмечалась Конституционным Судом РФ (см., например: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 года N 219-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Главы городского округа Самара на нарушение конституционных прав на местное самоуправление абзацем третьим пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2008. N 4; Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 года N 30-П по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2016. N 2).
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 3)<18> Эта особая роль административных центров (столиц) субъектов РФ, предопределяющая особенности осуществления местного самоуправления на их территории, не раз отмечалась Конституционным Судом РФ (см., например: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 года N 219-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Главы городского округа Самара на нарушение конституционных прав на местное самоуправление абзацем третьим пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2008. N 4; Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 года N 30-П по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2016. N 2).
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Несмотря на судебную практику, такие выплаты сохраняются, а переход на компенсационный механизм воспринимается болезненно. Законами многих субъектов РФ о статусе депутата законодательного органа устанавливаются фиксированные выплаты, которые, как правило, предоставляются всем депутатам либо депутатам, осуществляющим деятельность не на постоянной основе. В субъектах РФ дифференцируется размер выплат от конкретной суммы <10> до процентного отношения к окладу по различным должностям депутатов <11>. Вводимое в отдельных субъектах РФ (например, Смоленская областная Дума, Законодательное Собрание Иркутской области) требование о представлении отчета носит формальный характер, не исполняя требований, вытекающих из судебной практики (каких-либо последствий непредставления отчета не предусматривается).
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Несмотря на судебную практику, такие выплаты сохраняются, а переход на компенсационный механизм воспринимается болезненно. Законами многих субъектов РФ о статусе депутата законодательного органа устанавливаются фиксированные выплаты, которые, как правило, предоставляются всем депутатам либо депутатам, осуществляющим деятельность не на постоянной основе. В субъектах РФ дифференцируется размер выплат от конкретной суммы <10> до процентного отношения к окладу по различным должностям депутатов <11>. Вводимое в отдельных субъектах РФ (например, Смоленская областная Дума, Законодательное Собрание Иркутской области) требование о представлении отчета носит формальный характер, не исполняя требований, вытекающих из судебной практики (каких-либо последствий непредставления отчета не предусматривается).
Статья: Некоторые проблемные вопросы реализации положений главы 52 УПК РФ
(Завгороднева Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 8)Суд апелляционной инстанции и Президиум Иркутского областного суда не учли, что в силу ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат утрачивает статус зарегистрированного кандидата с момента официального опубликования результатов выборов.
(Завгороднева Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 8)Суд апелляционной инстанции и Президиум Иркутского областного суда не учли, что в силу ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат утрачивает статус зарегистрированного кандидата с момента официального опубликования результатов выборов.
Статья: Будь реалистом, требуй невозможного: проблемы применения компенсаторных механизмов конституционного правосудия
(Брикульский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Несмотря на то, что компенсаторные механизмы появились в Законе о Конституционном Суде только в 2020 году, они применялись Судом ранее. Например, в Постановлении КС РФ от 10 октября 2013 года N 20-П было предусмотрено применение таких механизмов в пользу группы заявителей, которые были лишены пассивного избирательного права на том основании, что вообще имели судимость. Заявители истолковали компенсаторные механизмы так: первый заявитель не заявлял о возмещении материальных потерь или компенсации морального вреда, указывая, что его права могут быть восстановлены только отменой выборов <3>, второй и третий заявители также требовали восстановления статуса зарегистрированного депутата и не заявляли никакой иной компенсации <4>. Иными словами, несмотря на невозможность пересмотра дел в связи с завершением избирательного процесса, заявители пытались ее применить, получив отказ в судах.
(Брикульский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Несмотря на то, что компенсаторные механизмы появились в Законе о Конституционном Суде только в 2020 году, они применялись Судом ранее. Например, в Постановлении КС РФ от 10 октября 2013 года N 20-П было предусмотрено применение таких механизмов в пользу группы заявителей, которые были лишены пассивного избирательного права на том основании, что вообще имели судимость. Заявители истолковали компенсаторные механизмы так: первый заявитель не заявлял о возмещении материальных потерь или компенсации морального вреда, указывая, что его права могут быть восстановлены только отменой выборов <3>, второй и третий заявители также требовали восстановления статуса зарегистрированного депутата и не заявляли никакой иной компенсации <4>. Иными словами, несмотря на невозможность пересмотра дел в связи с завершением избирательного процесса, заявители пытались ее применить, получив отказ в судах.
Статья: Земское самоуправление в Восточной Сибири
(Тарабара Д.О.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)В основу министерской альтернативы депутатскому законопроекту и предложениям Иркутского Совещания были положены не принципиально новые идеи и концепции, а соображения и наработки, ранее использованные при проектировании земской реформы для Тобольской, Томской и Алтайской губерний. Сделанный МВД выбор в пользу движения по намеченной колее объясняется, вероятно, как общей логикой работы бюрократических учреждений, так и ограниченностью располагаемого запаса времени.
(Тарабара Д.О.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)В основу министерской альтернативы депутатскому законопроекту и предложениям Иркутского Совещания были положены не принципиально новые идеи и концепции, а соображения и наработки, ранее использованные при проектировании земской реформы для Тобольской, Томской и Алтайской губерний. Сделанный МВД выбор в пользу движения по намеченной колее объясняется, вероятно, как общей логикой работы бюрократических учреждений, так и ограниченностью располагаемого запаса времени.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Н.Э. Лебедева в своей диссертации выявила существующие на данном этапе правовые проблемы реализации статуса депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации и предложила способы их решения. См.: Лебедева Н.Э. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореферат на дис. ... к. ю. н. Санкт-Петербург, 2002; см. также: Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории). М., 2012.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Н.Э. Лебедева в своей диссертации выявила существующие на данном этапе правовые проблемы реализации статуса депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации и предложила способы их решения. См.: Лебедева Н.Э. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореферат на дис. ... к. ю. н. Санкт-Петербург, 2002; см. также: Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории). М., 2012.