О статусе депутата государственного совета
Подборка наиболее важных документов по запросу О статусе депутата государственного совета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение срока ответа на депутатский запрос
(КонсультантПлюс, 2025)...Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае правовая оценка обращения депутата в качестве депутатского запроса значения не имеет, поскольку ответ депутату направлен... спустя значительное время после истечения 30-дневного срока. Факт нахождения должностного лица в статусе временно исполняющего обязанности не освобождает его от исполнения требований федерального закона..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае правовая оценка обращения депутата в качестве депутатского запроса значения не имеет, поскольку ответ депутату направлен... спустя значительное время после истечения 30-дневного срока. Факт нахождения должностного лица в статусе временно исполняющего обязанности не освобождает его от исполнения требований федерального закона..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование административно-правовой ответственности парламентариев
(Китаев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В работе рассматривается парламентский иммунитет в контексте административно-правовой ответственности. Анализируются действующее законодательство на предмет проблем в правовом регулировании статуса депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также статус депутатов в представительных органах местного самоуправления. Описываются возможные варианты решения проблемных вопросов по теме работы.
(Китаев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В работе рассматривается парламентский иммунитет в контексте административно-правовой ответственности. Анализируются действующее законодательство на предмет проблем в правовом регулировании статуса депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также статус депутатов в представительных органах местного самоуправления. Описываются возможные варианты решения проблемных вопросов по теме работы.
Статья: Проблемы регламентации обеспечения уголовно-процессуального иммунитета отдельных категорий лиц в российском законодательстве
(Завгороднева Е.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)<3> Кравец И.А. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного совета в свете теории народного представительства // Журнал российского права. 2000. N 8. С. 136.
(Завгороднева Е.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)<3> Кравец И.А. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного совета в свете теории народного представительства // Журнал российского права. 2000. N 8. С. 136.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""9. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.";
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""9. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления; депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.";
Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации""9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации""9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.";
Статья: Правовые аспекты сдачи военнослужащими принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в аренду (внаем)
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 5)Действующим законодательством Российской Федерации указанные запреты установлены в отношении широкого круга лиц; в частности, для нотариусов (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), членов Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст. 11 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ), судей (ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1), сотрудников таможенных органов (ст. 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ), депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 97 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ), некоторых иных лиц (ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, ст. 40.2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1, ст. 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ).
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 5)Действующим законодательством Российской Федерации указанные запреты установлены в отношении широкого круга лиц; в частности, для нотариусов (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), членов Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст. 11 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ), судей (ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1), сотрудников таможенных органов (ст. 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ), депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 97 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ), некоторых иных лиц (ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, ст. 40.2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1, ст. 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ).
Статья: Конституционный (уставный) совет субъекта Российской Федерации: модель Татарстана
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Проверка нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля осуществляется в связи с запросами государственных органов и должностных лиц Республики Татарстан: Главы (Раиса) РТ (его запросы подлежат первоочередному рассмотрению согласно ст. 37 Регламента КС РТ), Государственного Совета РТ, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного Совета РТ, Кабинета Министров РТ, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, специализированных уполномоченных Республики Татарстан, органов местного самоуправления. К сожалению, в этом перечне отсутствует прокурор Республики Татарстан: данная особенность была характерна и для соответствующего полномочия Конституционного суда РТ.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Проверка нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля осуществляется в связи с запросами государственных органов и должностных лиц Республики Татарстан: Главы (Раиса) РТ (его запросы подлежат первоочередному рассмотрению согласно ст. 37 Регламента КС РТ), Государственного Совета РТ, его Президиума и комитетов, депутатов Государственного Совета РТ, Кабинета Министров РТ, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, специализированных уполномоченных Республики Татарстан, органов местного самоуправления. К сожалению, в этом перечне отсутствует прокурор Республики Татарстан: данная особенность была характерна и для соответствующего полномочия Конституционного суда РТ.
Статья: Амнистия и помилование: правовая природа и проблемы совершенствования их правового регулирования
(Султанов Е.Б., Тарханов И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Евгений Батырович Султанов, кандидат юридических наук, доцент, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, заведующий кафедрой конституционного и административного права юридического факультета КФУ, Казань, Россия.
(Султанов Е.Б., Тарханов И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Евгений Батырович Султанов, кандидат юридических наук, доцент, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, заведующий кафедрой конституционного и административного права юридического факультета КФУ, Казань, Россия.
Интервью: Слово "власть" не должно пугать
("Закон", 2020, N 12)- Ничего нового в статусе Госсовета нет, а в плане ограничения власти Президента - и подавно! Госсовет создавался в 2000 г., когда принципиально менялся порядок формирования Совета Федерации: если раньше главы и председатели представительных органов субъектов были членами палаты, периодически наезжали в Москву на заседания верхней палаты, то далее в ней появились уже постоянные представители от регионов. Госсовет же стал органом, позволяющим руководителям исполнительной власти субъектов держать связь с Президентом и тем самым участвовать в единой политике территориального развития. Постепенно его состав расширился, туда были включены и руководители федеральной власти, и полномочные представители Президента в федеральных округах. Но Госсовет был органом при Президенте. Да, ранее было положение о нем, теперь - федеральный закон. Государственный Совет уже назван государственным органом. Но, по сути, он продолжает помогать Президенту по многим направлениям государственной политики, включая территориальное развитие. Не думаю, что от него можно ожидать большего. А разговоры о том, что Госсовет готовился как некий запасной аэродром для В.В. Путина, - не более чем досужие домыслы. Он остается коллективным помощником Президента и будет обсуждать проекты общегосударственных программ по территориальному, социальному, экономическому развитию и т.д., проводя своеобразный мостик между центром и регионами. Здесь важно, с одной стороны, учитывать интересы субъектов на федеральном уровне, а с другой - не допустить партикуляризма, и этим как раз может заниматься Госсовет. По идее, эту функцию должен выполнять и Совет Федерации, который является отнюдь не "палатой регионов", а органом, обеспечивающим в первую очередь общегосударственные интересы.
("Закон", 2020, N 12)- Ничего нового в статусе Госсовета нет, а в плане ограничения власти Президента - и подавно! Госсовет создавался в 2000 г., когда принципиально менялся порядок формирования Совета Федерации: если раньше главы и председатели представительных органов субъектов были членами палаты, периодически наезжали в Москву на заседания верхней палаты, то далее в ней появились уже постоянные представители от регионов. Госсовет же стал органом, позволяющим руководителям исполнительной власти субъектов держать связь с Президентом и тем самым участвовать в единой политике территориального развития. Постепенно его состав расширился, туда были включены и руководители федеральной власти, и полномочные представители Президента в федеральных округах. Но Госсовет был органом при Президенте. Да, ранее было положение о нем, теперь - федеральный закон. Государственный Совет уже назван государственным органом. Но, по сути, он продолжает помогать Президенту по многим направлениям государственной политики, включая территориальное развитие. Не думаю, что от него можно ожидать большего. А разговоры о том, что Госсовет готовился как некий запасной аэродром для В.В. Путина, - не более чем досужие домыслы. Он остается коллективным помощником Президента и будет обсуждать проекты общегосударственных программ по территориальному, социальному, экономическому развитию и т.д., проводя своеобразный мостик между центром и регионами. Здесь важно, с одной стороны, учитывать интересы субъектов на федеральном уровне, а с другой - не допустить партикуляризма, и этим как раз может заниматься Госсовет. По идее, эту функцию должен выполнять и Совет Федерации, который является отнюдь не "палатой регионов", а органом, обеспечивающим в первую очередь общегосударственные интересы.
Статья: Снятие судейской неприкосновенности: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики
(Романенко Н.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Если лицо, обладающее статусом судьи (действующего либо в отставке), совершает общественно опасное деяние, за которое к нему необходимо применять меры уголовно-процессуального воздействия, то специальному органу (в данном случае - квалификационной коллегии судей) требуется решить вопрос о снятии с него гарантий, обеспечивающих особый порядок уголовного судопроизводства, не всегда при этом лишая статуса судьи. Отметим здесь, что аналогичная по содержанию процедура является необходимой и в отношении иных конституционных должностей - Президента РФ, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Но при использовании термина, обозначающего процедуру снятия этих гарантий с указанных категорий лиц, имеются разночтения: в частности, ч. 4, ч. 7 ст. 448 УПК РФ, регулирующие особенности правового положения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, используют термин "лишение неприкосновенности". Часть 5 ст. 448 УПК РФ, регламентирующая особенности данной процедуры в отношении судей, оперирует понятием "дача либо отказ в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого", не используя ни термина "лишение", ни термина "снятие неприкосновенности", хотя все перечисленные должности обозначены неприкосновенными в Конституции РФ (ст. 91, 92.1, 98, 122).
(Романенко Н.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Если лицо, обладающее статусом судьи (действующего либо в отставке), совершает общественно опасное деяние, за которое к нему необходимо применять меры уголовно-процессуального воздействия, то специальному органу (в данном случае - квалификационной коллегии судей) требуется решить вопрос о снятии с него гарантий, обеспечивающих особый порядок уголовного судопроизводства, не всегда при этом лишая статуса судьи. Отметим здесь, что аналогичная по содержанию процедура является необходимой и в отношении иных конституционных должностей - Президента РФ, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Но при использовании термина, обозначающего процедуру снятия этих гарантий с указанных категорий лиц, имеются разночтения: в частности, ч. 4, ч. 7 ст. 448 УПК РФ, регулирующие особенности правового положения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, используют термин "лишение неприкосновенности". Часть 5 ст. 448 УПК РФ, регламентирующая особенности данной процедуры в отношении судей, оперирует понятием "дача либо отказ в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого", не используя ни термина "лишение", ни термина "снятие неприкосновенности", хотя все перечисленные должности обозначены неприкосновенными в Конституции РФ (ст. 91, 92.1, 98, 122).
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Раздел 12 "Пенсионное обеспечение" содержит документы, отражающие ряд специфических, присущих только Минтруду России функций в сфере пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих по оформлению представлений о назначении пенсии за выслугу лет, включению иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы, принятию решений об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии ряду категорий государственных служащих (членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, народным депутатам СССР и РСФСР, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР).
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Раздел 12 "Пенсионное обеспечение" содержит документы, отражающие ряд специфических, присущих только Минтруду России функций в сфере пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих по оформлению представлений о назначении пенсии за выслугу лет, включению иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы, принятию решений об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии ряду категорий государственных служащих (членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, народным депутатам СССР и РСФСР, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР).
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Обращение к опыту государств бывшего СССР в урегулировании института конфликта интересов актуализируется в связи с модернизацией Конституции РФ в 2020 г. <6> в части включения норм о Российской Федерации как правопреемнике Союза ССР (ст. 67.1) и закрепления запретов Президенту РФ, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации (сенаторам), высшим должностным лицам субъектов РФ и другим должностным лицам, связанным с реализацией функций публичного управления, иметь иностранное гражданство или статус, предоставляющий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Установленные требования нацелены на повышение эффективности системы государственного управления, противодействие коррупции и в целом на обеспечение национальной безопасности.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Обращение к опыту государств бывшего СССР в урегулировании института конфликта интересов актуализируется в связи с модернизацией Конституции РФ в 2020 г. <6> в части включения норм о Российской Федерации как правопреемнике Союза ССР (ст. 67.1) и закрепления запретов Президенту РФ, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации (сенаторам), высшим должностным лицам субъектов РФ и другим должностным лицам, связанным с реализацией функций публичного управления, иметь иностранное гражданство или статус, предоставляющий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Установленные требования нацелены на повышение эффективности системы государственного управления, противодействие коррупции и в целом на обеспечение национальной безопасности.
Статья: Государственный Совет Российской Федерации: мифы и реальность
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Во-вторых, в предшествующий Государственный Совет РФ обязательно входили полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, теперь это положение изъято. Причина пока до конца не ясна, но, на наш взгляд, это свидетельствует о том, что федеральные округа, как административные единицы, теряют свою привлекательность и значимость в глазах государства. Зато теперь постоянными членами Совета будут являться Председатель Правительства Российской Федерации и Руководитель Администрации Президента РФ. Такая рокировка с рассмотренным выше изменением статуса "присутствия" депутатов Государственной Думы ФС РФ говорит об усилении исполнительной власти и института Президента РФ, во всяком случае, в рамках Государственного Совета РФ.
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Во-вторых, в предшествующий Государственный Совет РФ обязательно входили полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, теперь это положение изъято. Причина пока до конца не ясна, но, на наш взгляд, это свидетельствует о том, что федеральные округа, как административные единицы, теряют свою привлекательность и значимость в глазах государства. Зато теперь постоянными членами Совета будут являться Председатель Правительства Российской Федерации и Руководитель Администрации Президента РФ. Такая рокировка с рассмотренным выше изменением статуса "присутствия" депутатов Государственной Думы ФС РФ говорит об усилении исполнительной власти и института Президента РФ, во всяком случае, в рамках Государственного Совета РФ.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. В этот период на него не распространяются гарантии неприкосновенности.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. В этот период на него не распространяются гарантии неприкосновенности.
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Кажется обоснованным рассмотреть возможность изменения подхода государства к региональным партиям. Помимо простого разрешения на создание региональных партий возможно произвести радикальную партийную реформу, изменив подход к созданию партий "сверху вниз" на противоположный - "снизу вверх". Так, возможно ввести три категории политических партий: региональные, межрегиональные и федеральные. Первоочередной партийной ячейкой будет именно региональная партия. Создавая отделения в других субъектах, партия будет получать статус межрегиональной, а при создании отделений более чем в половине субъектов партия будет получать статус федеральной, что даст ей право участвовать в федеральных выборах и выдвигать кандидатов в тех регионах, где не созданы ее региональные отделения. Такой подход мог бы стать альтернативой для существующего порядка регистрации партий. Партии, созданные снизу, были бы более устойчивыми и прочными за счет серьезных партийных функционеров на местах. Кроме того, подобный подход не потребует значительных финансовых ресурсов на создание партий. Как отмечает В.В. Лапаева, такой подход мог бы устояться в России, если бы в 1994 году была принята первая редакция Закона "О политических партиях". Тогда планировалось установить довольно простые требования к созданию партий. В частности, проект Закона предъявлял требования к минимальной численности человек в партии только в отношении региональных отделений (в региональном отделении должно было быть зарегистрировано не менее десяти человек). Партия могла быть признана общероссийской, если ей будут созданы региональные отделения не менее чем в половине субъектов. Соответственно, по проекту Закона разрешалось создавать региональные партии <46>. По информации В.В. Лапаевой, Закон был отклонен Советом Федерации 7 февраля 1996 года. Одна из высказанных претензий - недостаточное регулирование статуса региональных, межрегиональных и общероссийских партий. Согласительная комиссия для доработки Закона, несмотря на инициативу Государственной Думы, так и не была создана <47>. Самую оживленную дискуссию у депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации вызвал как раз вопрос о минимальной численности, необходимой для создания регионального отделения <48>.
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Кажется обоснованным рассмотреть возможность изменения подхода государства к региональным партиям. Помимо простого разрешения на создание региональных партий возможно произвести радикальную партийную реформу, изменив подход к созданию партий "сверху вниз" на противоположный - "снизу вверх". Так, возможно ввести три категории политических партий: региональные, межрегиональные и федеральные. Первоочередной партийной ячейкой будет именно региональная партия. Создавая отделения в других субъектах, партия будет получать статус межрегиональной, а при создании отделений более чем в половине субъектов партия будет получать статус федеральной, что даст ей право участвовать в федеральных выборах и выдвигать кандидатов в тех регионах, где не созданы ее региональные отделения. Такой подход мог бы стать альтернативой для существующего порядка регистрации партий. Партии, созданные снизу, были бы более устойчивыми и прочными за счет серьезных партийных функционеров на местах. Кроме того, подобный подход не потребует значительных финансовых ресурсов на создание партий. Как отмечает В.В. Лапаева, такой подход мог бы устояться в России, если бы в 1994 году была принята первая редакция Закона "О политических партиях". Тогда планировалось установить довольно простые требования к созданию партий. В частности, проект Закона предъявлял требования к минимальной численности человек в партии только в отношении региональных отделений (в региональном отделении должно было быть зарегистрировано не менее десяти человек). Партия могла быть признана общероссийской, если ей будут созданы региональные отделения не менее чем в половине субъектов. Соответственно, по проекту Закона разрешалось создавать региональные партии <46>. По информации В.В. Лапаевой, Закон был отклонен Советом Федерации 7 февраля 1996 года. Одна из высказанных претензий - недостаточное регулирование статуса региональных, межрегиональных и общероссийских партий. Согласительная комиссия для доработки Закона, несмотря на инициативу Государственной Думы, так и не была создана <47>. Самую оживленную дискуссию у депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации вызвал как раз вопрос о минимальной численности, необходимой для создания регионального отделения <48>.