О производстве органической продукции
Подборка наиболее важных документов по запросу О производстве органической продукции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы государственного суверенитета в разрезе глобализации: органическая сельскохозяйственная продукция
(Гусева Т.А., Гончарова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Ключевые слова: государственный суверенитет, производство органической продукции, национальные стандарты, органическая сельскохозяйственная продукция, гармонизация продовольственных решений.
(Гусева Т.А., Гончарова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Ключевые слова: государственный суверенитет, производство органической продукции, национальные стандарты, органическая сельскохозяйственная продукция, гармонизация продовольственных решений.
Ситуация: Какие документы подтверждают качество товаров, работ, услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По инициативе изготовителя (исполнителя) товары (работы, услуги), в частности выпускаемые в обращение на территории РФ и не подлежащие обязательной сертификации, могут быть сертифицированы в добровольном порядке. В форме добровольной сертификации, по общему правилу, осуществляется также подтверждение соответствия производства органической продукции (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 46 Закона N 184-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 03.08.2018 N 280-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По инициативе изготовителя (исполнителя) товары (работы, услуги), в частности выпускаемые в обращение на территории РФ и не подлежащие обязательной сертификации, могут быть сертифицированы в добровольном порядке. В форме добровольной сертификации, по общему правилу, осуществляется также подтверждение соответствия производства органической продукции (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 46 Закона N 184-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 03.08.2018 N 280-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Требования к производству органической продукции
(ред. от 31.07.2025)
"Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Требования к производству органической продукции
Статья: Устойчивое ("зеленое") развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии
(Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Важная роль в адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям возложена на производство органической продукции.
(Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Важная роль в адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям возложена на производство органической продукции.
Статья: Концепция зеленой экономики (правовой аспект)
(Анисимов А.П.)
("Юрист", 2022, N 12)Цель разработки Концепции развития зеленой экономики в Российской Федерации состоит в том, чтобы сформулировать позицию государства о необходимости данного перехода, его цели, задачи и критерии (индикаторы), позволяющие судить о степени достижения поставленных целей. В числе направлений перехода к зеленой экономике в Республике Беларусь выделяются развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности, реализация концепции "умных" городов; развитие строительства энергоэффективных жилых домов и повышение энергоэффективности жилищного фонда; снижение энергоемкости валового внутреннего продукта, повышение энергоэффективности, в том числе за счет внедрения энергоэффективных технологий и материалов; повышение потенциала использования возобновляемых источников энергии; создание условий для производства органической продукции; устойчивое потребление и производство; развитие экологического туризма. В свою очередь, в Казахстане выделяют сектора: устойчивое использование водных ресурсов; развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства; энергосбережение и повышение энергоэффективности; развитие электроэнергетики; система управления отходами; снижение загрязнения воздуха; сохранение и эффективное управление экосистемами.
(Анисимов А.П.)
("Юрист", 2022, N 12)Цель разработки Концепции развития зеленой экономики в Российской Федерации состоит в том, чтобы сформулировать позицию государства о необходимости данного перехода, его цели, задачи и критерии (индикаторы), позволяющие судить о степени достижения поставленных целей. В числе направлений перехода к зеленой экономике в Республике Беларусь выделяются развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности, реализация концепции "умных" городов; развитие строительства энергоэффективных жилых домов и повышение энергоэффективности жилищного фонда; снижение энергоемкости валового внутреннего продукта, повышение энергоэффективности, в том числе за счет внедрения энергоэффективных технологий и материалов; повышение потенциала использования возобновляемых источников энергии; создание условий для производства органической продукции; устойчивое потребление и производство; развитие экологического туризма. В свою очередь, в Казахстане выделяют сектора: устойчивое использование водных ресурсов; развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства; энергосбережение и повышение энергоэффективности; развитие электроэнергетики; система управления отходами; снижение загрязнения воздуха; сохранение и эффективное управление экосистемами.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)- стимулирование производства органической продукции, что предполагает сокращение использования агрохимикатов и пестицидов,
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)- стимулирование производства органической продукции, что предполагает сокращение использования агрохимикатов и пестицидов,
Последние изменения: Предоставление потребительской информации
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 сентября 2030 г. слова "биодинамический", "биологический", "экологический", "экологически чистый", "зеленый" или сходные по значению слова, их сокращения, обозначения "эко", "био" можно использовать при индивидуализации продукции и ее производителей, даже если по такой продукции отсутствует подтверждение соответствия производства органической продукции (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2023 N 367-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 сентября 2030 г. слова "биодинамический", "биологический", "экологический", "экологически чистый", "зеленый" или сходные по значению слова, их сокращения, обозначения "эко", "био" можно использовать при индивидуализации продукции и ее производителей, даже если по такой продукции отсутствует подтверждение соответствия производства органической продукции (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2023 N 367-ФЗ).
Статья: Амортизация как источник финансирования и оптимизация затрат при переходе на органическое сельское хозяйство в Российской Федерации
(Клычова Г.С., Овчинникова М.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Особенностью перехода на органическое сельское хозяйство является процесс сертификации согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Процедура предполагает сертификацию земельных участков для производства органической продукции и переходный период (конверсия 2 года для посевных земельных участков), в процессе которого достигается улучшение здоровья почвы и выводятся химические загрязнения.
(Клычова Г.С., Овчинникова М.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Особенностью перехода на органическое сельское хозяйство является процесс сертификации согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Процедура предполагает сертификацию земельных участков для производства органической продукции и переходный период (конверсия 2 года для посевных земельных участков), в процессе которого достигается улучшение здоровья почвы и выводятся химические загрязнения.
Статья: ESG-принципы и гринвошинг: правовые проблемы дифференциации
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Статья посвящена исследованию проблем соотношения принципов ESG и такого негативного явления, как гринвошинг. Отмечается, что появление и широкое использование таких потенциально привлекательных для инвесторов и потребителей понятий, как "устойчивое развитие", "зеленое развитие", способствуют распространению гринвошинга, вводя потребителей, экспертов и даже специалистов контролирующих органов в заблуждение. В настоящее время гринвошинг достаточно подробно изучен в современной науке, детально описаны его основные методы, а также способы борьбы с ним. Наиболее комплексно механизм противодействия гринвошингу разработан в аграрном законодательстве и законодательстве в области производства органической продукции. Однако крупные компании, которые позиционируют себя как экологически ответственные, заявляя о приверженности стандартам ESG, продолжают вводить потребителей в заблуждение, используя механизм гринвошинга. С целью создания правовых инструментов противодействия гринвошингу в статье проводится анализ критерия environmental ESG, представленного в виде совокупности трех основных базовых принципов (принцип сохранения/предотвращения/избежания, принцип повторного использования / хранения, принцип замещения/компенсации). Применение данных принципов в качестве стандарта оценки в отношении экологической политики любой компании, производящей продукцию, выполняющей различные виды работ или оказывающей различные услуги, может в достаточной степени определить, придерживается ли компания принципов и критериев ESG, либо она использует механизм гринвошинга.
(Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Статья посвящена исследованию проблем соотношения принципов ESG и такого негативного явления, как гринвошинг. Отмечается, что появление и широкое использование таких потенциально привлекательных для инвесторов и потребителей понятий, как "устойчивое развитие", "зеленое развитие", способствуют распространению гринвошинга, вводя потребителей, экспертов и даже специалистов контролирующих органов в заблуждение. В настоящее время гринвошинг достаточно подробно изучен в современной науке, детально описаны его основные методы, а также способы борьбы с ним. Наиболее комплексно механизм противодействия гринвошингу разработан в аграрном законодательстве и законодательстве в области производства органической продукции. Однако крупные компании, которые позиционируют себя как экологически ответственные, заявляя о приверженности стандартам ESG, продолжают вводить потребителей в заблуждение, используя механизм гринвошинга. С целью создания правовых инструментов противодействия гринвошингу в статье проводится анализ критерия environmental ESG, представленного в виде совокупности трех основных базовых принципов (принцип сохранения/предотвращения/избежания, принцип повторного использования / хранения, принцип замещения/компенсации). Применение данных принципов в качестве стандарта оценки в отношении экологической политики любой компании, производящей продукцию, выполняющей различные виды работ или оказывающей различные услуги, может в достаточной степени определить, придерживается ли компания принципов и критериев ESG, либо она использует механизм гринвошинга.
Статья: Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Ключевые слова: регулирование отношений в области производства органической продукции, законодательство регионов об органической продукции, производители органической продукции, органик-производитель, сельскохозяйственные страхователи.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Ключевые слова: регулирование отношений в области производства органической продукции, законодательство регионов об органической продукции, производители органической продукции, органик-производитель, сельскохозяйственные страхователи.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)5) исходя из структуры документов СП задачи и приоритеты государственной политики рассредоточены по различным документам, в том числе принятым до Федерального закона. Главный документ СП - стратегия - может приниматься (утверждаться) нормативными актами разной юридической силы: указами Президента РФ (например, о развитии здравоохранения, развитии информационного общества, экологической безопасности, национальной политике), распоряжениями Правительства РФ (развития отрасли связи, конгрессно-выставочной отрасли, строительной отрасли, янтарной отрасли, лесного комплекса, зернового комплекса, фармацевтической промышленности, электронной промышленности, производства органической продукции, беспилотной авиации, повышения финансовой грамотности, физической культуры и спорта, в области защиты прав потребителей, транспортной стратегии, энергетической стратегии), приказами федеральных органов исполнительной власти, что свидетельствует об их различных механизмах реализации, учета, контроля, вытекающих из различной юридической силы названных документов. В связи с постоянным принятием документов СП образуется большой массив несистематизированных, иногда противоречивых ориентиров, не синхронизированных по целям и задачам, которые не способны направлять в нужном направлении деятельность органов публичной власти (общее количество которых превышает 60 тыс.). Отсутствие единых методологических подходов к их подготовке также предопределяет низкий организационно-управленческий потенциал сформированных на сегодняшний день правовых основ СП <13>;
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)5) исходя из структуры документов СП задачи и приоритеты государственной политики рассредоточены по различным документам, в том числе принятым до Федерального закона. Главный документ СП - стратегия - может приниматься (утверждаться) нормативными актами разной юридической силы: указами Президента РФ (например, о развитии здравоохранения, развитии информационного общества, экологической безопасности, национальной политике), распоряжениями Правительства РФ (развития отрасли связи, конгрессно-выставочной отрасли, строительной отрасли, янтарной отрасли, лесного комплекса, зернового комплекса, фармацевтической промышленности, электронной промышленности, производства органической продукции, беспилотной авиации, повышения финансовой грамотности, физической культуры и спорта, в области защиты прав потребителей, транспортной стратегии, энергетической стратегии), приказами федеральных органов исполнительной власти, что свидетельствует об их различных механизмах реализации, учета, контроля, вытекающих из различной юридической силы названных документов. В связи с постоянным принятием документов СП образуется большой массив несистематизированных, иногда противоречивых ориентиров, не синхронизированных по целям и задачам, которые не способны направлять в нужном направлении деятельность органов публичной власти (общее количество которых превышает 60 тыс.). Отсутствие единых методологических подходов к их подготовке также предопределяет низкий организационно-управленческий потенциал сформированных на сегодняшний день правовых основ СП <13>;
Статья: Добровольная сертификация: ожидание и реальность
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2024, N 4)Так, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <36> установлено, что добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия производства органической продукции.
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2024, N 4)Так, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <36> установлено, что добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия производства органической продукции.
Статья: Использование слов "эко", "био", "органик" в товарных знаках: коллизии правового регулирования
(Соколова К.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 5)Поскольку указание на слова, производные от слова "органический", а также семантически связанные с ним, приведенное в ФЗ N 280 "Об органической продукции", не дает возможности получить их исчерпывающий перечень, при экспертизе подобных обозначений, в случае непредставления документов, предусмотренных п. 2 ст. 5 ФЗ N 280 "Об органической продукции", а именно сертификата соответствия производства органической продукции, эксперт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) мог бы руководствоваться пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ: "Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя". Кроме того, после вступления в силу ФЗ N 280 "Об органической продукции" требования к документации, необходимой при регистрации обозначений, заявленных в качестве товарных знаков и содержащих указание на их экологические свойства, не изменились. На сегодняшний день при регистрации таких обозначений в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) экспертиза Роспатента не запрашивает специальную документацию или подтверждение сертификации. Вероятно, это связано с тем, что, во-первых, процедура прохождения подобной сертификации проводится на добровольной основе (то есть она не является обязательной), а во-вторых, не существует какого-либо единого сертификационного органа (более того, все существующие сертификационные органы не являются государственными).
(Соколова К.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 5)Поскольку указание на слова, производные от слова "органический", а также семантически связанные с ним, приведенное в ФЗ N 280 "Об органической продукции", не дает возможности получить их исчерпывающий перечень, при экспертизе подобных обозначений, в случае непредставления документов, предусмотренных п. 2 ст. 5 ФЗ N 280 "Об органической продукции", а именно сертификата соответствия производства органической продукции, эксперт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) мог бы руководствоваться пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ: "Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя". Кроме того, после вступления в силу ФЗ N 280 "Об органической продукции" требования к документации, необходимой при регистрации обозначений, заявленных в качестве товарных знаков и содержащих указание на их экологические свойства, не изменились. На сегодняшний день при регистрации таких обозначений в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) экспертиза Роспатента не запрашивает специальную документацию или подтверждение сертификации. Вероятно, это связано с тем, что, во-первых, процедура прохождения подобной сертификации проводится на добровольной основе (то есть она не является обязательной), а во-вторых, не существует какого-либо единого сертификационного органа (более того, все существующие сертификационные органы не являются государственными).