О правовой помощи Казахстан
Подборка наиболее важных документов по запросу О правовой помощи Казахстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 115 "Наложение ареста на имущество" УПК РФВ запросе об оказании правовой помощи по уголовному делу N не содержится просьбы запрашивающей Договаривающейся Стороны о применении норм законодательства Республики Казахстан при разрешении вопроса о наложении ареста на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты реализации международных договоров о правовой помощи по уголовным делам в международном и казахстанском уголовном процессе
(Акпарова Р.Н.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 6)НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
(Акпарова Р.Н.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 6)НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
Статья: Использование видео-конференц-связи при производстве следственных действий в стадии предварительного расследования: изменения, в которых нуждается практика
(Гаас Н.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Обращаясь к международному опыту использования ВКС в досудебных стадиях (на досудебном расследовании), с сожалением констатируем, что уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в этом вопросе не так развито, как законодательство многих стран. К примеру, ст. 224.1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь позволяет с использованием ВКС допрашивать, проводить очные ставки, предъявлять для опознания <6>. Уголовный процессуальный кодекс Украины в ст. 232 допускает возможность посредством ВКС проводить допрос и опознание <7>. В Республике Казахстан допустимо применение ВКС при производстве допроса потерпевшего (свидетеля) и иных процессуальных действий в рамках оказания международной правовой помощи (ст. 213 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) <8>. В Финляндской Республике, где Уголовно-процессуальный кодекс в национальном законодательстве отсутствует, предусмотрена возможность использования ВКС в главе 7 раздела 1 Закона об уголовном расследовании при допросе свидетеля <9>. Уголовно-процессуальный кодекс Швейцарской Конфедерации наделяет правом при невозможности явиться к прокурору или в суд либо, если явка будет связана с чрезмерными расходами, допросить лицо с использованием ВКС, при этом устное заявление заменяет принятие протокола к сведению, его подписание и скрепление <10>. Таким образом, видим, что ВКС давно и активно используется многими странами при осуществлении уголовного преследования на досудебных стадиях.
(Гаас Н.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Обращаясь к международному опыту использования ВКС в досудебных стадиях (на досудебном расследовании), с сожалением констатируем, что уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в этом вопросе не так развито, как законодательство многих стран. К примеру, ст. 224.1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь позволяет с использованием ВКС допрашивать, проводить очные ставки, предъявлять для опознания <6>. Уголовный процессуальный кодекс Украины в ст. 232 допускает возможность посредством ВКС проводить допрос и опознание <7>. В Республике Казахстан допустимо применение ВКС при производстве допроса потерпевшего (свидетеля) и иных процессуальных действий в рамках оказания международной правовой помощи (ст. 213 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) <8>. В Финляндской Республике, где Уголовно-процессуальный кодекс в национальном законодательстве отсутствует, предусмотрена возможность использования ВКС в главе 7 раздела 1 Закона об уголовном расследовании при допросе свидетеля <9>. Уголовно-процессуальный кодекс Швейцарской Конфедерации наделяет правом при невозможности явиться к прокурору или в суд либо, если явка будет связана с чрезмерными расходами, допросить лицо с использованием ВКС, при этом устное заявление заменяет принятие протокола к сведению, его подписание и скрепление <10>. Таким образом, видим, что ВКС давно и активно используется многими странами при осуществлении уголовного преследования на досудебных стадиях.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>Следовательно, суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления о признании и приведении в исполнение решения суда Республики Казахстан, нарушил положения Соглашения 1992 года.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>Следовательно, суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления о признании и приведении в исполнение решения суда Республики Казахстан, нарушил положения Соглашения 1992 года.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Вопрос существа: пытки; оперативное и беспристрастное расследование; произвольный арест и задержание; справедливое судебное разбирательство; правовая помощь; право на судебное рассмотрение дела в своем присутствии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Вопрос существа: пытки; оперативное и беспристрастное расследование; произвольный арест и задержание; справедливое судебное разбирательство; правовая помощь; право на судебное рассмотрение дела в своем присутствии.
Статья: Вопросы реализации иностранным гражданином права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Развитие трансграничных связей, повышение мобильности людей, активная миграция населения способствуют появлению в правоприменительной практике российских нотариусов наследственных дел, осложненных иностранным элементом. Актуальными остаются вопросы реализации предусмотренного Международными договорами принципа равенства прав российских и иностранных граждан при наследовании. Так, согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 452-ФЗ, граждане каждой из договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других участников Конвенции имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной договаривающейся стороны <1>. Участниками вышеуказанной Конвенции стали такие страны, как Россия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан и ряд других стран постсоветского пространства.
(Фрик О.В.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Развитие трансграничных связей, повышение мобильности людей, активная миграция населения способствуют появлению в правоприменительной практике российских нотариусов наследственных дел, осложненных иностранным элементом. Актуальными остаются вопросы реализации предусмотренного Международными договорами принципа равенства прав российских и иностранных граждан при наследовании. Так, согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 452-ФЗ, граждане каждой из договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других участников Конвенции имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной договаривающейся стороны <1>. Участниками вышеуказанной Конвенции стали такие страны, как Россия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан и ряд других стран постсоветского пространства.
Статья: Признание иностранных банкротств в России: вопрос о применении международных договоров о правовой помощи
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)Позиция, согласно которой международные договоры о правовой помощи по гражданским делам не распространяются на судебные решения в пользу иностранной казны по спорам публично-правовой природы, озвучивалась российскими судами. Так, ВС РФ в деле N А41-22518/2014 отказал в признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации решения суда Казахстана о взыскании с российского лица задолженностей по таможенным платежам, налогам, пеням, указав, что Киевское соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, известная как Минская конвенция 1993 года <48>, регулируют вопросы международной правовой помощи и исполнения судебных решений по частноправовым спорам, в то время как в рассматриваемом деле "иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам" <49>. Еще раньше ВАС РФ также исключал дела по публично-правовым спорам из сферы действия Киевского соглашения. Так, в деле N А40-59223/06-68-455 суды не применили Киевское соглашение при признании и приведении в исполнение судебного решения Хозяйственного суда города Ташкента о взыскании с Банка внешнеэкономической деятельности СССР задолженности в пользу иностранного предприятия. Суд квалифицировал спорные правоотношения как правоотношения публичного характера (о правопреемстве по внутреннему валютному долгу в отношении лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации), указав, что Киевское соглашение на них не распространяется <50>.
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)Позиция, согласно которой международные договоры о правовой помощи по гражданским делам не распространяются на судебные решения в пользу иностранной казны по спорам публично-правовой природы, озвучивалась российскими судами. Так, ВС РФ в деле N А41-22518/2014 отказал в признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации решения суда Казахстана о взыскании с российского лица задолженностей по таможенным платежам, налогам, пеням, указав, что Киевское соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, известная как Минская конвенция 1993 года <48>, регулируют вопросы международной правовой помощи и исполнения судебных решений по частноправовым спорам, в то время как в рассматриваемом деле "иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам" <49>. Еще раньше ВАС РФ также исключал дела по публично-правовым спорам из сферы действия Киевского соглашения. Так, в деле N А40-59223/06-68-455 суды не применили Киевское соглашение при признании и приведении в исполнение судебного решения Хозяйственного суда города Ташкента о взыскании с Банка внешнеэкономической деятельности СССР задолженности в пользу иностранного предприятия. Суд квалифицировал спорные правоотношения как правоотношения публичного характера (о правопреемстве по внутреннему валютному долгу в отношении лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации), указав, что Киевское соглашение на них не распространяется <50>.
Статья: Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости
(Головина С.Ю., Серова А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Переходя к анализу первой модели правового регулирования, отметим, что она существует в двух вариациях. Самая кардинальная из них основывается на теории трудовых отношений и предполагает возможность в судебном порядке признать отношения, фактически сложившиеся между платформенным трудящимся и платформой, в качестве трудовых, несмотря на их оформление договорами гражданско-правового характера. Таким образом были признаны в Великобритании наемными работниками водители, которые осуществляли свою деятельность с помощью приложения компании Uber <26>, а в Казахстане - курьер ТОО "Glovo Kazakhstan" <27>.
(Головина С.Ю., Серова А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Переходя к анализу первой модели правового регулирования, отметим, что она существует в двух вариациях. Самая кардинальная из них основывается на теории трудовых отношений и предполагает возможность в судебном порядке признать отношения, фактически сложившиеся между платформенным трудящимся и платформой, в качестве трудовых, несмотря на их оформление договорами гражданско-правового характера. Таким образом были признаны в Великобритании наемными работниками водители, которые осуществляли свою деятельность с помощью приложения компании Uber <26>, а в Казахстане - курьер ТОО "Glovo Kazakhstan" <27>.
Статья: Легализация документов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не требуется легализация документов, исходящих из стран, с которыми у Российской Федерации есть соответствующие соглашения. К примеру, между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002, вступила в силу для России 28.06.2023), отменяющая требование легализации документов (ст. 12 данной Конвенции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не требуется легализация документов, исходящих из стран, с которыми у Российской Федерации есть соответствующие соглашения. К примеру, между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002, вступила в силу для России 28.06.2023), отменяющая требование легализации документов (ст. 12 данной Конвенции).
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К числу стран, с которыми у Российской Федерации есть соглашение о признании и приведении в исполнение судебных решений и которые могут представлять интерес в контексте существующей непростой геополитической ситуации, относятся Индия <1>, Китай <2>, Египет <3>, Кипр <4>, Сербия <5>, Беларусь <6>, Казахстан <7> и ряд других.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К числу стран, с которыми у Российской Федерации есть соглашение о признании и приведении в исполнение судебных решений и которые могут представлять интерес в контексте существующей непростой геополитической ситуации, относятся Индия <1>, Китай <2>, Египет <3>, Кипр <4>, Сербия <5>, Беларусь <6>, Казахстан <7> и ряд других.
Статья: Правовая помощь по уголовным делам в цифровом обществе
(Антонович Е.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Так, законодательство некоторых иностранных государств допускает возможность депонирования показаний и производство дистанционного допроса с использованием информационных технологий не только в рамках уголовного судопроизводства своего государства, но и в соответствии с запросом в рамках оказания правовой помощи. Причем такая процедура допускается в отношении не только свидетелей и потерпевших, но и обвиняемых. Соответствующие нормы закреплены, например, в ст. 468 УПК Эстонии <9> и ст. 576 УПК Казахстана. Законодательство о международных договорах Канады также предусматривает возможность показаний свидетелей, в том числе при помощи видео- или аудиосредств <10>. Думается, что положительный опыт иностранного законодателя и практика применения такого дистанционного допроса могли бы быть полезными при рассмотрении вопроса о разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части, касающейся регламентации процедуры дистанционного допроса.
(Антонович Е.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Так, законодательство некоторых иностранных государств допускает возможность депонирования показаний и производство дистанционного допроса с использованием информационных технологий не только в рамках уголовного судопроизводства своего государства, но и в соответствии с запросом в рамках оказания правовой помощи. Причем такая процедура допускается в отношении не только свидетелей и потерпевших, но и обвиняемых. Соответствующие нормы закреплены, например, в ст. 468 УПК Эстонии <9> и ст. 576 УПК Казахстана. Законодательство о международных договорах Канады также предусматривает возможность показаний свидетелей, в том числе при помощи видео- или аудиосредств <10>. Думается, что положительный опыт иностранного законодателя и практика применения такого дистанционного допроса могли бы быть полезными при рассмотрении вопроса о разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части, касающейся регламентации процедуры дистанционного допроса.
Статья: Представительство в суде как квалифицированная юридическая помощь
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Вышеуказанное фактическое разделение на контролируемых и бесконтрольных касается всех видов юридической помощи, в том числе и судебного представительства. В 2004 г. Е.Г. Тарло в своей докторской диссертации отметил, что профессиональное судебное представительство является формой реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь <8>. Формулируя проблему своего диссертационного исследования, Е.Г. Тарло сосредотачивается на профессиональном представительстве, осуществляемом адвокатами. Исключая из числа профессиональных судебных представителей юристов, деятельность которых не является адвокатской, Е.Г. Тарло оправдывает это тем, что "в этом случае мы остаемся в жестком правовом поле, фиксирующем не только права, но и обязанности представителя, а также круг предъявляемых к нему нравственных требований и положений об ответственности за ненадлежащее поведение" <9>. Полагаем, что ознакомившись с Законом Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, а также с ГПК Республики Казахстан, предусматривающими такое "жесткое правовое поле" для всех судебных представителей, автор бы одобрил такой подход и согласился с введением аналогичных норм в российское законодательство.
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Вышеуказанное фактическое разделение на контролируемых и бесконтрольных касается всех видов юридической помощи, в том числе и судебного представительства. В 2004 г. Е.Г. Тарло в своей докторской диссертации отметил, что профессиональное судебное представительство является формой реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь <8>. Формулируя проблему своего диссертационного исследования, Е.Г. Тарло сосредотачивается на профессиональном представительстве, осуществляемом адвокатами. Исключая из числа профессиональных судебных представителей юристов, деятельность которых не является адвокатской, Е.Г. Тарло оправдывает это тем, что "в этом случае мы остаемся в жестком правовом поле, фиксирующем не только права, но и обязанности представителя, а также круг предъявляемых к нему нравственных требований и положений об ответственности за ненадлежащее поведение" <9>. Полагаем, что ознакомившись с Законом Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, а также с ГПК Республики Казахстан, предусматривающими такое "жесткое правовое поле" для всех судебных представителей, автор бы одобрил такой подход и согласился с введением аналогичных норм в российское законодательство.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Представляется целесообразной унификация коллизионных норм в рамках ЕАЭС. Модельный гражданский кодекс для стран СНГ <1> в этой части не соответствует современным тенденциям коллизионного регулирования представительства, предусматривая коллизионную привязку к праву страны места выдачи доверенности для определения статута внешних отношений представительства, который, в свою очередь, ограничен формой и сроком действия доверенности. В целом аналогичные нормы содержит и законодательство стран СНГ (в том числе одновременно являющихся членами ЕАЭС). Эта норма воспроизведена в гражданском законодательстве Армении (ст. 1282) <2>, Белоруссии (ст. 1117) <3>, Казахстана (ст. 1105) <4>, Киргизии (ст. 1191) <5>, Таджикистана (ст. 1211) <6>, Узбекистана (ст. 1182) <7>. Аналогичная норма закреплена в ст. 40 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. <8> и ст. 43 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. <9>. Эта привязка до 1 ноября 2013 г. <10> была закреплена в ст. 1217 Гражданского кодекса РФ для определения права, подлежащего применению к сроку действия и основаниям прекращения доверенности. Однако она имеет ряд недостатков, поскольку место выдачи доверенности может быть выбрано случайно и не иметь тесной связи с отношениями представительства; место выдачи доверенности не является обязательным реквизитом этого документа в большинстве правопорядков; полномочия представителя могут быть основаны не на доверенности. В Модельном гражданском кодексе для стран СНГ отсутствует порядок определения применимого права к содержанию доверенности, допустимости выдачи доверенности в порядке передоверия, последствиям совершения сделки при отсутствии или превышении полномочий и т.д. <11>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Представляется целесообразной унификация коллизионных норм в рамках ЕАЭС. Модельный гражданский кодекс для стран СНГ <1> в этой части не соответствует современным тенденциям коллизионного регулирования представительства, предусматривая коллизионную привязку к праву страны места выдачи доверенности для определения статута внешних отношений представительства, который, в свою очередь, ограничен формой и сроком действия доверенности. В целом аналогичные нормы содержит и законодательство стран СНГ (в том числе одновременно являющихся членами ЕАЭС). Эта норма воспроизведена в гражданском законодательстве Армении (ст. 1282) <2>, Белоруссии (ст. 1117) <3>, Казахстана (ст. 1105) <4>, Киргизии (ст. 1191) <5>, Таджикистана (ст. 1211) <6>, Узбекистана (ст. 1182) <7>. Аналогичная норма закреплена в ст. 40 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. <8> и ст. 43 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. <9>. Эта привязка до 1 ноября 2013 г. <10> была закреплена в ст. 1217 Гражданского кодекса РФ для определения права, подлежащего применению к сроку действия и основаниям прекращения доверенности. Однако она имеет ряд недостатков, поскольку место выдачи доверенности может быть выбрано случайно и не иметь тесной связи с отношениями представительства; место выдачи доверенности не является обязательным реквизитом этого документа в большинстве правопорядков; полномочия представителя могут быть основаны не на доверенности. В Модельном гражданском кодексе для стран СНГ отсутствует порядок определения применимого права к содержанию доверенности, допустимости выдачи доверенности в порядке передоверия, последствиям совершения сделки при отсутствии или превышении полномочий и т.д. <11>.
Статья: О состоянии организованной преступности в таможенной сфере
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Контрабанда наркотиков, как правило, совершается преступными организациями. Однако выявляются в основном рядовые исполнители, другие фигуранты остаются неустановленными. Особенно в случаях, когда импортные наркотики продаются через Интернет или перемещаются через границу международными почтовыми отправлениями (МПО). Масштабы контрабандных партий из года в год увеличиваются, что, на наш взгляд, свидетельствует о росте оргпреступности. Так, 17 февраля 2020 г. в результате совместных мероприятий ГУБК, ОБКН Московской таможни выявлен факт незаконного ввоза из Бельгии в Россию наркотического средства МДМА общей массой более 900 г с использованием канала МПО. Возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ. По результатам ОРМ 25 февраля 2020 г. выявлен факт незаконного ввоза в Россию из Казахстана 3,4 кг сильнодействующего вещества сибутрамина с использованием МПО. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ <18>. По такого рода делам далеко не всегда принимаются меры к использованию международной правовой помощи, хотя она бывает необходимой.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Контрабанда наркотиков, как правило, совершается преступными организациями. Однако выявляются в основном рядовые исполнители, другие фигуранты остаются неустановленными. Особенно в случаях, когда импортные наркотики продаются через Интернет или перемещаются через границу международными почтовыми отправлениями (МПО). Масштабы контрабандных партий из года в год увеличиваются, что, на наш взгляд, свидетельствует о росте оргпреступности. Так, 17 февраля 2020 г. в результате совместных мероприятий ГУБК, ОБКН Московской таможни выявлен факт незаконного ввоза из Бельгии в Россию наркотического средства МДМА общей массой более 900 г с использованием канала МПО. Возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ. По результатам ОРМ 25 февраля 2020 г. выявлен факт незаконного ввоза в Россию из Казахстана 3,4 кг сильнодействующего вещества сибутрамина с использованием МПО. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ <18>. По такого рода делам далеко не всегда принимаются меры к использованию международной правовой помощи, хотя она бывает необходимой.
Статья: Меры административного предупреждения правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием, предусмотренные в законодательстве зарубежных стран
(Сейдахметова А.У.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В соответствии со ст. 10.1 Закона Грузии сотрудник полиции может устанавливать за насильником электронный надзор для обеспечения временной меры по защите жертвы <10>. Этот способ принудительного воздействия применяется не только как уголовно-правовая мера, но и как административно-правовая. Считаем, что вышеуказанный опыт по применению электронных средств слежения целесообразно использовать в отношении лиц, к поведению которых установлены особые требования. Применение электронных средств слежения положительно отразится на профилактике правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием. К примеру, в практической деятельности сотрудников полиции имеются случаи семейно-бытовых конфликтов между бывшими супругами (совместно не проживающими), когда правонарушитель приходит домой к жертве и применяет в отношение нее физическое насилие либо психологическое насилие. В таких случаях в ранее указанных зарубежных странах выносится защитное предписание, устанавливающее запреты на преследование и посещение потерпевшего лица, но данные запреты невозможно контролировать. Применение электронных средств слежения даст возможность своевременно отследить правонарушителя и не допустить повторного правонарушения. В своем диссертационном исследовании М.А. Нерода на основании рассмотрения зарубежного опыта по противодействию домашнего насилия приходит к выводу, что "необходимо постепенно к мероприятиям в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию прибавить использование специальных электронных GPS-браслетов, с помощью которых полиция получает сигнал о том, что к потерпевшему лицу приближается обидчик, который требует немедленной реакции" <11>. Е.С. Акимжанов также отмечает: "Эффективными в условиях казахстанской правовой системы могут стать: 1) применение в рамках осуществления специальных мер административно-правовой защиты от домашнего насилия электронных браслетов..." <12>.
(Сейдахметова А.У.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В соответствии со ст. 10.1 Закона Грузии сотрудник полиции может устанавливать за насильником электронный надзор для обеспечения временной меры по защите жертвы <10>. Этот способ принудительного воздействия применяется не только как уголовно-правовая мера, но и как административно-правовая. Считаем, что вышеуказанный опыт по применению электронных средств слежения целесообразно использовать в отношении лиц, к поведению которых установлены особые требования. Применение электронных средств слежения положительно отразится на профилактике правонарушений, связанных с семейно-бытовым насилием. К примеру, в практической деятельности сотрудников полиции имеются случаи семейно-бытовых конфликтов между бывшими супругами (совместно не проживающими), когда правонарушитель приходит домой к жертве и применяет в отношение нее физическое насилие либо психологическое насилие. В таких случаях в ранее указанных зарубежных странах выносится защитное предписание, устанавливающее запреты на преследование и посещение потерпевшего лица, но данные запреты невозможно контролировать. Применение электронных средств слежения даст возможность своевременно отследить правонарушителя и не допустить повторного правонарушения. В своем диссертационном исследовании М.А. Нерода на основании рассмотрения зарубежного опыта по противодействию домашнего насилия приходит к выводу, что "необходимо постепенно к мероприятиям в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию прибавить использование специальных электронных GPS-браслетов, с помощью которых полиция получает сигнал о том, что к потерпевшему лицу приближается обидчик, который требует немедленной реакции" <11>. Е.С. Акимжанов также отмечает: "Эффективными в условиях казахстанской правовой системы могут стать: 1) применение в рамках осуществления специальных мер административно-правовой защиты от домашнего насилия электронных браслетов..." <12>.