О порядке рассмотрения граждан РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу О порядке рассмотрения граждан РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы жалобы ФИО5 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что ООО... не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции, в связи с чем положения Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" на данные отношения не распространяются, являются не состоятельными и основаны на неверном толковании закона.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы жалобы ФИО5 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что ООО... не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции, в связи с чем положения Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" на данные отношения не распространяются, являются не состоятельными и основаны на неверном толковании закона.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Решение о проведении прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение обращения
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.
Статья: Уполномоченный по правам человека
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении применяется порядок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, установленных Законом об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в том числе сроков рассмотрения жалоб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении применяется порядок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, установленных Законом об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в том числе сроков рассмотрения жалоб.
Статья: Отзыв ходатайства до рассмотрения судом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Официальная просьба - это родовое понятие. Она может содержаться как в иных процессуальных документах (исковых заявлениях, заявлениях, жалобах, ходатайствах), так и в обращениях, рассматриваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также во внепроцессуальных обращениях по гражданским делам, находящимся в производстве суда (ч. 4 ст. 8 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Официальная просьба - это родовое понятие. Она может содержаться как в иных процессуальных документах (исковых заявлениях, заявлениях, жалобах, ходатайствах), так и в обращениях, рассматриваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также во внепроцессуальных обращениях по гражданским делам, находящимся в производстве суда (ч. 4 ст. 8 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ).
Статья: Комментарий к ст. 151 ГК РФ (компенсация морального вреда)
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Еще одним примером может служить дело, в котором суд взыскал компенсацию с государственного медицинского учреждения, которое проигнорировало запросы потерпевшего и не ответило на них. Как указал ВС РФ, соответствующее учреждение осуществляет публично значимые функции в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, а потому должно было рассмотреть обращения истца и дать ответ в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что ответчик нарушил неимущественное право истца на получение ответа на его обращение, что послужило основанием для взыскания компенсации за причиненный моральный вред <80>.
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Еще одним примером может служить дело, в котором суд взыскал компенсацию с государственного медицинского учреждения, которое проигнорировало запросы потерпевшего и не ответило на них. Как указал ВС РФ, соответствующее учреждение осуществляет публично значимые функции в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, а потому должно было рассмотреть обращения истца и дать ответ в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что ответчик нарушил неимущественное право истца на получение ответа на его обращение, что послужило основанием для взыскания компенсации за причиненный моральный вред <80>.
Статья: Институт укрепления доверия к органам власти
(Хочешева О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Не менее важна эффективная система обратной связи. Регулярные общественные слушания, онлайн-опросы, платформы для подачи жалоб и предложений, а также возможность прямого диалога с представителями власти - все это позволяет гражданам высказывать свое мнение и влиять на принимаемые решения. Важно, чтобы эти обращения не оставались без ответа, а получали своевременную и аргументированную реакцию. Несмотря на четкое законодательное определение порядка рассмотрения обращений граждан Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на практике нередко приходится получать отписки с соблюдением предусмотренного ст. 12 указанного Закона срока, но фактически содержание ответа не удовлетворяет требования заявителя, что значительно влияет на эффективность рассмотрения обращений и степень доверия к власти. В данном направлении за последние несколько лет прослеживается большой прогресс, однако еще есть необходимость совершенствовать качество обратной связи с обществом, уделяя больше внимания качеству содержания ответов.
(Хочешева О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Не менее важна эффективная система обратной связи. Регулярные общественные слушания, онлайн-опросы, платформы для подачи жалоб и предложений, а также возможность прямого диалога с представителями власти - все это позволяет гражданам высказывать свое мнение и влиять на принимаемые решения. Важно, чтобы эти обращения не оставались без ответа, а получали своевременную и аргументированную реакцию. Несмотря на четкое законодательное определение порядка рассмотрения обращений граждан Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на практике нередко приходится получать отписки с соблюдением предусмотренного ст. 12 указанного Закона срока, но фактически содержание ответа не удовлетворяет требования заявителя, что значительно влияет на эффективность рассмотрения обращений и степень доверия к власти. В данном направлении за последние несколько лет прослеживается большой прогресс, однако еще есть необходимость совершенствовать качество обратной связи с обществом, уделяя больше внимания качеству содержания ответов.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <157> установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Согласно данному Закону жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <157> установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Согласно данному Закону жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы;
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Обыватель зачастую знает, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) определяет общий порядок (причем только применительно к государственным органам, органам местного самоуправления, соответствующим должностным лицам) реализации конституционного права на обращение, но существуют и специальные случаи, регламентированные, например, положениями Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а при понимании категории "обращение" в широком смысле - даже на основе Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Обыватель зачастую знает, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) определяет общий порядок (причем только применительно к государственным органам, органам местного самоуправления, соответствующим должностным лицам) реализации конституционного права на обращение, но существуют и специальные случаи, регламентированные, например, положениями Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а при понимании категории "обращение" в широком смысле - даже на основе Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Обращения клиентов, связанные с использованием цифровых счетов, которые будут содержать элементы жалобы, заявления или предложения в значении, используемом в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", будут подлежать рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные указанным Законом.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Обращения клиентов, связанные с использованием цифровых счетов, которые будут содержать элементы жалобы, заявления или предложения в значении, используемом в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", будут подлежать рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные указанным Законом.
Статья: Как в бумажном виде ответить на электронное обращение
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Фрагмент документа. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон об обращениях граждан)
(Иритикова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Фрагмент документа. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон об обращениях граждан)
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).